Компания «Арктел» была создана в конце 1999 года и изначально занималась перепродажей каналов связи. С 2000 года она начала предоставлять услуги связи на базе своих технических мощностей. К концу 2004 года оборот компании составил $14,5 млн. По оценкам экспертов, в Москве «Арктел» находится среди лидеров рынка в области предоставления услуг телефонии по картам. В частности, по данным одного из местных игроков, в этом сегменте - "Корпорации ОСС" - рынок IP-телефонии в Москве в прошлом году делился следующим образом: "Зебра Телеком" контролировала 24%, "Матрикс" - 16%, "Центел" - 13%, "Арктел" - 8%, "Корпорация ОСС" - 8%. Также «Арктел» предоставляет услуги традиционной телефонии и доступа в Интернет для корпоративных клиентов. Столичная оптоволоконная сеть оператора насчитывает несколько десятков километров и включает более 10 узлов связи. Недавно компания начала экспансию в другие города России, сегодня у нее открыты офисы в Самаре и Тольятти. В этом месяце коммерческую деятельность начал петербургский офис компании. К концу года компания планирует открыть еще около 10 офисов по всей России. В конце 2004 года компания приступила к реорганизации своего бизнеса, в частности, начав строительство собственной SDH-сети в Москве. В планах оператора на этот год – удвоить оборот за счет телефонизации жилой и бизнес-недвижимости, а также развития интеллектуальных услуг связи (см. выпуск дайджеста от 29 сентября 2004 г.).
Петербургский офис «Арктела» возглавил Олег Алексеев, который начинал свою карьеру на этом рынке в компании «ПетерСтар». В дальнейшем работал руководителем одной из городских радиостанций. Предложение возглавить местный бизнес «Арктела» он получил весной этого года. Как сообщили в «Арктеле», в Петербурге компания в первую очередь будет продвигать телефонные карточные услуги. Сейчас у нее построен собственный узел связи на оборудовании компании Ericsson. Количество линий доступа не разглашается, но как отметили в компании, при необходимости или излишней загруженности канала имеется возможность оперативно расширить пропускную емкость узла связи. Сейчас на рынке представлено четыре номинала телефонных карт «Арктел»: 5, 10, 25 и 50 единиц. Дилерская сеть компании состоит из тысячи торговых точек, при этом «Арктел» к концу года планирует утроить их число. При выходе на местный рынок компания ориентировалась на местные тарифы, в частности, минута разговора с Москвой по карте «Арктел» обойдется покупателю в $0.02.
«Это один из наиболее крупных карточных игроков Москвы, которых отличает здесь достаточно агрессивная маркетинговая политика. То, что компания начала свое развитие в регионах, тоже можно считать верным решением. Что же касается ее перспектив на рынке Петербурга, то новый игрок, скорее всего, сможет занять свою нишу. Но помимо этого выход компании в Петербург можно рассматривать и как приобретение очередного конкурентного преимущества для роуминга и большего удобства клиентов компании в Москве», - прокомментировала аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева.
«Изначально мы планировали выйти на рынок Петербурга в прошлом году, но в дальнейшем планы несколько изменились, и наш выход на рынок задержался до июня этого года. Сейчас масштабной рекламной кампании не планируется, и пока реклама будет лишь на местах продаж, но в дальнейшем мы, естественно, расширим и спектр наших предложений, и их рекламную поддержку», - отметила менеджер по маркетингу компании «Арктел» Вероника Яремчук. В дальнейшем компания планирует вывести на рынок Петербурга всю линейку своих предложений, а это, помимо карт телефонии, пополняемые карты связи, интернет-карты, услуги для корпоративных клиентов, которым так же будет предложена и телефония.
Несмотря на то, что, по мнению многих наблюдателей, телекоммуникационный рынок Петербурга сформирован, в компании считают, что у них есть шансы занять серьезные позиции на рынке. «Мы видим, что в Северной столице работают серьезные и профессиональные компании. Но, по-моему, очевидно и то, что на рынке еще есть возможности для новых игроков, и мы приложим все усилия, чтобы их использовать», - прокомментировал руководитель петербургского филиала компании «Арктел» Олег Алексеев.
Сейчас на рынке карточной телефонии Петербурга в числе лидеров можно отметить такие компании, как «ПетерСтар», «Зебра Телеком», «ЛАНК Телеком», «ВестКолл». Несмотря на то что рынок считается устоявшимся, появление московского амбициозного игрока может существенно повлиять на рынок. «У телефонных карт в Петербурге не столь большие перспективы, как в Москве, где находится больше мигрантов и рабочих из других государств, которые и являются основными потребителями этого продукта. Но в целом все зависит от планов развития компании. Вообще затраты на создание карточной платформы не слишком велики, и главным аспектом успеха «Арктел» может стать именно грамотная маркетинговая и ценовая политика. Пока же компания не проявила себя на рынке и я не вижу четкого позиционирования бренда и преимуществ использования их карт», - считает управляющий партнер компании «Петербург Он-лайн» Виктор Баженов. Между тем, по данным компании «Арктел», в прошлом году на рекламу и развитие сети было инвестировано более $4 млн. Как отметил Олег Алексеев, размер планируемых инвестиций в петербургский рынок приятно порадует потребителей и удивит конкурентов. «Мы готовы встретиться с серьезной конкуренцией – мы располагаем ресурсами и амбициями для того, чтобы получить свою долю рынка», - отметил Олег Алексеев.
Напомним, что период активного освоения московскими карточными операторами петербургского рынка закончился еще несколько лет назад. Их массовый выход состоялся в 2001-2002 гг., когда на местном рынке появились «Корпорация ОСС», «Зебра Телеком», «Элвис Телеком». Эти компании ориентируются на массовый рынок, продвигая услуги дальней связи и доступа в Интернет с помощью предоплаченных карточек. В дальнейшем ряд операторов, включая «Аэро-Ком» и «Матрикс Телеком», объявляли свои планы по выходу на петербургский карточный рынок, но они так и не сбылись. Также к Северной столице присматривалась московская компания «АСВТ», которая собиралась запустить здесь свою карту «Искра», но в дальнейшем передумала, сфокусировав усилия на более свободных региональных рынках. Фактически единственным исключением за последнее время стал «ХХЛайн», который в прошлом году приобрел клиентскую базу петербургского ООО "Комтел СПб". Сейчас же начался обратный процесс – петербургские компании приступили к освоению карточного рынка Москвы. В их числе – «ПетерСтар» и «Вэб Плас» (см. выпуск новостей от 18 ноября 2004 г.).
Местные игроки пока не проявляют беспокойства относительно появления нового игрока. «Пока достаточно трудно комментировать выход этой компании на рынок. С одной стороны, не ясны перспективы ее работы в области карточной телефонии. С другой стороны, у петербургского потребителя уже есть ряд закрепившихся в сознании брендов, и новому игроку необходимо сначала познакомить потребителя со своим продуктом», - считает руководитель отдела рекламы и PR компании «ЛАНК Телеком» Екатерина Дементей. «Арктел» - достаточно сильная компания на рынке карточных продуктов. Сейчас в Петербурге этот рынок развивается более динамично, чем в Москве, так как здесь еще не закончился процесс его насыщения. Но в целом, компания вряд ли усложнит конкурентную борьбу на рынке. Дело не в слабых пока позициях компании, а в том, что конкурентная обстановка в Северной столице и так достаточно острая, и выход еще одного игрока вряд ли что-то сможет координально изменить», - прокомментировала PR-менеджер компании «Зебра Телеком» Екатерина Андреева.