Идея системы управления контентом UMI.CMS в свое время зародилась у руководства петербургского интернет-агентства «ЮМИ Студия», основанной в 2000 году. Как рассказал генеральный директор «Юмисофт» (и руководитель «ЮМИ Студии») Сергей Котырев, первоначально агентство, при реализации крупных проектов, присматривалась к уже представленным на рынке CMS-системам. Однако, в ходе анализа отечественного CMS-рынка, продукта, полностью удовлетворяющего требованиям компании, найти не удалось. В результате, было принято решение о создании собственной CMS-системы. Что касается информации, накопленной за время поиска, на ее основе был открыт специализированный интернет-портал CMS List (cmslist.ru), опубликованный в 2003 году и на сегодня ставший одним из крупнейших русскоязычных проектов, посвященных системам управления контентом.
Первая версия UMI.CMS, существовавшая тогда в рамках «ЮМИ Студии», появилась в 2005 году (одним из ее отличий стало поддержка нового тогда PHP5). На ее основе, до момента выхода коробочной версии системы было создано порядка 100 веб-ресурсов, включая сайт газеты «Метро», интернет-магазин «Мир техники», «Матрица», U-Journal, сайт клиники «Медем», промо-портал Bonanza (см. новость раздела Web от 2 февраля 2007 г.), ресурс «Бочкарев-UCL», интранет-портал музея «Кунсткамера» и др. Одним из первых шагов по выводу UMI.CMS на коммерческий рынок стала публикация пробной версии системы управления сайтом - UMI.CMS Lite, которая стала предтечей полнофункциональной UMI.CMS. Редакция Lite содержала восемь модулей, и продавалась по $100 за штуку. Продукт был ориентирован на создание небольших сайтов-визиток и пользовался популярностью среди фрилансеров.
«Юмисофт», как отдельная компания, специализирующаяся на продвижении системы UMI.CMS была создана в феврале 2007 года (см. новость раздела Web от 16 марта 2007 г.). «Мы разнесли две различные бизнес-модели – интернет-студию и софтверную компанию, отчасти для того, чтобы не вступать в конкуренцию со своими же партнерами», - поясняет исполнительный директор «Юмисофт» Михаил Пеньковский. Публичная презентация «Юмисофт» состоялась в мае 2007 года, в рамках петербургской интернет-конференции СПИК-2007. Первая редакция линейки PRO UMI.CMS была выпущена в июне 2007 года.
Всего за полтора года активного тиражирования система управлений контентом UMI.CMS вошла в тройку лидеров российского CMS-рынка, где также сейчас основными конкурентами являются NetCat (развивается с 1999 года) и «1С:Битрикс» (развивается с 2000 года). За один год распространения UMI.CMS реализовано более 2 тыс. внедрений. Что касается целевой ниши UMI.CMS, то продукт, по словам представителей «Юмисофт», ориентирован на массовый рынок веб-разработок - коммерческие веб-сайты, начиная от корпоративных представительств, и заканчивая интернет-магазинами. Например, в настоящее время на базе UMI.CMS работают закрытый интранет-портал Heineken, сайты поставщика ОС Mandriva Linux, МИД Республики Абхазии, Российский Маркетинг-Клуб, Мариинский театр и др.
Как отмечает Сергей Котырев, популярность UMI.CMS среди пользователей вполне обоснована – «Юмисофт» - это был новый игрок, и, соответственно, система создавались с учетом тех ошибок, которые были допущены разработчиками других продуктов. «В 2005 году, когда мы обратили внимание на российский CMS-рынок, одной из его тенденций, которая продолжается и по сей день, было стремление разработчиков максимально загрузить продукт как можно большим числом функций и модулей. Не все компании в состоянии грамотно поддерживать такой набор функций и при этом не страдать отдышкой. Как правило, результатом такой «гонки вооружений» становится перегруженность CMS-системы, от которой страдают пользователи», - говорил Сергей Котырев. «Следует отметить, что зачастую любой программный продукт развивается хаотически, идеями людей, которые в нем работают. Итогом такого развития становится потеря генеральной линии продукта. Еще одна проблема «старых» CMS-систем, работающих на рынке длительное время, заключается в том, что они обязаны сохранять обратную совместимость. Из-за этого - родовые ошибки, нечеткости, которые из ранних версий переносятся на более поздние», - добавил он.
