Как сообщается в официальном релизе компании, развитие собственной сети эксклюзивных салонов на территории Петербурга стало одной из приоритетных задач «Билайна» на 2008 год. Все фирменные салоны «Билайн» оформлены в корпоративном стиле. Здесь можно приобрести как стартовые пакеты оператора, так и мобильные телефоны и аксессуары. В числе возможных абонентских операций - платеж, замена SIM-карты, детализация, смена номера, внесение изменений в данные договора.
Основным партнером оператора в этом проекте выступает компания «Телефорум», которая владеет собственной оптово-розничной сетью по продаже средств связи и цифровой техники (в Петербурге порядка 50 торговых точек). Как напомнил директор по рекламе «Телефорум» Сергей Дунаев, в рамках данного проекта компания выступает куратором по всем направлениям – является основным инвестором, ведет поиск мест для открытия салонов, поставляет продукцию на продажу (телефоны и аксессуары), а также предоставляет технологии продажи сотовых телефонов и персонал. Что касается участия «Билайна», то оператор, помимо обычного начисления бонусов за продажу стартовых пакетов, частично покрывает затраты на арендную плату салонов и т. д.
По итогам 2008 года «Билайн» открыл девять новых точек в различных районах города, и еще одна была запущена за его пределами – в Гатчине. Ключевая из них расположена в центре Петербурга, на Невском проспекте, 27, – на месте, где ранее располагался салон розничной сети «Ультра», с 2006 года входящей в состав «Евросети».
Подробности перехода площади «Ультры» не раскрываются, однако можно предположить, что «Евросеть» просто уступила «Билайну» торговую площадь – как известно, с прошлого года ее 49,9 % находятся в собственности у сотовой компании. С другой стороны, как отмечают наблюдатели рынка, «Евросеть» до известного момента продолжает оставаться независимой, а причиной продажи магазина «Ультры» может являться желание «Евросети» избавиться от убыточных активов. «Как известно, «Ультра» исторически работала в так называемом премиум-сегменте, и большая часть магазинов сети расположена в имиджевых местах, дорогих с точки зрения арендной платы. Как показало время, эти салоны не только не приносят прибыль, но и являются убыточными», - отметил один из экспертов.
По данным spbIT.ru, процесс распродажи или отказа от аренды магазинов «Ультра» начался еще в ноябре 2008 года. Например, тому же «Телефоруму» отошла торговая площадь «Ультры» в Пушкине (Гостиный двор). В настоящее время «отдаются в хорошие руки» магазины «Ультра» возле станций метро «Старая Деревня», «Нарвская», «Владимирская/Достоевская».
С другой стороны, «чистка» активов, которую производит «Евросеть», вполне может быть инициирована «Билайном», которая таким образом оптимизирует бизнес «Евросети», у которой накопились большие долги. Что же касается очевидного преимущества «Билайна», ставшего совладельцем «Евросети», - возможности на выгодных условиях продвигать свои стартовые пакеты, то пока этот сценарий трудновыполним – согласно постановлению ФАС, в течение трех лет «Билайн» не может сделать «Евросеть» монобрендовой, и пока «Евросеть» продолжает торговать SIM-картами всех игроков рынка сотовой связи.
Напомним, что в течение 2008 года в Петербурге у «Билайна» заработали точки: на проспекте Просвещения, рядом со станциями метро «Удельная», «Купчино», «Невский проспект», а также на улицах Ефимова, Одоевского, Савушкина и Большой Пороховской. Открыт салон в Гатчине, и планируется открытие еще одного, в Киришах. Все эти салоны открыты в сотрудничестве с «Телефорумом». Еще один салон, на Лиговском проспекте, реализован в сотрудничестве с компанией «Галерея 21». Как сообщают в «Билайне», в 2008 году компания скорректировала стратегию в отношении развития сети эксклюзивных салонов – для магазинов были выбраны места с большим скоплением людей.
Также, напомним, что у «Билайна» в Петербурге достаточно длительное время действуют собственные фирменные офисы обслуживания клиентов - на Московском, 178, и Ланском шоссе, 14. По данным spbIT.ru, сейчас их деятельность также поддерживается «Телефорумом». Напомним, что «Билайн» и «Телефорум» сотрудничают с 2007 года – тогда на базе розничной сети «Телефорум» были созданы два первых эксклюзивных региональных салона «Билайн» в Архангельске и Ростове.
Что касается проекта развития сети эксклюзивных салонов «Билайн» в Ленинградской области, то его старт пришелся на 2005 год – тогда был открыт первый центр продаж и обслуживания клиентов оператора в Гатчине, в сотрудничестве с компанией «Элиен». На сегодня эксклюзивные салоны «Билайн» работают во всех крупных городах области. Среди партнеров оператора на местном уровне – уже упомянутая «Элиен Телеком», «Астра-М», «Стелс» и др.
Другие игроки рынка сотовой связи Петербурга также активны в области создания собственных монобрендовых розничных сетей. Например, у ОАО «Мобильные ТелеСистемы» насчитывается 34 собственных салонов-магазинов по Северо-Западу, в том числе 8 из них - в Петербурге. Компания также развивает эксклюзивную розницу – сейчас таких салонов насчитывается 240 по макрорегиону, в основном они открыты на базе локальных дилеров, и из крупных партнеров здесь можно упомянуть «ТС-Ритейл» (известный по проекту «Точка»). «Планы на 2009 год подразумевают активное развитие собственной розницы. В том числе у нас будет и запуск магазинов в новом формате, анонсированном в Москве в октябре прошлого года. Новый формат – это, прежде всего, открытая выкладка, и он подразумевает специальную мебель, особые демонстрационные механизмы и технологии продаж», - сообщили в компании МТС. Напомним также, что в 2008 году МТС стала владельцем сети салонов связи «Беталинк», который также переформировывается в монобрендовую сеть оператора. В Петербурге, по данным spbIT.ru, сейчас все салоны «Беталинка» (их насчитывалось несколько десятков) переоформлены в фирменный стиль МТС, и с ноября прошлого года ретейлер торгует SIM-картами только этого оператора.
Развертыванием эксклюзивных салонов в Петербурге в течение 2008 года активно занимался Tele2. Оператор открыл порядка 10 новых офисов обслуживания и продаж в городе. Все они были открыты самостоятельно, без участия или приобретения ретейлеров.
Что касается «МегаФон Северо-Запад», то, по оценкам участников рынка, компания является самым пассивным участником гонки по созданию фирменных салонов, в которую включились другие игроки. Однако, отметим, что в Петербурге у «МегаФона» уже давно работает сеть крупных центров обслуживания клиентов, количество которых, вероятно, удовлетворяет потребностям абонентов. Тем не менее в 2009 году «МегаФон», судя по всему, все же запустит программу по развитию монобрендовых салонов - как известно, недавно оператор приобрел сеть «Диксис».