Напомним, что «МТС-Поиск» является торговой маркой, под которой компания «Мобильные ТелеСистемы» продвигает так называемые услуги определения местонахождения абонента (Location Base Services). «МТС-Поиск» был запущен в начале 2006 года (см. новость от 1 февраля 2006 г.). Специально для сервиса был создан портал MPoisk.ru. Тогда компанией была модернизировала местная сеть, на которой было установлено специальное оборудование Ericsson, позволившее организовать данную услугу.
Разработчиком услуги выступила компания Race Communications, российский системный интегратор, специализирующийся на разработке, построении и техническом сопровождении корпоративных сетей и систем связи. Главный офис Race, где работают более 200 сотрудников, расположен в Москве. Для реализации и сопровождения проектов Race Communications на юге России в 2001 году создана дочерняя компания ООО «Рэйс-Юг», а затем филиалы в Екатеринбурге, Петербурге и Ростове-на-Дону. С 1999 года компания ведет работы по разработке, внедрению и эксплуатации систем мониторинга мобильных объектов, а также по созданию услуг мобильного позиционирования, интегрированных с организационными, маркетинговыми, биллинговыми и техническими ресурсами операторов мобильной связи стандарта GSM.
Изначально сервис был запущен в Петербурге и Ленинградской области. На данный момент ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в макрорегионе «Северо-Запад» услуги линейки «МТС-Поиск» предоставляются также в Великом Новгороде, Вологде и соответствующих данным городам областях. Однако набор сервисов в рамках линейки отличается в зависимости от региона. Так, в Северной столице и Ленинградской области абонентам доступны услуги «Локатор», «Мобильный ребенок», «Офисы МТС/WiFi МТС», «Компас Кино», «Компас Банки» и «Мобильные сотрудники». В Великом Новгороде и Вологде – пока только сервисы «Локатор» и «Мобильный ребенок».
В компании «Рэйс» рассказали, что услуги «Локатор» и «Мобильный ребенок» стартовали в Вологде и Новгороде с 18 апреля текущего года: «В обоих городах качество картографического покрытия хорошее, с точностью до домов – карты доступны в web- и WAP-интерфейсах. Причем карты этих городов «вшиты» в карту Российской Федерации, т.е. на портале «МТС-Поиск» обеспечено единое картографическое пространство. Кроме того, Петрозаводск и Псков готовятся к запуску в тестовую эксплуатацию сервиса до конца третьего квартала – в данный момент идет работа по обеспечению качественного картографического покрытия и улучшению точности позиционирования».
Что касается других регионов Российской Федерации, то «МТС-Поиск» также доступен в ряде регионов макрорегионов «Центр» (Владимир, Иваново, Калуга, Кострома, Рязань, Смоленск, Тамбов, Тверь, Тула, Ярославль, Орел, Брянск, Воронеж, Курск, Липецк, Белгород), «Поволжье Северо-Запад» (Нижний Новгород, Йошкар-Ола, Саранск, Казань, Чебоксары), «Юг» (Краснодар, Волгоград, Ростов-на-Дону, Махачкала), а кроме того, в некоторых регионах макрорегионов «Поволжье Юго-Восток», «Урал», «Дальний Восток» и «Сибирь».
Как рассказали представители группы компаний «Рэйс», «технически запуск LBS в том или ином макрорегионе зависит от двух факторов – от наличия карт и работы технологии мобильного позиционирования. На данный момент наиболее активное развитие проходит по макрорегионам «Северо-Запад», «Юг» и «Центр», что обусловлено как маркетинговой целесообразностью, так и технической готовностью».
«Безусловно, LBS набирает все большую популярность в Москве и Центральном федеральном округе, на Северо-Западе, в Новосибирске, на Юге и в Поволжье, - прокомментировал популярность сервиса руководитель проектов ООО «Мобайл Парк», группа компаний «Рэйс», Егор Иванцов. - Сравнивать по текущему уровню сложно, так как, например в Москве и Петербурге LBS-услуги работают уже давно. Сравнивать можно и по росту интереса к теме LBS в целом – тут лидируют Москва, Петербург и южные регионы».
