Сотовые подключения Северной столицы за декабрь 2008 года: плоды маркетинга

Декабрь 2008 года традиционно для этого периода продемонстрировал высокие показатели по уровню прироста абонентской базы, что напрямую связано со всплеском маркетинговой активности операторов в течение месяца. Согласно данным аналитиков, по новым «чистым» подключениям первое место с резким отрывом взяли МТС, далее идут «Билайн», Tele2 и «Скай Линк». У «МегаФона Северо-Запад» показатели ухудшаются, причем не первый месяц, и за декабрь он зафиксировал нулевые результаты. Напомним, что среди декабрьских инициатив в области маркетинга особое внимание операторы уделили продвижению услуг мобильного доступа в сеть.

По данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, к концу декабря 2008 года число пользователей сотовой связи в России достигло отметки в 187,83 млн. По сравнению с ноябрем 2008 года увеличение составило 3,5 млн – на конец ноября количество абонентов находилось на отметке 184,33 млн. Традиционно декабрь демонстрирует максимально высокие показатели по уровню прироста абонентской базы по сравнению с другими месяцами. Причина для этого – высокая маркетинговая активность операторов в преддверии новогодних праздников. Для сравнения: на конец ноября 2008 года прирост абонентов сотовой связи по России составил 2,31 млн, а в октябре - 2,48 млн. В целом в течение всего 2008 года число пользователей сотовой связи в России выросло на 14,99 млн – на конец декабря 2007 года количество сотовых абонентов составляло 172,84 млн.

Если рассматривать чистый прирост абонентской базы в России по операторам в декабре 2008 года, то, по данным Advanced Communications & Media Consulting, ситуация аналогична той, что сложилась в ноябре того же года. На первом месте расположился МТС с 38,7 % (снижение доли по сравнению с ноябрем на 1,3 %); второе занял «ВымпелКом» с 30,9 % (увеличение на 1 %); «МегаФон» остался на третьем месте, но потерял за месяц 7,3 % - на конец декабря 2008 года его доля среди новых проданных SIM-карт составила 13,8 %. На долю остальных игроков в конце 2008 года пришлось 16,6 % (увеличение на 7 %).

Напомним, что год назад - в декабре 2007-го - лидером по приросту абонентской базы также являлся МТС с 41,0 %. На втором месте находился «МегаФон» с 22,2 %. «ВымпелКом» на тот момент добрался лишь до четвертого места с 16,6 %. Доля остальных операторов составляла на тот момент 20,2%.

Возвращаясь к показателям 2008 года, к концу декабря абонентская база операторов «большой тройки», по данным AC&M Consulting в России, выглядела следующим образом: количество абонентов МТС по России составляет 64,628 млн (прирост за месяц – 1,355 млн). Количество абонентов «ВымпелКом» достигло 47,663 млн (прирост 1,082 млн). Число абонентов «МегаФон» по России на конец 2008 года составило 43,289 млн (прирост 484 тыс.). Таким образом, рынок России в конце 2008 года оказался поделен между операторами в следующей пропорции: МТС - 34,4 %, «ВымпелКом» - 25,4 %, «МегаФон» - 23 %. Доля остальных операторов осталась на уровне предыдущих месяцев и составила 17,2 %.

В Москве и Петербурге объем совокупной абонентской базы на конец 2008 года зафиксирован на отметке 31,439 млн и 10,559 млн соответственно. При этом увеличение по сравнению с ноябрем 2008 года в Москве составило 554 тыс., а в Петербурге - 223 тыс. Для Петербурга это максимальный показатель по чистому приросту (то есть с учетом оттока абонентов – напомним, что сейчас время, в течение которого отключившийся абонент считается активным, у сотовых операторов «большой тройки» составляет 3 месяца) за последние несколько месяцев. В ноябре прирост составлял 104 тыс., в октябре – всего 37 тыс., в сентябре – 124 тыс.

