Стартовал форум с приветственного слова первого заместителя председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Сергея Фивейского. В своей речи он отметил важность проведения подобных мероприятий в Петербурге, поскольку этот город в силу ряда факторов имеет все предпосылки для того, чтобы стать инновационной столицей России и конкурентоспособным инновационным центром мирового уровня.
Первая часть форума была посвящена вопросам инноваций в области использования беспроводных сетей передачи данных. В частности, исполнительный директор ассоциации участников рынка беспроводных сетей передачи данных Wireless Ukraine Олег Соболев рассказал об альтернативном использовании беспроводных сетей передачи данных. Ассоциация Wireless Ukraine была образована в 2002 году и работает на рынке беспроводных технологий Украины. На сегодняшний день она объединяет в своем составе более 80 компаний.
В своем выступлении г-н Соболев рассказал о проекте, который продвигается под эгидой этой ассоциации на украинском рынке. Суть проекта заключается в реализации межоператорского проекта беспроводных сетей национального масштаба на базе альянса операторов беспроводной связи и операторов мобильной связи на Украине. Данный проект носит название Metro.WiFi. На базе ассоциации была создана коммерческая структура которая выступает интегратором проекта и ею заключены договоры с представителями на Украине мобильных операторов МТС и «Билайн», а также местным оператором «Киевстар» с одной стороны и операторами беспроводного широкополосного доступа во всех городах Украины с другой. Таким образом, у пользователей появляется возможность без заключения каких-либо контрактов или договоров с операторами связи получить доступ к общей сети беспроводного доступа по технологии WiFi. Технически услуга реализована так, что пользователь, попадая в зону действия Metro.WiFi оправляет SMS-запрос на определенный номер мобильного оператора и получив код доступа может пользоваться услугой. При этом оплата услуги производится через мобильного оператора, то есть деньги снимаются со счета абонента. Услуга тарифицируется помегабайтно. Стоимость 1 Мбайта варьируется от $0,02 до $0,20 в зависимости от оператора беспроводного доступа, который оказывает услугу. Маркетированием услуги также занимаются мобильные операторы. На сегодняшний день, по данным Wireless Ukraine количество абонентов Metro.WiFi составляет около 10 тыс. человек. Сейчас в рамках развития этого проекта происходит внедрение точек доступа в жилых домах и офисах.
О еще одной форме межоператорского взаимодействия и, как следствие, появлении новой услуги рассказал ведущий специалист отдела разработки и управления услугами дирекции по маркетингу ОАО «МТТ» Алексей Матыцын. Его доклад был посвящен организации роуминга в сетях Wi-Fi. Напомним, что ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) является оператором междугородной и международной связи РФ. На сегодняшний день МТТ предоставляет телекоммуникационные услуги и обеспечивает организацию взаимодействия более чем 300 сетей сотовых операторов и более 100 сетей операторов фиксированной связи в России между собой, с 50 зарубежными операторами, а по сигнальному взаимодействию с более чем 300 зарубежными операторами.
Цель реализованного проекта по WLAN-роумингу состоит в том, чтобы дать возможность абонентам компаний, участвующих в нем пользоваться услугами Wi-Fi-доступа в «гостевых» сетях, используя при этом логин и пароль, полученные от «домашних» операторов. Проект развивается уже два года, и, в данном случае, МТТ выступает в агрегатора сетей и обеспечивает операторам возможность предоставления своим абонентам услуги WLAN-роуминга или роуминга в сетях Wi-Fi. Всего МТТ агрегирует более 200 хот-спотов, предоставляя межсетевой обмен трафиком, сбор тарификационной информации для обеспечения расчетов между операторами и координацию взаимодействия сторон в процессе предоставления услуг. Кроме того, на базе МТТ реализованная тестовая зона, в которой каждый оператор беспроводного доступа, желающий присоединиться к программе WLAN-роуминга, может проверить свое оборудование на предмет совместимости с оборудованием партнеров. Кроме того, у МТТ есть интернет-ресурс, на котором представлена вся информация об операторах, участвующих в программе, адреса хот-спотов и другая полезная информация. Примечательно, что партнеры обеспечивают единую для всех городов действия роуминга цену на услугу беспроводного доступа для конечного пользователя.
На сегодняшний день в проекте участвуют «Комстар-ОТС», который располагает разветвленной сетью точек доступа в Интернет по технологии Wi-Fi в Москве, Сочи и Перебурге, «ПетерСтар» обслуживающий собственную Wi-Fi-сеть хот-спотов, расположенных, в основном, в ресторанах, кафе и отелях Петербурга. Кроме того, в проекте принимают участие «ТангоТелеком» - владелец крупнейшей сети хот-спотов в Ижевске и «Простор Телеком», который оперирует сетью QuantumWiFi, работающей в 15-ти городах России. Кроме того, МТТ сотрудничает с ведущим мировым провайдером WLAN-роуминга швейцарской компанией WeRoam, которая предоставляет услуги роуминга более чем 300 операторам в 125 странах мира. Недавно эта услуга была запущена в коммерческую эксплуатацию (см. новость от 27 ноября 2007 г.).
