«Белые ночи» CIO

В Петербурге завершились первые два дня заседаний SPb CIO Club. Организатором конференции под названием CIO Congress «Белые ночи» выступила компания Event house. Около 200 ИТ-директоров участвовало в обсуждении вопросов практики использования ИТ на российских предприятиях, ИТ-менеджмента и систем управления персоналом. Во второй день конференции обсуждались проблемы ИТ-стандартов, виды метрик, а также подготовки ИТ-кадров. Особенностью данного мероприятия является то, что вместе с SPb CIO Club в конференции участвуют CIO-клубы из Ижевска, Нижнего Новгорода, Москвы и др.

Открыл конгресс главный редактор делового ИТ-журнала Intelligent Enterprise Константин Зимин выступлением о результатах проведенного изданием анкетного опроса по проблемам использования ИТ на российских предприятиях. Исследование проходило с апреля по май 2008 года, выборка составила 122 анкеты. Он отметил, что 22 % респондентов являлись представителями отрасли машиностроения, также достаточно большое количество опрошенных являлись ИТ-директорами банков.

Четверть исследования заняли вопросы размера ИТ-бюджета компаний. Так, в 2007 году у 27 % компаний от 0,5 до 1 % средств финансирования выделяется на ИТ. При этом руководители ИТ-департаментов также представляли свое мнение о желаемом размере ИТ-бюджета в компании. И только компании с годовым оборотом от $150 млн до 500 млн, по мнению Intelligent Enterprise, адекватно оценивают расходы на ИТ. В качестве адекватных специалисты Intelligent Enterprise принимали ответы, близкие к оценками компании Gather Group. По мнению участников конференции, ИТ-директора компаний с доходом более $1 млрд (в основном компании нефтяного и газового рынков) адекватно оценивают затраты на ИТ, так как их рынок более устойчив и сформировался достаточно давно. Что касается отрасли дистрибьюции, то размер ИТ-бюджета российских компаний не отличается от показателей в США. В среднем финансирование ИТ по всем исследованным отраслям составляет 1,2 % от выручки компании. Но, как заметили участники мероприятия, российский рынок нельзя коррелировать с рынком США, так как их динамика различна.

«Ситуация российского рынка такова, что план бюджета компаний не совпадает с фактом, и точно оценить ИТ-расходы на год вперед невозможно», - прокомментировала председатель правления фонда «Фостас» - начальник управления информационных технологий ОАО «Сибур - Русские шины» Марина Аншина. Но тем не менее 22 % опрошенных считают, что в их компании уровень затрат на ИТ оптимальный.

При исследовании затрат компаний на обучение персонала при активном развитии инфраструктуры специалисты Intelligent Enterprise получили следующие данные. В компаниях со средним оборотом выделяется 6,5 % на обучение, а игроки с высоким уровнем доходов тратят 2,8 % средств из ИТ-бюджета. Таким образом, можно говорить о том, что «средние» компании готовят специалистов для «высоких». Основным же сдерживающим фактором увеличения ИТ-бюджета компаний выступает осторожность руководства в направлении ИТ-проектов.

Во второй части конференции работали две секции по организации тренингов. Секцией «ИТ-менеджмент» руководил директор корпоративного университета холдинга «Сухой», преподаватель школы ИТ-менеджмента АНХ Сергей Ряковский. Как отметил специалист, существуют две стадии роста компаний. Экстенсивной является такая стадия роста, при которой главной целью предприятия становится захват новых рынков. При такой позиции издержки компании не имеют значения. В случае если компания находится на стадии интенсивного роста, основной целью является конкуренция на сформировавшемся рынке, а вопросы сокращения издержек являются первоочередными. Эти стадии роста предполагают различные модели управления. При этом модель зрелости (МЗ) ИТ не может опережать МЗ самого предприятия более чем на одну ступень. Соответственно, если компания внедряет типовые западные системы, то это ведет к общему торможению всего бизнес-процесса. Ошибочным является мнение, что ИТ-служба должна приносить доход. Наличие такого департамента позволяет удержать компанию на рынке, а его отсутствие ведет к резкой потере позиций.

На секции «ИТ-менеджмент» проводился тренинг с использованием разработанной матрицы ИТ-поддержки. С ее помощью участники выстраивали логику движения информационных ресурсов в компании. Как отметил г-н Ряковский, главным заблуждением заказчиков является то, что они автоматизируют структуры предприятия вместо процессов. Так, например, имея целью автоматизировать учет, компания принимает решение внедрить систему только в отделе бухгалтерии, который представляет лишь часть процесса учета.

