Специализированная выставка «Реклама и информация» впервые была организована в 1993 году и на сегодняшний день является одной из крупнейших на Северо-Западе среди представляющих данную отрасль бизнеса. Организатором мероприятия выступило ОАО «Ленэкспо». Выставка проводилась при поддержке правительства Петербурга, правительства Ленинградской области, Торгово-промышленной палаты Петербурга, Лиги рекламных агентств, Российской ассоциации маркетинга и Общественного совета по рекламе Петербурга. В этом году на XVI по счету выставке рекламные, PR- и дизайн-агентства, консалтинговые и информационные агентства представили свои мультимедийные проекты, примеры сувенирной и представительской продукции, полиграфии в рекламе, продемонстрировали разработки в области имидж-рекламы, наружной рекламы, световой и неоновой рекламы и рекламы на транспорте. Были представлены образцы дизайна упаковки, графического дизайна, аудио- и видеорекламы, рекламной фотографии, выставочных конструкций и многое другое.
Что касается компаний, занимающихся производством и продвижением рекламной продукции при помощи информационных технологий, то, в частности, на выставке свои разработки представила «ОФТ-Медиа» (OFT-Media). Основным профилем деятельности компании является разработка программного обеспечения для сетей IP-TV, которое может применяться при удаленном управлении видеорекламой. На выставке «ОФТ-Медиа» представила собственную разработку – AdCast. AdCast – это программно-аппаратный комплекс управления рекламными видеопотоками для Indoor TV (локальное рекламное телевидение в торговых центрах, супермаркетах, аэропортах и т.п.). С мониторов и плазменных панелей, расположенных в магазинах, транслируются развлекательные программы и реклама. «Отличительными особенностями комплекса AdCast является то, что он может выводить одновременно несколько потоков на один экран. На уже имеющееся изображение можно накладывать бегущую строку, статичный текст или картинку, увеличивая, таким образом, рекламную площадь. Управлять рекламным видеопотоком телевизоров или мониторов можно и по отдельности с удаленного сервера, показывая разную рекламу на разных мониторах. Еще одна особенностью является то, что заказчик имеет возможность через web-браузер получать полный отчет о том, когда, где и сколько было показано рекламы», - рассказал коммерческий директор «ОФТ-Медиа» Алексей Пронин.
Свою разработку Еxpress-site представила компания с одноименным названием. Еxpress-site – это платформа для создания сайтов. Благодаря ей, по данным компании, клиент может сократить время создания своего представительства в сети Интернет до 1-2 часов. Сайты создаются автоматически с использованием платных и бесплатных компонентов (шаблонов и модулей). Каждый создаваемый сайт включает в себя домен, хостинг на год и почтовый сервер, предоставляемые компанией. В качестве системы администрирования используется собственная разработка компании - ExpiCMS. Эта система позволяет управлять информационным наполнением сайта, структурой, форумами, рекламой, рассылкой, распределять права между группами пользователей, анализировать статистику посещений и оценивать эффективность рекламных кампаний. «Платформа Еxpress-site – это профессиональное решение для профессионалов. Отличие от обычного конструктора сайтов заключается в гибкости и масштабируемости нашего решения, основанного на профессиональной системе ExpiCMS. Проект запущен недавно, и на сегодняшний день у нас на рассмотрении находится около 300 компаний, некоторые из которых, возможно, станут нашими партнерами по продвижению нашего продукта», - рассказал директор проекта Михаил Зеленский.
Свой проект адресной электронной рекламы (direct mail) представила компания «Интернет-Проекты» (Internet Projects). Компания специализируется на оказании услуг в среде Интернета и развивает два основных направления бизнеса – это информационный канал Subscribe.Ru и сервис опросов интернет-аудитории VoxRu.Net.
Информационный канал Subscribe.Ru является одной из самых крупных рекламных площадок в Интернете. В настоящее время в службе почтовых рассылок Subscribe.Ru открыто более 25 тыс. рассылок, которые получают около 5 млн подписчиков. VoxRu.Net - подразделение компании, проводящее опросы интернет-аудитории, в том числе и по заказам СМИ, компаний-производителей и фирм, предлагающих свои услуги как в сети Интернет, так и на традиционном рынке.
Свой стенд был представлен компанией «Пассажир ТВ», основная деятельность которой связанна с размещением рекламной информации на жидкокристаллических мониторах в общественном транспорте. На сегодняшний день информация с рекламными сообщениями записывается на flash-карту и транслируется при помощи flash-плеера. Среди типов рекламных сообщений компания предлагает клиентам видеоролики, информацию «бегущей строкой», социальные рекламные ролики, кроме того, существует отдельная рубрика «вакансии», и тематический контент. Некоторое время назад был также запущен SMS-чат. На сегодняшний день сообщения обновляются каждую неделю, однако, как сообщили представители «Пассажир ТВ», сейчас ведутся переговоры с тремя телекоммуникационными операторами об организации SMS-чата в режиме реального времени. При этом информация будет передаваться по протоколу Wi-Fi. Проект планируется реализовать в ближайшие несколько месяцев.
