Как объявил «МегаФон», 20 марта 2008 года был совершен звонок по мобильному телефону в воздушном пространстве на рейсе Дубай - Касабланка с борта авиалайнера Airbus A340-300 авиакомпании Emirates, совершающей полеты более чем в 60 стран мира. Возможность пользоваться услугами связи на борту авиалайнера обеспечил оператор AeroMobile, с которым компания «МегаФон» заключила роуминговое соглашение в конце 2006 года, а коммерческий роуминг установила в конце 2007 года. С момента запуска сети AeroMobile в коммерческую эксплуатацию все абоненты «МегаФона» получили возможность совершать и принимать звонки на борту самолетов.
Техническое решение AeroMobile получило все необходимые разрешительные документы органов авиационной безопасности, в том числе Европейского агентства авиационной безопасности (European Aviation Safety Agency (EASA), и позволяет абонентам совершать и принимать вызовы с мобильных телефонов, а также отправлять и получать SMS-сообщения во время полета, не создавая при этом помех для бортовой электроники.
Отметим, что согласно правилам пассажирских авиаперевозок пользоваться мобильными телефонами пассажиры самолетов могут только на крейсерской высоте полета, т.е. исключая время взлета или посадки. Вызовы и отправка SMS-сообщений с борта самолетов авиакомпании Emirates для абонентов «МегаФона» тарифицируются в соответствии с тарифами роуминговой зоны «Остальные страны».
В настоящее время услуги роуминга в сети оператора AeroMobile предоставляются только на борту авиалайнера Airbus A340-300 авиакомпании Emirates. В ближайшее время будут оборудованы авиалайнеры Boeing 777-300. Кроме этого, уже достигнута договоренность о сотрудничестве между AeroMobile и крупнейшей австралийской авиакомпанией Qantas Airways.
«МегаФон» активно развивает роуминговое направление бизнеса. В большинстве стран мира роуминг для абонентов сети «МегаФон» обеспечивает сразу ряд мобильных сетей. Кроме того, пользоваться мобильной связью абоненты сети «МегаФон» могут даже вдали от центров цивилизации, благодаря роумингу в спутниковых сетях и на круизных лайнерах. «Если говорить о роуминге на воде, а здесь также идет речь о сетях, не привязанных к территории какой-либо страны, то в течение последних двух лет мы заключили роуминговые соглашения с четырьмя операторами, предоставляющими услуги на круизных лайнерах, - рассказали в пресс-службе «МегаФон». – Ими стали Siminn hf (ISLOC), остров Мэн; Manx Telecom Limited (SHIPS), Исландия; Maritime Communications Partner as, Норвегия; и AT&T Mobility LLC (BMU01), США. Что касается перспектив, то услуга появилась совсем недавно, но наша задача – обеспечить абонентам доступ к услугам связи везде, где это только возможно».
Что касается других операторов «большой тройки», то в ОАО «ВымпелКом» рассказали, что оператор OnAir запустил роуминг на одном из бортов компании Air France (Airbus A318 на 123 пассажира): «Пока оснащен один борт, но у компании OnAir далеко идущие планы. Схема сотрудничества ОАО «ВымпелКом» и OnAir такова: мы подписали соглашение о запуске с OnAir еще 15 октября 2007 года - с этого момента мы и предоставляем нашим абонентам услугу роуминга, - а OnAir уже заключает договоры с авиакомпаниями. Если будут появляться другие компании, готовые предоставить услугу в коммерческую эксплуатацию, мы будем заключать с ними соглашения, потому что наша цель – предоставить абонентам максимальную возможность общения».
В ОАО «Мобильные ТелеСистемы» рассказали о своем опыте авиароуминга: «Такое соглашение имеется с компанией OnAir, в сотрудничестве с которой сервис может предоставляться на рейсах авиакомпаний Air France, BMI (Великобритания), TAP (Португалия), Royal Jordanian (Иордания), Ryanair (Ирландия), Air Asia (Малайзия), Shenzhen Airlines (Китай), Kingfisher Airlines (Индия). Сейчас OnAir ведет тестирование услуг с большинством указанных авиакомпаний, а список авиакомпаний постоянно расширяется. МТС также открыта к сотрудничеству с другими роуминговыми партнерами по оказанию услуг авиационного роуминга».
«Мы полагаем, что данная услуга будет востребована в первую очередь бизнес-пассажирами и часто путешествующими абонентами, - пояснила пресс-секретарь ОАО «Мобильные телеСистемы» Ирина Осадчая. - Исходя из статистики пользования подобными услугами, существуют предпосылки к тому, чтобы услуга авиационного роуминга была востребованной. Так, по данным исследования, проведенного в интересах компании OnAir, более 70 % бизнес-путешественников готовы использовать сервисы по передаче данных и совершать звонки в полетах средней и большой дальности (Pradate Passenger Survey for OnAir, 2006 год). По данным этого же исследования, 70 % бизнесменов берут с собой в поездку ноутбуки и 45 % бизнес-пассажиров - коммуникаторы, а наиболее важны для них в поездке сервисы по передаче данных (IMDC research для OnAir, 2006 год).