Тренинг «Ввод в действие системы управления персоналом» поделил аудиторию на две группы, каждая из которых готовила свой план проекта. В каждой группе обсуждались вопросы ключевых аспектов ввода в действие системы управления персоналом. Кроме того, обсуждались зоны первоочередного внимания руководства компании, включая CIO, при введении СУП. В итоге каждая команда представила свою точку зрения, а затем был организован общий доклад по задаче. В числе ключевых аспектов проекта участники отметили необходимость определения потребностей бизнеса, анализ и разработку стратегии.

В завершение первого дня конференции организаторы провели церемонию приема в состав Союза российских ИТ-директоров (СоДИТ), среди которых были президент Spb CIO Club, член правления СоДИТ, директор по ИТ фармацевтического холдинга «Аконит» Максим Белоусов, директор по ИТ ГК «Интарсия» Юрий Шойдин, председатель правления Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров Spb CIO Club, член правления СоДИТ, генеральный директор «Ленполиграфмаш», председатель программного комитета CIO Congress «Белые Ночи» Кирилл Соловейчик и многие другие.

В рамках второго дня CIO Congress «Белые ночи» освещались вопросы ИТ-стандартов предприятия, а также проблемы подготовки ИТ-кадров. Кроме того, докладчики представили методологию и рассказали об опыте внедрения системы IT Governance.

Преседатель правления фонда «Фостас» - начальник управления ИТ
ОАО «Сибур - Руские шины» Марина Аншина

Марина Аншина представила доклад о стандартах предприятия. В ходе выступления специалист отметила, что основные проблемы ИТ - во взаимодействии. Стандарт определяется как договор между потребителем и поставщиком. «Комплекс стандартов предприятия как один из основных элементов архитектуры предприятия представляет собой систему взаимосвязанных элементов, и в этом смысле внедрение стандартов должно происходить комплексно», - прокомментировала г-жа Аншина. Кроме того, докладчик представила аудитории классификацию областей ИТ, стандартизация которых необходима для эффективного развития предприятия, а также предложила последовательность создания и внедрения стандартов. Основные препятствия стандартизации Марина Аншина видит в разнице менталитетов, общего отставания российских предприятий, а следовательно, в невозможности напрямую использовать иностранные источники и опыт.

О проектах класса IT Governance-ITSM рассказал член правления фонда «Фостас» - генеральный директор компании GSV, руководитель рабочей группы Isaca.ru Сергей Гузик. Проекты по повышению уровня ИТ, управления в крупных и средних компаниях, объединенные под брендом ITSM (IT Service Management), за прошедшие годы показали разные результаты. Специалист заметил, что стандартных процессов управления ИТ (управление услугами, инцидентами, изменениями, конфигурациями) недостаточно для обеспечения высокого уровня управления ИТ. Одним из способов изменения стиля управления ИТ выступают проекты ITSM. Но необходимо совмещение стратегий IT Governance (изменение в ИТ для соответствия внешним и внутренним требованиям) на уровне управления ИТ и тактических решений ITSM, т.е. взаимодействие ИТ с бизнес-пользователями и сотрудниками банка.

На секциях открытых столов были затронуты вопросы национального менталитета и стандартов менеджмента в сфере ИТ. Кроме того, аудитории были представлены доклады по стандартам ИТ-менеджмента, а также метрикам в ИТ.

Член правления фонда «Фостас», главный консультант компании IBS Георгий Ципес и заместитель председателя правления фонда «Фостас», генеральный директор компании «PSM Conculting-Россия» Марина Грашина в своем выступлении «ИТ-проект – конфронтация или баланс интересов» отметили, что в ходе проекта невозможно согласовать все вопросы между заказчиком и исполнителем. Одно из решений такой проблемы некоторые интеграторы видят во внедрении типовых решений, но в такой ситуации клиент не всегда получает желаемый результат. Такая ситуация характерна для тех областей деятельности организации, которые являются достаточно стандартизированными «в мировом масштабе». Но заказчик, по мнению г-на Ципеса, должен выбирать не типовые решения, а путь решения. Исполнителю же, в свою очередь, следует предлагать не отдельно взятый продукт, а стратегию развития, которая подкреплена на всех стадиях определенными решениями.

На секции, посвященной видам метрик и стандартам управления ИТ, выступали руководитель ИТ-компании PricewaterhouseCoopers Дмитрий Иншаков, директор департамента обучения компании IT Expert Роман Журавлев и другие. Как заметили докладчики, в управлении ИТ действуют определенные уровни целеполагания – от ИТ-стратегии до отдельных сервисов и операций. Использование систем контроля способствуют достижению этих целей на каждом уровне. Для этого, как считает Роман Журавлев, на каждом уровне должны быть определены показатели, которые позволяют оценить результативность и другие характеристики контроля. Специалист выделил такие уровни контроля, как соответствие целям и политикам предприятия, контроль процессов, сервисов и инфраструктуры. На каждом уровне должна быть определена система метрик. Они могут объединяться в каскад, но не смешиваться. Как заметили участники конференции, применение системы метрик особенно важно для компаний, располагающих сall-центрами.

