По данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, к концу декабря 2008 года число пользователей сотовой связи в России достигло отметки в 187,83 млн. По сравнению с ноябрем 2008 года увеличение составило 3,5 млн – на конец ноября количество абонентов находилось на отметке 184,33 млн. Традиционно декабрь демонстрирует максимально высокие показатели по уровню прироста абонентской базы по сравнению с другими месяцами. Причина для этого – высокая маркетинговая активность операторов в преддверии новогодних праздников. Для сравнения: на конец ноября 2008 года прирост абонентов сотовой связи по России составил 2,31 млн, а в октябре - 2,48 млн. В целом в течение всего 2008 года число пользователей сотовой связи в России выросло на 14,99 млн – на конец декабря 2007 года количество сотовых абонентов составляло 172,84 млн.
Если рассматривать чистый прирост абонентской базы в России по операторам в декабре 2008 года, то, по данным Advanced Communications & Media Consulting, ситуация аналогична той, что сложилась в ноябре того же года. На первом месте расположился МТС с 38,7 % (снижение доли по сравнению с ноябрем на 1,3 %); второе занял «ВымпелКом» с 30,9 % (увеличение на 1 %); «МегаФон» остался на третьем месте, но потерял за месяц 7,3 % - на конец декабря 2008 года его доля среди новых проданных SIM-карт составила 13,8 %. На долю остальных игроков в конце 2008 года пришлось 16,6 % (увеличение на 7 %).
Напомним, что год назад - в декабре 2007-го - лидером по приросту абонентской базы также являлся МТС с 41,0 %. На втором месте находился «МегаФон» с 22,2 %. «ВымпелКом» на тот момент добрался лишь до четвертого места с 16,6 %. Доля остальных операторов составляла на тот момент 20,2%.
Возвращаясь к показателям 2008 года, к концу декабря абонентская база операторов «большой тройки», по данным AC&M Consulting в России, выглядела следующим образом: количество абонентов МТС по России составляет 64,628 млн (прирост за месяц – 1,355 млн). Количество абонентов «ВымпелКом» достигло 47,663 млн (прирост 1,082 млн). Число абонентов «МегаФон» по России на конец 2008 года составило 43,289 млн (прирост 484 тыс.). Таким образом, рынок России в конце 2008 года оказался поделен между операторами в следующей пропорции: МТС - 34,4 %, «ВымпелКом» - 25,4 %, «МегаФон» - 23 %. Доля остальных операторов осталась на уровне предыдущих месяцев и составила 17,2 %.
В Москве и Петербурге объем совокупной абонентской базы на конец 2008 года зафиксирован на отметке 31,439 млн и 10,559 млн соответственно. При этом увеличение по сравнению с ноябрем 2008 года в Москве составило 554 тыс., а в Петербурге - 223 тыс. Для Петербурга это максимальный показатель по чистому приросту (то есть с учетом оттока абонентов – напомним, что сейчас время, в течение которого отключившийся абонент считается активным, у сотовых операторов «большой тройки» составляет 3 месяца) за последние несколько месяцев. В ноябре прирост составлял 104 тыс., в октябре – всего 37 тыс., в сентябре – 124 тыс.
Данные аналитического агентства AC&M Consulting по чистому притоку абонентов отдельных операторов в Петербурге в целом повторяют показатели за предыдущий месяц: с внушительным отрывом лидирует МТС - доля оператора в общем приросте составила к концу декабря 2008 года 53,1 %, или 118 тыс. человек; на втором месте - «ВымпелКом» с 24,1 % (53 тыс. человек); на третьем – Tele2 с 17,8 % (39 тыс. человек); «Скай Линк» занимает четвертое место - на его долю пришлось 5 % (11 тыс. человек). При этом декабрьские показатели «МегаФона Северо-Запад» по чистому притоку абонентов в Петербурге нулевые. Показатели этого оператора ухудшаются уже не первый месяц – в ноябре 2008 года «МегаФон Северо-Запад» получил из числа новых абонентов 10,5 %, заняв третью позицию.
Доли петербургского рынка по итогам декабря 2008 года в результате распределились так: «МегаФон» занимает 33,4 % (снижение доли по сравнению с ноябрем 2008 года на 0,4 %), МТС – 30,8 % (снижение на 0,4 %), «Билайн» - 19,6 % (повышение на 0,1 %), показатели Tele2 и «Скай Линк» остались без изменений – 13,8 % и 2,4 % соответственно. Напомним, что, по данным на конец 2007 года, доли рынка в Петербурге распределились похожим образом: «МегаФон» - 34,4 %, МТС – 29,1 %, «Билайн» - 23,7 %, Tele2 – 10,8 %, «Скай Линк» - 2,0 %.
