ОАО «Ростерминалуголь» эксплуатирует угольный терминал в морском порту Усть-Луга в Ленинградской области. Порт обрабатывает до 350 вагонов с углем в сутки и имеет для этого комплекс оборудования – дробильно-фрезерную машину, вагоноопрокидыватели, размораживатели угля, судопогрузочные машины, систему ленточных конвейеров и другую технику. От уровня готовности и надежности этого оборудования зависит интенсивность перевалки грузов, поэтому важнейшими на предприятии являются процессы технического обслуживания и ремонта (ТОиР), их грамотная организация. С другой стороны, необходим контроль и оптимизация объема ресурсов, используемых в ТОиР. Как отмечают в компании, для обеспечения решения задач безопасной, экономичной и эффективной эксплуатации оборудования терминалу потребовалась информационная система управления ТОиР (ИСУ ТОиР).
Проект внедрения системы начался в декабре 2007 года. В качестве основы системы были принят программный комплекс TRIM, а исполнителем проекта стала компания ITM – дочерняя организация «НПП «СпецТек», разработчика TRIM. Комплекс TRIM выбран заказчиком как специализированный продукт класса EAM/MRO (Enterprise Asset Management, Maintenance, Repair and Overhaul), предназначенный для сбора, обработки, всестороннего анализа информации и принятия решений в сфере ТОиР. Кроме того, в активе TRIM – наличие отраслевого решения, сформированного по опыту внедрения TRIM в портах, в ОАО «Новороссийский морской торговый порт» и ОАО «Волгоградский речной порт».
При выборе подрядчика учитывалось также и то, что компания ITM внедряет не только типовые системы ТОиР на основе стандартной функциональности «коробочного» продукта TRIM-PMS, но также имеет опыт работ проектного характера на основе полнофункционального продукта TRIM.
В рамках работ по договору с ОАО «Ростерминалуголь» специалисты компании ITM провели весь комплекс работ, начиная с обследования, разработки проектной документации, наполнения базы данных будущей системы (с участием заказчика), и заканчивая развертыванием TRIM на предприятии, обучением пользователей, пусконаладочными работами и сдачей системы заказчику. Поставлены лицензии на 15 пользователей TRIM в службах главного механика и главного энергетика, в составе модулей «Техобслуживание», «Каталог», «Склад», «Персонал», «Документооборот», «Администратор». Специалистами ITM разработаны и поставлены конвертеры данных для интеграции TRIM c бухгалтерской системой «ТБ Корпорация» и собственной АСУТП терминала. В частности, сопряжение TRIM с системой АСУТП позволило обеспечить автоматическую передачу данных о наработке оборудования и отображение их в TRIM.
Задействование функций системы осуществляется на предприятии постепенно, по мере их практического освоения различными группами пользователей. В частности, на текущий момент начато использование журнала дефектов, ведется учет длительности простоев оборудования, учет, хранение и использование документации из ИСУ ТОиР, в том числе фотоснимков дефектов. Компания ITM планирует осуществлять поддержку заказчика в ходе освоения системы, для чего готовится сервисный договор.
Что касается предыдущих внедрений TRIM в портовых компаниях, то работы по проекту в ОАО «Новороссийский морской торговый порт» начались в конце января 2003 года. В интервале между началом работ и сдачей системы в промышленную эксплуатацию специалисты центрального офиса «НПП «СпецТек» и представительства в Краснодаре («СпецТек-Юг») выполнили комплекс работ по внедрению системы – модернизацию аппаратных и программных средств заказчика, установку тренажера и обучение пользователей, создание каталогов материалов, запасных частей и классификаторов, создание базы данных по истории ТОиР, разработку аналитических отчетов в соответствии с требованиями заказчика, установку программного обеспечения TRIM, разработку конвертеров и взаимную конвертацию данных между TRIM и имеющимися у заказчика системами, разработку пользовательских инструкций и регламентов. Кроме того, в системе был реализован контроль фактического расхода запасных частей и горюче-смазочных материалов по каждой единице техники и передача этих данных в систему бухгалтерского учета, контроль номенклатуры и стоимости сменно-запасных частей.
Работа над проектом внедрения автоматизированной системы управления ремонтами и техническим обслуживанием судов в ОАО «Волгоградский речной порт» стартовала в октябре 2007 года. Объектами автоматизации в рамках внедрения TRIM в ОАО «Волгоградский речной порт» стали такие основные процессы, как ТОиР судов собственными силами, ТОиР судов силами сторонних организаций, снабжение запчастями и материалами под ремонт и техническое обслуживание, управление складами. Пользовательские места TRIM (22 рабочих места) установлены в нескольких подразделениях заказчика, в том числе в управлении, Камышинском порту, Волгоградском грузовом порту, на базе ремонта и отстоя флота и других. Кроме того, необходимо было реализовать взаимодействие TRIM с системой бухгалтерского учета на основе «1С».