Компания BCC специализируется на разработке комплексных решений и реализации масштабных проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий и инжиниринга. В 2007 году объем бизнеса BCC превысил $300 млн. Компания занимается управленческим и бизнес-консалтингом, ИТ-консалтингом, предоставляет услуги по внедрению и интеграции программных приложений и др. Среди заказчиков: ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «Вымпелком», ОАО «Мегафон», ОАО «Сбербанк России», ОАО «УРСА-Банк», ОАО «Банк ВТБ Северо-Запад», ОАО «Архангельский ЦБК», ОАО «РАО ЕЭС России», ОАО «Аэрофлот» и др.
Юридический факультет СПбГУ, являющийся старейшей юридической школой России, осенью 2007 года провел тендер на право реализации проекта модернизации информационной инфраструктуры факультета в соответствии с Федеральным законом ФЗ-94. Целью проекта являлось кардинальное обновление аппаратных средств и системного ПО домена факультета, внедрение на факультете системы аутентификации по смарт-картам, установка терминалов для доступа к публичной информации, а также создание целого ряда новых информационных служб, что в совокупности позволило бы факультету обеспечить ИТ-поддержку учебного процесса на уровне самых современных требований. По итогам тендера право на выполнение этого проекта выиграла компания BCC.
Согласно техническому заданию, проект также предусматривал внедрение веб-портала, позволяющего студентам и аспирантам создавать и сохранять на нем свои работы, в том числе и через Интернет. Каждый студент может пройти простую процедуру регистрации и стать пользователем портала jurfak.spb.ru. Одновременно предполагалась модернизация аппаратно-программного обеспечения службы архивного копирования с введением более строгого регламента, сводящего к минимуму риски потери информации.
После завершения этапов проектирования, монтажа и настройки новой информационной системы специалистами ВСС была осуществлена постепенная интеграция приложений на новое оборудование и новые версии ПО. Дополнительно модернизирована почтовая служба факультета, которая теперь обладает функциональностью предоставления мобильного доступа, автоматического администрирования почты по сценариям и т.д., выполненной на базе почтовой системы нового поколения Microsoft Exchange 2007. Осуществление миграции произведено без остановки основных систем: студенты и преподаватели не почувствовали перерыва в обслуживании ни домена, ни почты.
Для реализации требований по контролю доступа домен факультета оснащен службой сертификатов, которая совместно с программно-аппаратными решениями Aladdin обеспечивает работу системы двухфакторной аутентификации на базе смарт-карт eToken для 2500 студентов и преподавателей факультета. Все компьютеры в лабораториях и компьютеризированных классах вошли в общий домен и снабжены считывателями для смарт-карт. В результате каждый студент может под собственной защищенной учетной записью создать нужные ему файлы и сохранить их на портале SharePoint. Для управления инфраструктурой смарт-карт, включающей выпуск, инициализацию, назначение прав, отзыв и другие функции, специалистами ВСС созданы рабочие места администраторов, оснащенные специальным оборудованием, в том числе цифровыми фотоаппаратами и принтерами, способными наносить изображение на смарт-карту. Перед выдачей смарт-карты ее владелец фотографируется, затем изображение печатается на поверхности смарт-карты вместе с другими данными о пользователе. Это обеспечивает возможность визуального контроля и по функциональности фактически приравнивает персональную смарт-карту к электронному ID владельца.
В читальных залах библиотеки факультета установлены несколько десятков терминалов Wyse, оснащенных встроенными считывателями смарт-карт. С помощью этих терминалов пользователи получают доступ к ресурсам учебно-научной библиотеки факультета. В лабораториях, где компьютеры были установлены ранее, имеющиеся клавиатуры заменены клавиатурами со встроенным считывателем смарт-карт. Таким образом, оборудование публичных мест было максимально упрощено, и при этом вероятность его кражи заметно снизилась.
В качестве аппаратной платформы проекта выбраны серверы HP ProLiant DL 380 и DL 360. Функциональность каждого сервера в отдельности и дублирование некоторых функциональных ролей на двух серверах обеспечило отказоустойчивость аппаратной части информационных служб. Хранение данных сосредоточено на дисковой полке HP MSA1000. Дисковая подсистема полки организована с использованием RAID 5 и RAID 10 с применением дублированных контроллеров. Такое решение позволило максимально защититься от однократного сбоя оборудования.