Среди проблем, с которыми столкнулся МТТ в процессе реализации проекта, были названы проблема устаревшего технического оборудования, и несовместимость программного обеспечения. Кроме того, в целом активному развитию Wi-Fi в России препятствует дороговизна оборудования.
В целом же, по данным г-на Матыцына популярность сервиса Wi-Fi в России растет, в частности за первое полугодие 2007 года рост этого рынка составил 60 % по сравнению с прошлым годом. За последние несколько лет количество хот-спотов увеличилось в 1,5 раза. Наблюдается также снижение количества бесплатных хот-спотов. По прогнозам, к 2010 году в России будет более 30 тыс. хот-спотов. В целом же рынок беспроводного доступа в России составляет около $80 млн.
О тех проблемах, которые существуют на сегодняшний день на рынке B2B MVNO (услуги виртуального оператора мобильной связи, ориентированные на корпоративный сектор), рассказал коммерческий директор компании «Гарс Телеком» Дмитрий Александров.
Профиль деятельности «Гарс Телеком»– управление телекоммуникациями, реализация интеграционных проектов и предоставление услуг связи и передачи данных. Компания ориентирована на работу с крупными корпоративными клиентами и операторами связи, которым наряду с традиционными телеком-сервисами оказывает услуги в области телеком-консалтинга, аутсорсинга услуг связи и телеком-инфраструктуры, а также управления телеком-бюджетом. В 2003 году компания стала первым российским виртуальным оператором мобильной связи (MVNO), ориентированным на корпоративный сектор и запустил ряд инновационных сервисов, в том числе услугу беспроводного доступа и конвергенции фиксированной и мобильной связи. На данный момент это единственный российский виртуальный оператор мобильной связи для корпоративного сектора. Отметим, что хост-оператором является «МегаФон». В 2007 году компания реализовала продукт «3G Офис» ориентированный на корпоративный рынок. Решение позволяет сотрудникам подключаться к рабочей корпоративной сети своей компании и выходить в Интернет по беспроводному высокоскоростному каналу с максимальным уровнем безопасности передачи данных. Беспроводная составляющая продукта была реализована на основе технологии EV-DO. Данная технология обеспечивается на CDMA сети компании «Скай Линк», ставшей хост-оператором в рамках решения «3G Офис» (см. новость от 26 июля 2007 г.).
По словам г-на Александрова среди основных тенденций рынка MVNO для корпоративных клиентов можно отметить четыре основные. Первое, это то, что беспроводные технологии быстро развиваются и становятся заменой или дополнением традиционным сервисам. С другой стороны наблюдается тенденция к тому, что технология GSM станет нишевым продуктом на рынке MVNO для корпоративного сегмента, поскольку единственным ее преимуществом является ее распространенность. В свою очередь стандарт CDMA может стать более популярным, поскольку больше подходит для решения бизнес-задач в силу технических характеристик, однако многое зависит от того, насколько быстро будет развиваться зона покрытия CDMA в России. Также было указано на то, что на сегодняшний день не существует четкой стратеги развития этого направления рынка. Именно по этому бизнес MVNO B2B развивается слабо.
По словам докладчика, для развития этого бизнеса в России как на базе стандарта GSM, так и на базе CDMA, в том виде, в котором они представлены на сегодняшний деть, имеются свои трудности. В частности, GSM-технология не может обеспечить скорости передачи данных, которая бы удовлетворяла потребности корпоративных клиентов. Кроме того, одним из свойств услуги MVNO B2B является возможность использования короткого «внутреннего» номера для того, чтобы связаться с сотрудником и таким образом обеспечивать постоянное присутствие в корпоративной сети компании вне зависимости от местоположения. Сейчас реализовать этот сервис, по словам Дмитрия Александрова, возможности нет, что связано с политикой мобильных операторов. Кроме того, GSM не может обеспечить достаточного уровня безопасности. Что же касается CDMA, то, несмотря на большие скорости передачи данных, возможные при использовании этой технологии, передача данных идет по асинхронному каналу, что приводит к невозможности с одинаковой скоростью принимать и отправлять данные. Еще одним минусом этой технологии при использовании ее для услуг MVNO B2B является небольшая зона покрытия сети и проблемы с роумингом. В завершении своего выступления, г-н Александров заявил, что, несмотря на то, что у «Гарс Телеком» есть уже реализованные решения для MVNO B2B рынка, компания не рассматривает это направление деятельности как стратегическое.
О вопросах безопасности web-проектов телекоммуникационных компаний и защите сайтов от взломов и атак говорил генеральный директор компании «1С - Битрикс» Сергей Рыжиков. Компания «1С - Битрикс» - это совместное предприятие, которое занимается реализацией своего продукта «1С-Битрикс: Управление сайтом» на территории бывшего СССР.
По словам г-на Рыжикова. На сегодняшний день, сайты компаний становятся интерфейсом для доступа к внутренним системам компаний. Это приводит к тому что сайты становятся неотъемлемой частью инфраструктуры, но при этом выпадают из компетенции отделов безопасности. Также было отмечено, что крайне низок уровень понимания угрозы, которую несет атака на сайт или его взлом и, как следствие, получение доступа к внутрикорпоративным ресурсам компаний.