Директор департамента обучения компании IT Expert Роман Журавлев

Заместитель генерального директора, директор по ИТ ЗАО «Дельта Телеком» Сергей Энгель отметил, что в одной компании применение метрик актуально, так как определенные процессы повторяются постоянно. Также необходимо учитывать количество персонала, который выполняет ряд контролируемых функций.

В результате участники секции пришли к выводу, что метрики актуальны в случаях, если руководитель компании недостаточно компетентен в управлении, при наличии сложной системы управления, для предоставления отчетности, а также при диагностике сбоев в бизнес-процессах.

Об опыте использования ИТ-метрик рассказал менеджер по ИТ инфраструктуре компании «Юнилевер» Юрий Близгарев. Проект способствовал пониманию компании о соотношении инвестиций в бизнес и его доходов. Инциденты, происходящие в компании, делились по двум критериям – уровню критичности и степени влияния на остальные бизнес-процессы. Специалист отметил, что в результате использования метрик в компании были сформированы центральная база знаний и система обучения.

Далее была организована секция по обсуждению проблем подготовки ИТ-кадров, а также отделение по вопросам IT Governence. Первый заместитель министра связи и информации РФ профессор МГУ Андрей Коротков отметил, что необходимо разрабатывать новые стандарты образования. Такие стандарты приведут к появлению новых форм и методов обучения. Формулировкой же стандартов должны заняться институты гражданского общества, такие как СоДИТ. А первоочередной задачей выступает обучение учителей.

Кроме того, на секции поднимались вопросы привлечения молодых специалистов для стажировки на предприятиях. Как отметили участники дискуссии, каждая компания, которая будет заниматься обучением нового специалиста, будет в первую очередь заинтересована в том, чтобы стажер далее работал только на этом предприятии.

Вопросы внедрения IT Governance как инструмента стратегического управления ИТ раскрыли Константин Зимин, старший менеджер отдела бизнес-консультирования KPMG Андрей Дроздов, а также заместитель председателя правления, руководитель департамента технологий «ВТБ Северо-Запад» Сергей Бочкарев и Director Performance Improvement PricewaterhouseCoopers Алексей Гайдуков.

На секции г-н Гайдуков рассказал про опыт проекта внедрения IT Governance в банке Hansabank Group, который является дочерней компанией Swedbank Group. Целью проекта было приведение в соответствие бизнеса и ИТ. Проектные работы длились около 3 месяцев, в штат специалистов исполнителя входило примерно 5 человек, но численность менялась в зависимости от стадии проекта. Инвестиции банка в проект не разглашаются.

Далее стартовали «длинный стол» по вопросам повседневной деятельности CIO, а также мастер-класс «Путь CIO». Организаторы конгресса SPb CIO Club отметили, что в 2008 году впервые мероприятие проводится в расширенном формате: вместе с SPb CIO Club в конференции участвуют другие ИТ-клубы из Ижевска, Нижнего Новгорода, Москвы и др. За два дня мероприятие посетило около 200 участников. Интеллектуальным партнером конференции выступила школа ИТ-менеджмента при АНХ. Партнерами конгресса стали фонд «Фостас», Российский Союз ИТ-директоров (СоДИТ), «Айпинэт», Citrix, Orange Business Services, НР, Astrosoft, Cisco, «1С», АРС, Logitech, «Крок», Fujitsu-Siemens и другие.

Подробности

Петербургский клуб ИТ-директоров был создан в 2004 году и на данный момент является одним из крупнейших ИТ-клубов в России и единственным профессиональным клубом на Северо-Западе. В список основных мероприятий клуба входят ежемесячные заседания членов клуба, школа для ИТ-директоров «Путь CIO», сообщество CIO-Junior для CIO и их подчиненных, HR-агентство «Афиша» и CIO Congress «Белые ночи». На июнь 2008 года количество членов клуба составляет 300 человек. В рамках клуба действуют отраслевые комитеты – по промышленности, торговле и дистрибьюции. Миссией клуба является поддержка и развитие профессионального сообщества ИТ-директоров. В задачи клуба входит создание платформы для обмена мнениями по актуальным проблемам использования ИТ, повышения профессионального уровня членов клуба и т.д.

Автор: Дарья Тренина.

Тематики: Интеграция, Маркетинг, Оборудование, ПО, Кадры, Регулирование, Финансы, Безопасность

Ключевые слова: