15 сентября 2008 года Yota официально объявила о начале опытной эксплуатации своей сети Mobile WiMAX Москве и Петербурге и запустила программу по набору добровольцев для участия в тестировании сети в Москве и Петербурге. Как сообщили представители «Скартел», для того чтобы принять участие в тестировании сети, необходимо заполнить анкету участника на сайте компании и пройти телефонное интервью с сотрудником компании. Именно на этом этапе из общего числа желающих будут отобраны 2 тыс. участников программы. Участники программы получат модемы WiMAX и будут бесплатно пользоваться доступом в Интернет от Yota.
«Что касается того, какие задачи будут стоять перед участниками тестирования сети, то их задача – просто пользоваться сетью. Делать все, что они привыкли: скачивать музыку, смотреть видео, делать видеозвонки друзьям в Skype - и сообщать нам в свободной форме о своих впечатлениях, как плюсах, так и минусах сети. Никаких строгих обязательств по отчетности мы не берем, но желание и возможность предоставления такой обратной связи является одним из важных критериев отбора участников. Предположительно тестирование продлится два месяца. По завершении тестирования желающие смогут стать абонентами сети Yota уже на коммерческой основе», - сообщили в пресс-службе компании «Скартел».
Однако сообщения о том, что Yota начинает тестирование своей сети и набирает для этого добровольцев, появились в сети Интернет несколько раньше. В частности, еще 9 сентября на форуме локальных ресурсов петербургского оператора домашних сетей MNS.ru, как и Yota, работающего на рынке предоставления услуг доступа к сети Интернет частным абонентам, один из пользователей, представившийся работником компании «Скартел», рассказал о готовящемся запуске сети в тестовую эксплуатацию и предлагал оставлять заявки на участие в тестировании.
«С большой долей вероятности можно предположить, что определенная доля из тех, кто будет участвовать в программе тестирования сети Yota, в дальнейшем станет абонентами этого оператора. Так что предложение «поучаствовать в тестировании сети», скорее всего, имеет целью в том числе и привлечение потенциальных клиентов. При этом следует учитывать, что на форумах операторов, как правило, собираются и общаются наиболее активные пользователи сети Интернет, и распространение информации среди этой части интернет-аудитории наиболее логичный ход в том случае, если необходимо привлечь внимание к новому товару или услуге», - отмечает один из наблюдателей рынка.
В компании «Скартел» сообщили, что привлечение к тестированию сети Yota добровольцев путем распространения информации на каких-либо форумах компанией не проводилось: «Это частная инициатива одного из сотрудников компании. Что касается того, насколько эффективно такое предложение поучаствовать в тестировании сети для привлечения потенциальных клиентов, то если речь идет о частном объявлении одного из сотрудников компании, нам сложно оценить его эффективность, да мы и не ставим себе такой цели. Что касается эффективности анонсирования программы тестирования в целом, то число заявок, оставленных посетителями нашего сайта, говорит само за себя. Нам даже придется провести некоторый конкурсный отбор, чего вначале не предполагалось», - рассказали представители «Скартел».
В свою очередь, представители MNS.ru дали следующий комментарий: «Вариант «поучаствовать в тестировании сети» - идея неновая, но неплохая, свои результаты она, конечно, приносит. А по поводу продвижения через нашу локальную сеть услуг других операторов можно сказать, что никто не застрахован от этого. Понятно, что конкуренты пытаются всеми возможными способами привлечь к себе клиентов, отвоевать свой процент на рынке. Кто-то ведет подобную политику корректно, кто-то не очень», - рассказала исполняющая обязанности технического директора оператора MNS.ru Наталия Бутримова.
Если же говорить в целом, то, как отмечают эксперты рынка, на сегодняшний день помимо стандартных способов продвижения в сети Интернет, которые включают в себя создание интернет-представительств, баннерную рекламу, поисковую оптимизацию и размещения пресс-релизов, используются также и нестандартные способы продвижения товаров и услуг. При этом на западном рынке нестандартные способы продвижения используются уже достаточно широко, в России же такие способы применяются в основном крупными компаниями, и такие средства еще не так широко распространены.
Среди нестандартных способов продвижения используются так называемый партизанский маркетинг, предполагающий непрямое продвижение товаров и услуг, работа в тематических форумах и блогах, «вирусная» реклама, e-mail-рассылка, реклама в социальных сетях, product placement и создание и использование бренд-персонажей.
Работа в тематических форумах может строиться как по принципу прямого общения, то есть ответов на интересующие клиентов вопросы самих представителей компании на сайте, так и при помощи манипулирования общественным мнением. Во втором случае, к примеру, на каком-либо тематическом форуме размещаются вопросы от «участников» относительно характеристик того или иного товара и ответы на них с перечислением достоинств определенной марки или определенного производителя (см., например, новость раздела «Маркетинг» от 28 апреля 2008 г.).
Напомним, что ООО «Скартел» было создано весной 2007 года для реализации проектов на базе WiMAX. Компания «Скартел» принадлежит компании WIMAX Holding Ltd., в состав которой входят также компании «Скартел Стар Лаб» (Scartel StarLab), центр исследований и разработок (R&D) в области мобильных сервисов и медийная компания «Море», агрегатор медиаконтента, которая на данный момент заключила ряд договоров с правообладателями контента, включая музыку и фильмы. Центральный офис компании «Скартел» расположен в Петербурге, второй офис находится в Москве. Сейчас в группе компаний работают 420 человек, из них 100 – в «Стар Лаб». При старте «Скартел» выбрал в качестве поставщика оборудования корейскую компанию Samsung, при этом выбор был сделан в пользу Mobile WiMAX. В рамках подписанного соглашения Samsung предоставила «Скартел» весь перечень оборудования системы радиодоступа Mobile WiMAX (стандарт IEEE 802.16e-2005), включая 1,6 тыс. базовых станций, контроллеры - шлюзы доступа ASN-GW, элементы системы мониторинга и управления сетью, другое необходимое оборудование, а также комплекс услуг.
Что касается коммерческой составляющей, то «Скартел» будет работать как с корпоративными клиентами, предлагая им стандартный набор операторских услуг (доступ в Интернет, VPN, объединение офисов и т.д.), так и с частными – для последних компания сейчас разрабатывает ряд новых сервисов. Услуги компании продвигаются под специально разработанным брендом Yota (разрабатывало британское агентство 3 hundred million). С точки зрения тарифов, «Скартел» основную ставку сделает на безлимитные предложения и выйдет на рынок после коммерческого запуска с одним тарифом, подробности пока не разглашаются. Запуск услуг на широком рынке происходит в несколько этапов. Первый – тестирование, которое уже началось 15 сентября и продлится до конца октября. На втором этапе, в ноябре, абонентское оборудование «Скартел» поступит в розничные сети. Сейчас таких партнеров у компании несколько – это «Ион», «Белый ветер «Цифровой» и «Связной» в Москве, «Компьютер-центр «Кей», те же «Белый ветер «Цифровой» и «Связной» в Петербурге. Масштабно работать в плане продаж «Скартел» намерен после запуска планирумого количества базовых станций в 1 тыс. штук (см. новость раздела «Интернет» от 3 сентября 2008 г.).