В декабре 2008 года общее количество контрактов сотовых операторов, реализованное дилерами в Петербурге и Ленинградской области (то есть без учета оттока абонентов), по данным spbIT.ru, составило 177 тыс. При этом лидирующие позиции опять занимает МТС – в течение декабря было продано 71,1 тыс. SIM-карт оператора. С небольшим отрывом на втором месте находится «Билайн» - ровно 71 тыс. проданных комплектов. Результаты «МегаФон» значительно ниже – через дилеров оператору удалось реализовать лишь 17,7 тыс. SIM-карт в Петербурге и ЛО – в основном наблюдатели связывают этот факт с негативным опытом работы оператора с розницей. Далее в рейтинге идет Tele2 с показателем в 14,4 тыс. Замыкает пятерку «Скай Линк» - 3,4 тыс. реализованных стартовых пакетов.
Предновогодний период традиционно является наиболее активным периодом для сотовых операторов с точки зрения запуска маркетинговых инициатив. Последний месяц 2008 года не стал исключением. В течение декабря операторами был выдвинут ряд новых услуг, тарифных планов и модификаторов. Что касается участников «большой тройки», то особый акцент в предновогодний период ими был сделан на продвижение услуг мобильного интернет-доступа. Так, «Билайн» в последние дни 2008 года запустил сезонный пакетный тариф для интернет-пользователей «Интернет-зима», в рамках которого в ежемесячную абонентскую плату в размере 75 рублей включены 100 Мбайт интернет-трафика (см. новость раздела «Билайн» от 23 декабря 2008 г.). МТС и «МегаФон» расширили линейку USB-модемов, одновременно снизив их стоимость. Кроме того, в течение декабря «МегаФон» проводил акцию (она продлена до 31 января 2009 года), в рамках которой абоненты при подключении на тарифный план «Интернет Драйв Плюс» получают в подарок USB-модем и год бесплатного Интернета.
Петербургский «Скай Линк» в предпраздничные дни также сосредоточился на продвижении услуг и оборудования для мобильного интернет-доступа. В рамках одной из акций всем подключившимся на интернет-тарифы оператор в течение декабря дарил интернет-модемы. Кроме того, в первой декаде месяца «Скай Линк» выпустил новую линейку пакетов интернет-трафика, которые можно подключить к любому тарифному плану и пользоваться мобильным Интернетом по льготной стоимости (см. новость раздела «Скай Линк» от 8 декабря 2008 г.). Кроме того, эта компания приступила к освоению новых дилерских каналов (см. новость раздела «Скай Линк» от 25 декабря 2008 г.). А перед самым Новым годом оператор серьезно модифицировал одно из своих наиболее популярных предложений «Коммуникатор» (см. новость раздела «Скай Линк» от 29 декабря 2008 г.).
Ряд опций, запущенных операторами в течение декабря 2008 года, был ориентирован на сокращение затрат абонентов на голосовую связь. У МТС стартовала услуга «Диалог» - предполагает безлимитное внутрисетевое общение за ежесуточную абонентскую плату в размере 1,95 рубля, но только с одним абонентом. «Билайн» запустил временную акцию «Комфортный роуминг» (продлится до 31 января 2009 года), по условиям которой абонент, оплатив стоимость подключения в размере 895 рублей, получает пакет входящего голосового трафика объемом 100 минут, который можно расходовать на международный роуминг (см. новость раздела «Сотовая связь» от 2 декабря 2008 г.).
«МегаФон Северо-Запад» в течение декабря предложил абонентам несколько бонусных программ. Например, в рамках сервиса «Бонус при платеже» (продлится до 31 января 2009 года) абонент, пополнив счет на сумму от 250 рублей, получит бонусный пакет, состоящий из 10 SMS-сообщений. Еще одна бонусная программа «МегаФон Северо-Запад» адресована новым абонентам – при подключении к сети оператора в рамках услуги «Плюс на старте» оператор дарит несколько пакетов трафика, включая 5 MMS-сообщений, а также два пакета интернет-трафика объемом 3 Мбайта в рамках услуги «Мобильный Интернет» и 150 Кбайт в рамках услуги «WAP-доступ». Не так давно акция была продлена на весь 2009 год.
Для корпоративных абонентов «МегаФон» в первой декаде декабря запустил сервис «Скидка 20% Международный роуминг», предусматривающий скидки на голосовую связь при нахождении в международном роуминге. При этом стоимость ежемесячной абонплаты составит 400 рублей. Также для абонентов корпоративных тарифов – «Федеральный Бизнес», «Федеральный Универсальный», «Федеральный Особый», «Федеральный Генеральный» – «МегаФон» выпустил ряд дополнительных пакетов различного трафика по льготным ценам.
В течение декабря операторы петербургского рынка сотовой связи были активны в области освоения новых каналов сбыта своих стартовых комплектов. «Скай Линк» запустил проект с «Кибер-Почтой», «МегаФон» вышел в торговые комплексы «Карусель», предновогодние акции Tele2 проводились, помимо центров продаж, и в крупных торговых центрах, таких как: «Лента», «О'Кей», «Карусель», «Перекресток», «Мега».