Что касается продвижения продукта UMI.CMS, то здесь ключевым направлением для «Юмисофт» является активное привлечение партнеров. Партнерская программа компании была анонсирована в мае 2007 года. Как сообщила руководитель службы маркетинга «Юмисофт» Маргарита Деминская, на сегодня число партнеров «Юмисофт» составляет 251 компаний (77 из них появились за первые полгода работы компании (вторая половина 2007 года); еще 173 заключили договора за 7 месяцев 2008 года. Динамика прироста составляет 50 %. В планах «Юмисофт» - увеличение партнерской сети до конца 2008 года еще на 200 компаний. Если говорить о динамике продаж, то по сравнению с прошлогодними результатами (июль 2007 года), их прирост составил 6-7 раз. В целом, около 70 % продаж системы UMI.CMS приходится на партнеров, остальные 30 % - это приобретения конечных клиентов. По словам Маргариты Деминской, сейчас очевидна тенденция к увеличению доли партнерских покупок UMI.CMS в общем объеме продаж.
Партнерская сеть «Юмисофт» более чем на 50 % состоит из региональных компаний. Продвижение системы UMI.CMS на региональном уровне происходит за счет проведения специализированных мероприятий в регионах, а также участия в масштабных интернет-конференциях. Так, в 2007 году компания «Юмисофт» была в числе активных участников Всероссийского интернет-марафона. В планах «Юмисофт» - организация тематической конференции для привлечения партнеров, которая состоятся в Нижнем Новгороде, в августе-сентябре 2008 года, а также проведение семинара для потенциальных партнеров (веб-студий и фрилансеров), которая пройдет в Петербурге 2 сентября текущего года.
Для более эффективного привлечения партнеров разработчик пошел на ряд шагов. Так, был максимально упрощен партнерский договор, а также разработана система бонусов для активных партнеров. Кроме того, штат службы технической поддержки в «Юмисофт» составляет 25 % от всего количества сотрудников компании, что является весьма высоким показателем для софтверной отрасли. «Деятельность «Юмисофт» построена таким образом, чтобы партнерам было удобно работать не только с нашим продуктом, но и с нами. В России эта идея пока не прижилась, однако, в мировой истории бизнеса практика показывает, что постулат «заработал сам, дай заработать другим» наиболее эффективна. Симбиоз – наиболее уверенный путь к успеху», - говорит исполнительный директор «Юмисофт» Михаил Пеньковский. Характеризуя стиль продвижения системы UMI.CMS на рынок, в «Юмисофт» оперируют термином «фанки-маркетинг».
В числе последних шагов, направленных на продвижение UMI.CMS – установка XML-версии без базы данных UMI.CMS на популярный продукт от компании Apple – iPhone. Кроме того, в рамках совершенствования системы UMI.CMS «Юмисофт» активно сотрудничает с разработчиками различных веб-сервисов. Так, в текущую версию UMI.CMS (напомним, что июне 2008 года вышла новая версия UMI.CMS 2.6. (см. новость раздела Web от 25 июня 2008 г.) интегрированы два модуля, созданные партнерами «Юмисофт». Модуль SEO, был создан на базе программы Site-Auditor (разработчик «Ашманов и партнеры»). Разработчиком модуля GeoIP выступил партнер «Юмисофт» - компания CN-Software. GeoIP позволяет определять город и страну посетителя сайта по IP-адресу для дальнейшей настройки таргетинга в баннерной рекламе.
Кроме того, с 1 августа «Юмисофт» объявила о начале сотрудничества с хостинг-центром РБК. В рамках сотрудничества пользователи получили возможность устанавливать бесплатную версию UMI.CMS непосредственно из панели управления хостингом в своем аккаунте. Напомним, что «Юмисофт» также сотрудничает с такими хостинг-провайдерами, как «Хостинговые Телесистемы», BizHost, Timeweb, «Гарант-Парк-Телеком» и др.
«Мы стремимся стать не просто системой по управлению сайтом, а некой операционной системой сайта. Наша задача – вобрать в себя другие ниши, стать неким универсальным провайдером для разного рода сервисов, в рамках нашего UMI.CMS», - поясняет Михаил Пеньковский причину движения «Юмисофт» в сторону интеграции с известными веб-производителями.
Говоря о перспективах отечественного рынка CMS-систем, в «Юмисофт» уверены, что в скором времени данный сегмент станет более цивилизованным, и, как результат, более конкурентным. «В России стремительно растет число пользователей, что приводит к увеличению числа сайтов компаний, которые будут вынуждены выходить в сеть. В результате будут возникать силы, как со стороны клиентов, так, возможно, и со стороны независимых образовательных структур, в функции которых будет входить обучение рынка таким вещам, как правильный выбор дизайн-студии, хостинг-провайдера, хорошей CMS-системы и т.п. Соответственно, конкуренция будет увеличиваться. В результате, через несколько лет российский CMS-рынок будет консолидироваться вокруг двух крупных игроков, которыми, вероятно, станут системы «1С: Битрикс» и UMI.CMS. Остальные, включая систему NetCat, не выдержав гонки, отстанут к «пилотону», в котором будет насчитываться 5-7 производителей», - заключает Михаил Пеньковский.