В этом году выставка впервые проводилась совместно с XIII Международным рекламным форумом «Диалог 2008», организаторами которого являются Ассоциация коммуникационных агентств России, Общественный совет по рекламе Петербурга и Ленинградской области, Координационный совет по рекламе при Межгосударственном совете по антимонопольной политике стран СНГ.
В рамках форума были затронуты и вопросы рекламы в сети Интернет. В частности, представители рекламного агентства Molinos провели семинар на тему «Нестандартные коммуникации в сети Интернет». Директор по развитию рекламного агентства Molinos Светлана Павлова рассказала о формировании общественного мнения в тематических форумах, блогах, «вирусном» маркетинге и привела примеры мирового опыта использования нестандартного продвижения товаров и услуг в сети Интернет.
По словам докладчика, на сегодняшний день помимо стандартных способов рекламы в сети Интернет, которые включают в себя создание интнрнет-представительств, баннерную рекламу, поисковую оптимизацию и размещения пресс-релизов, используются также и нестандартные способы рекламы и продвижения товаров и услуг. При этом на западном рынке нестандартные способы продвижения используются уже достаточно широко, в России же такие способы применяют в основном крупные компании, и они не так широко распространены.
Среди нестандартных способов продвижения используются так называемый партизанский маркетинг, предполагающий непрямое продвижение товаров и услуг, работа в тематических форумах и блогах, «вирусная» реклама, e-mail-рассылка, реклама в социальных сетях, product placement и создание и использование бренд-персонажей.
Работа в тематических форумах может строиться как по принципу прямого общения, то есть ответов на интересующие клиентов вопросы самих представителей компании на сайте, так и при помощи манипулирования общественным мнением. Во втором случае, к примеру, на каком-либо тематическом форуме размещаются вопросы от «участников» относительно характеристик того или иного товара и ответы на них с перечислением достоинств определенной марки или определенного производителя. Также существует возможность манипуляции общественным мнением посредством работы в блогах. На сегодняшний день сетевые дневники есть у многих людей, в том числе и у известных политиков, спортсменов, деятелей культуры и т. д., и в какой-то мере упоминание такими известными блогерами в своих дневниках товаров определенных производителей может влиять на выбор потребителя. Однако, по словам, Светланы Павловой, необходимо крайне осторожно подходить к работе с блогами и форумами, поскольку интернт-общественность крайне негативно реагирует на скрытую рекламу, размещенную в блогах и на форумах.
Еще одним способом продвижения является «вирусный» маркетинг. В этом случае компания-производитель создает какой-либо интересный, вызывающий определенную эмоциональную реакцию контент (новости, анекдоты, flash-игры, картинки и т.д.) и запускает его в сеть. Распространение такого контента происходит уже самими пользователями, которые пересылают друг другу ссылки на этот контент. В качестве удачного примера реализации такого способа продвижения был назван проект, реализованный компанией OfficeMax под названием «Стань эльфом». На сайте компании посетители имели возможность загрузить свою фотографию, после чего на сайте появлялась открытка, на которой был изображен танцующий эльф с лицом посетителя. В канун 2007 года в эту игру сыграло 36 млн человек, затем была введена возможность загружать пять фотографий, после чего компания привлекла на свой сайт более 110 млн посетителей и попала в top-1000 самых посещаемых web-страниц в 50 странах мира. При этом, по словам г-жи Павловой, такой способ продвижения тоже имеет свои недостатки, связанные с тем, что отследить распространение такого контента практически невозможно, и необходимо учитывать, что у некоторых пользователей он может вызвать негативную реакцию.
Среди других каналов продвижения были названы проекты, подобные YouTube, дающие возможность размещать видеоролики. Кроме того, в качестве нестандартных каналов используются социальные сети («ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой Круг» и т. д.), которые пользуются большой популярностью среди пользователей. Что же касается такого способа, как product placement, используемого в сети Интернет, то в качестве примера был приведен опыт канадской строительной компании Cressey Developers. Эта компания занималась строительством в Ванкувере небоскреба The Donovan. Для того чтобы наладить канал продаж помещений в строящемся здании, компания сняла мини-сериал Donovan Life («Жизнь Донована»), напоминающий известный телесериал Sex and the City («Секс в большом городе») и разместила его в Интернете. Каждая короткая серия интернет-сериала рассказывала историю одного из обитателей этого дома, причем сам дом на момент съемок сериала еще не был построен. Таким образом, посещаемость промосайта, посвященного этому проекту, выросла до 20 тыс. в день и, соответственно, увеличилось количество продаж жилых помещений. В качестве еще одного примера product placement было названо участие большинства крупных компаний с известными брендами в проекте Second Life, который представляет собой виртуальный 3-D мир. При этом, по словам г-жи Павловой, производители рассчитывают на то, что участники проекта, привыкнув пользоваться товарами определенных марок в виртуальном мире, будут стремиться к тому, чтобы пользоваться теми же товарами в мире реальном.