Государственное образовательное учреждение «Петербургский городской Дворец творчества юных» (ДТЮ, основан в 1937 году как Ленинградский дворец пионеров) расположено в Аничковом дворце и является одним из крупнейших в Европе учреждений дополнительного образования. В ДТЮ порядка 900 кружков, в числе которых – морской клуб «Юнга», работающий с 1962 года. Одной из целей образовательных программ клуба «Юнга» является повышение уровня профессиональной ориентации современных школьников в мире морских профессий и профессиональной начальной подготовки. Занятия клуба проводятся для школьников 3-10-х классов в оборудованных учебных классах клуба и непосредственно на учебном парусно-моторном судне «Юный Балтиец». Программа занятий рассчитана на 4 года. Сегодня в клубе «Юнга» занимаются более 280 детей и подростков.
Недавно клуб «Юнга» приобрел навигационный тренажер Navi-Trainer Professional 4000 (NTPro 4000) производства компании «Транзас». Как сообщается на сайте компании-производителя, тренажер предназначен для обучения и сертификации вахтенных офицеров, старших помощников, капитанов и лоцманов торговых и рыболовецких судов регистровой вместимостью 500 тонн и более, применяется для обучения и аттестации судоводителей маломерного флота. Тренажер сертифицирован Министерством транспорта РФ и норвежским классификационным обществом Det Norske Veritas. NTPro 4000 может включать в себя одну или несколько инструкторских станций, необходимое количество навигационных мостиков в любой конфигурации, станции операторов СУДС, а также классы подготовки электронной картографии, спецопераций, применения РЛС/САРП, АИС и системы судового охранного оповещения (ССОО). О выпуске NTPro 4000 «Транзас» объявил в июне 2004 года. Этот тренажер уже установлен, например, в Петербургском морском техническом колледже, Волжской государственной академии водного транспорта, Новосибирской академии водного транспорта, учебно-тренажерном центре «Галс» (Ростов-на-Дону), Приморском морском пароходстве.
Церемония открытия NTPro 4000 в клубе «Юнга» прошла в конце прошлой недели. Как отметил генеральный директор ДТЮ Владимир Киселев, обучение на тренажере позволит школьникам не только приобрести навыки использования современных технологий в морском деле, но и существенно улучшить профессиональную морскую подготовку, а для самого клуба приобретение тренажера станет началом нового этапа. «На тренажере «Транзас» NTPro 4000 будут отрабатываться практические задания по таким программам клуба, как «Общая подготовка к плавательной практике», «Общая подготовка к плавательной практике. Дублер штурмана», «Плавание по внутренним водным путям». Во время обучения в клубе ребята могут освоить и несколько специальностей, что существенно пригодится тем из них, кто в дальнейшем готовится поступить в специализированные морские учебные заведения», - сообщают в пресс-службе «Транзас». В 2009 учебном году на тренажере пройдут обучение 80 воспитанников клуба.
Тренажер закуплен ДТЮ на средства, выделенные правительством Санкт-Петербурга по программе модернизации материально-технической базы ДТЮ, при поддержке Попечительского совета ДТЮ, ООО «Балтспецфлот» и ОАО «СОГАЗ». Стоимость такого приобретения может составлять несколько миллионов рублей.
Отметим, что мероприятия в области компьютерных технологий ДТЮ проводит регулярно. Так, 27-29 февраля 2008 года здесь прошла вторая научно-практическая конференция старшеклассников «Будущее сильной России в высоких технологиях», 28 ноября 2008 года стартовала 11-я Международная молодежная неделя информатики и программирования, 19 декабря 2008 года прошел финал городского конкурса «WWW-2008», а 22 декабря 2008 года - городской конкурс дизайн-проектов «Новый год». Именно в ДТЮ проводится полуфинал командного чемпионата мира по программированию АСМ (Северо-Восточный европейский регион). Еще в 1986 году в ДТЮ были открыты первые в Петербурге кружки по информатике. Сегодня здесь работает Центр компьютерных технологий, где ежегодно обучаются более 800 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Программы занятий с учащимися (по программированию на языках Basic, Pascal, C++, C#, Java, трехмерная графика в OpenGL и другие) рассчитаны на 1-4 года. Обучение в центре предусматривает участие детей в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах по информатике и программированию. С 2007 года созданы бюджетные группы, использующие элементы дистанционного обучения, по программам языков направления С++.
Компания «Транзас» на прошлой неделе объявила также об установке тренажера маломерного флота в Институте развития Академии гражданской защиты МЧС России (г. Химки Московской области). Конфигурация тренажера включает рабочее место инструктора, два рабочих места обучаемых и реабилитационный тренажер искусственного дыхания. Программное обеспечение рабочего места обучаемого предназначено для управления маломерным судном, швартовки и операций с навигационными приборами (РЛС, электронной картографической системой с векторными картами на каждый район визуализации). Как и на реальном судне, РЛС, используемая в тренажере, связана с другим оборудованием и получает в реальном времени информацию о курсе, скорости и координатах от соответствующих датчиков и преобразователей (ЛАГ, GPS-приемник и т. д.). Места обучаемых выполнены в виде консолей, оборудованных имитированными органами управления маломерным судном и мониторами для отображения и контроля параметров движения судна, радарной картинки и электронно-картографической системы. Также консоли оборудованы LCD-панелью для визуализации надводной обстановки. В программном комплексе будет предусмотрена функция автоматической оценки действий обучаемого и доступны 10 районов плавания (в том числе Керчь, порт Оля на Волге, акватория порта Санкт-Петербург, порт Архангельск на Северной Двине) с визуализацией надводной обстановки и 10 моделей судов маломерного флота (в том числе модели катеров «Касатка» и «Стрела 5М»). Напомним, что сотрудничество «Транзаса» с этим заказчиком ведется активно: так, недавно производитель объявил о поставках в академию учебно-тренажерного комплекса по моделированию физических процессов LabWorks (см. новость раздела «Интеграция» от 12 декабря 2008 г.).
Кроме того, сообщалось, что специалисты экспертной навигационной лаборатории ГМА им. адм. С. О. Макарова (Петербург) завершили исследования точности речных навигационных карт на реки Волга и Кама, используя сопряженную с радиолокационной станцией и гирокомпасом систему отображения электронных навигационных карт и информации компании «Транзас». Система основана на ЭКНИС «Транзас» Navi-Sailor, адаптированной к условиям речного плавания в соответствии с требованиями международных стандартов.