Еще одним нововведением последнего времени стал запуск LBS-роуминга. «LBS-роуминг между Петербургом и остальными регионами заработал в апреле, - рассказывает Егор Иванцов. - Для обеспечения роуминга была проведена работа по интеграции и донастройке соответствующих платформ в Москве и Петербурге. Сама по себе реализация данного проекта заняла не много времени - больше ушло на подготовку, планирование и предварительные тесты, ведь и в Москве и в Петербурге услуги уже работают в коммерческой эксплуатации, очень важна их бесперебойная работа, что и было обеспечено. На самом деле вопрос LBS-роуминга был проработан в более широком плане, включая картографическое обеспечение. Во-первых, была обновлена карта Петербурга и Ленинградской области, на карте появились новостройки, также улучшилась детализация пригорода. Во-вторых, карта Северной столицы была также «вшита» в единую карту Российской Федерации, обеспечивая единое «сквозное» покрытие».
«Теме LBS-роуминга действительно придается много внимания, - комментирует потенциал LBS-роуминга Егор Иванцов. - И тому есть две основные причины. Первая – летом увеличивается количество туристов в Петербург, работа LBS-услуг должна продолжаться для гостей Северной столицы. Вторая, возможно, самая важная, касается корпоративных LBS-пользователей: перевозчиков, транспортных компаний. Огромный грузопоток идет через Петербург, в частности, в Москву и другие города. Корпоративным клиентам важно отслеживать свой груз на протяжении всего пути, без каких бы то ни было «белых пятен» на карте. Безусловно, точность мобильного позиционирования ниже точности GPS на пару порядков. Но различные применения требуют различной точности. Если говорить об автомобильной навигации, находясь в машине важно точно понимать, где ты находишься, чтобы проложить правильный маршрут. Если же говорить об отслеживании грузов, например, на маршруте Петербург-Москва, то трек на карте GPS и GSM-позиционирования будут очень близко совпадать. Т.е. мобильное позиционирование дает вполне достаточную (а, главное, объективную) картину для диспетчера: кто и где едет, когда груз прибудет и так далее. В этом контексте надо отметить, что МТС, исторически являясь лидером на корпоративном рынке, лидирует и в области корпоративного LBS».
Что касается других игроков рынка, то недавно о старте тарифа «Смешарики», в рамках которого продвигается сервис «Маячок», также основанный на технологии мобильного позиционирования (см. новость 16 мая 2008 г.). Услуга «Маячок» предоставляет возможность абонентам Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон», обслуживающимся по тарифному плану «Смешарики», разрешить любым другим абонентам общероссийской сети «МегаФон» получать информацию о своем местоположении в виде MMS-сообщений с вероятным местоположением абонента тарифного плана «Смешарики» и фрагментом карты. В основе услуги лежит технология Location Base Services, рассчитывающая положение мобильного телефона по сигналу базовых станций и в условиях плотной городской застройки обеспечивающая высокую точность определения координат. «Маячок» позволяет одновременно определять местоположение нескольких абонентов – в этом случае в ответ на один запрос приходит несколько MMS. Услуга «Маячок» предоставляется бесплатно, все запросы на сервисные номера при нахождении на территории сети «МегаФон Северо-Запад» не тарифицируются.
Начальник отдела развития продуктов и услуг макрорегиона «Северо-Запад» ОАО «МТС» Илья Нестор считает, что услуги на основе мобильного позиционирования пока не получили максимального распространения, однако потенциал их применения достаточно велик. Дополнительным толчком для развития LBS-сервисов могло бы послужить, по его мнению, например, взаимодействие с другими операторами региона, так как это значительно расширило бы возможности услуг.
Отметим, что потенциал развития WAP-сервисов на основе геопозицирования недавно обсуждался в рамках очередной встречи Mobile Monday (см. новость от 20 мая 2008 г.). Руководитель проекта WAPstart.ru Кирилл Рожковский в рамках своего выступления выделил как наиболее перспективную технологию триангуляции, которая объединяет в себе возможности LBS-услуг и ondevice-сервисов (т.е. привязана к оборудованию).