Как отметил заместитель директора департамента системной интеграции BCC Василий Баракин, новая информационная система юридического факультета изначально проектировалась как система с возможностью расширения. Если вследствие возрастания нагрузки какие-то подсистемы не будут справляться с обработкой запросов, то можно будет нарастить вычислительную мощность или объем систем хранения за счет простого увеличения количества отдельных компонентов серверов. «Мы уверены, что в течение ряда лет информационная система факультета будет успешно справляться с поставленными перед ней задачами и не потребует значительных дополнительных инвестиций», - добавил Василий Баракин.
Начальник информационно-аналитического центра университета Дмитрий Лютов заметил: «Работа с современными информационными технологиями повышает уровень учебного процесса среди студентов, а сам факт наличия такой мощной информационной системы способствует привлекательности юридического факультета среди будущих абитуриентов. Мы планируем продолжить работу над будущими этапами проекта вместе со специалистами BCC. В летнее время, когда студенты уйдут на каникулы, будет продолжено внедрение смарт-карт на факультете. В течение 2008 года планируется внедрить такую функциональность, как проверка почты на вирусы и спам с помощью Microsoft Forefront Client Security, а также осуществить последующую миграцию домена на Windows Server 2008. Терминальные технологии, а также технологии виртуализации и доставки приложений хорошо зарекомендовали себя на проекте, и юридический факультет рассматривает возможность расширения системы терминального доступа, в частности для автоматизации сдачи государственных экзаменов на факультете». Также Дмитрий Лютов добавил, что необходимость в модернизации возникла в связи с тем, что рост сети потребовал внедрения новых решений и модернизации старого серверного оборудования. Использование технологий терминального доступа позволит сократить расходы на сопровождение и техническое обслуживание, а использование более современных серверов повысит надежность всей IT-инфраструктуры.
Вице-президент BCC Сергей Канев отметил: «Успех в решении данной задачи во многом зависит от того, насколько эффективно будет организован процесс подготовки новых кадров для этого инновационного рывка. Осознавая насущность такой задачи, мы уделяем внимание развитию широкого спектра технологических экспертиз и инструментария, необходимых для ее решения. Значительное развитие в компании получило направление разработки специализированных систем автоматизации учебного процесса. В сочетании с такими решениями, как электронные архивы, системы управления знаниями (ECM), порталы и средства интеграции приложений, системы терминального доступа, современные инженерные системы и технические системы безопасности позволяет вузам получить комплексное сбалансированное решение «под ключ» от одного подрядчика, дающее возможность организовать учебный процесс на уровне самых современных требований».
Напомним, что и другие разработчики в сфере информационно-коммуникационных технологий и инжиниринга работают совместно с вузами. Так, в апреле 2008 года компания «Тринити» завершила работы по созданию нового учебного телевизионного комплекса на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Комплекс позволит проводить практическое обучение студентов навыкам работы в телекомпании, а также осуществлять производство собственных телепрограмм. Проект является первым шагом для организации собственного телевизионного канала СПбГУ, не уступающего телеканалам известных высших учебных заведений мира (см. новость от 28 апреля 2008г.http://spbit.ru/news/n48326/). В марте 2008 года Санкт-Петербургское представительство «Tele2 Россия» и Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича объявили о начале сотрудничества (см. новость от 20 марта 2008 г.).
Также опыт автоматизации библиотек есть у других игроков рынка. В октябре 2004 года компания «Поликом Про» завершила проект по внедрению специализированной информационной системы в одной из крупнейших специализированных библиотек Петербурга – Библиотеке делового человека. Перед специалистами отдела системной интеграции «Поликом Про» была поставлена задача автоматизировать работу читателей с литературой и офисными документами библиотеки, чей фонд к началу работ насчитывал более 25 тысяч единиц хранения. Компания «Поликом Про» выступила в этом проекте как системный интегратор. В рамках заключенного сторонами в 2003 году договора на ИТ-аутсорсинг инженерами «Поликом Про» была смонтирована сеть, установлены и настроены рабочие станции, выполняющие роль терминальных клиентов, а также сервер и соответствующее программное обеспечение (см. новость от 4 октября 2004 г.).