Данные аналитического агентства AC&M Consulting по чистому притоку абонентов отдельных операторов в Петербурге в целом повторяют показатели за предыдущий месяц: с внушительным отрывом лидирует МТС - доля оператора в общем приросте составила к концу декабря 2008 года 53,1 %, или 118 тыс. человек; на втором месте - «ВымпелКом» с 24,1 % (53 тыс. человек); на третьем – Tele2 с 17,8 % (39 тыс. человек); «Скай Линк» занимает четвертое место - на его долю пришлось 5 % (11 тыс. человек). При этом декабрьские показатели «МегаФона Северо-Запад» по чистому притоку абонентов в Петербурге нулевые. Показатели этого оператора ухудшаются уже не первый месяц – в ноябре 2008 года «МегаФон Северо-Запад» получил из числа новых абонентов 10,5 %, заняв третью позицию.  

Доли петербургского рынка по итогам декабря 2008 года в результате распределились так: «МегаФон» занимает 33,4 % (снижение доли по сравнению с ноябрем 2008 года на 0,4 %), МТС – 30,8 % (снижение на 0,4 %), «Билайн» - 19,6 % (повышение на 0,1 %), показатели Tele2 и «Скай Линк» остались без изменений – 13,8 % и 2,4 % соответственно. Напомним, что, по данным на конец 2007 года, доли рынка в Петербурге распределились похожим образом: «МегаФон» - 34,4 %, МТС – 29,1 %, «Билайн» - 23,7 %, Tele2 – 10,8 %, «Скай Линк» - 2,0 %.

В декабре 2008 года общее количество контрактов сотовых операторов, реализованное дилерами в Петербурге и Ленинградской области (то есть без учета оттока абонентов), по данным spbIT.ru, составило 177 тыс. При этом лидирующие позиции опять занимает МТС – в течение декабря было продано 71,1 тыс. SIM-карт оператора. С небольшим отрывом на втором месте находится «Билайн» - ровно 71 тыс. проданных комплектов. Результаты «МегаФон» значительно ниже – через дилеров оператору удалось реализовать лишь 17,7 тыс. SIM-карт в Петербурге и ЛО – в основном наблюдатели связывают этот факт с негативным опытом работы оператора с розницей. Далее в рейтинге идет Tele2 с показателем в 14,4 тыс. Замыкает пятерку «Скай Линк» - 3,4 тыс. реализованных стартовых пакетов.

Предновогодний период традиционно является наиболее активным периодом для сотовых операторов с точки зрения запуска маркетинговых инициатив. Последний месяц 2008 года не стал исключением. В течение декабря операторами был выдвинут ряд новых услуг, тарифных планов и модификаторов. Что касается участников «большой тройки», то особый акцент в предновогодний период ими был сделан на продвижение услуг мобильного интернет-доступа. Так, «Билайн» в последние дни 2008 года запустил сезонный пакетный тариф для интернет-пользователей «Интернет-зима», в рамках которого в ежемесячную абонентскую плату в размере 75 рублей включены 100 Мбайт интернет-трафика (см. новость раздела «Билайн» от 23 декабря 2008 г.). МТС и «МегаФон» расширили линейку USB-модемов, одновременно снизив их стоимость. Кроме того, в течение декабря «МегаФон» проводил акцию (она продлена до 31 января 2009 года), в рамках которой абоненты при подключении на тарифный план «Интернет Драйв Плюс» получают в подарок USB-модем и год бесплатного Интернета.  

Петербургский «Скай Линк» в предпраздничные дни также сосредоточился на продвижении услуг и оборудования для мобильного интернет-доступа. В рамках одной из акций всем подключившимся на интернет-тарифы оператор в течение декабря дарил интернет-модемы. Кроме того, в первой декаде месяца «Скай Линк» выпустил новую линейку пакетов интернет-трафика, которые можно подключить к любому тарифному плану и пользоваться мобильным Интернетом по льготной стоимости (см. новость раздела «Скай Линк» от 8 декабря 2008 г.). Кроме того, эта компания приступила к освоению новых дилерских каналов (см. новость раздела «Скай Линк» от 25 декабря 2008 г.). А перед самым Новым годом оператор серьезно модифицировал одно из своих наиболее популярных предложений «Коммуникатор» (см. новость раздела «Скай Линк» от 29 декабря 2008 г.).

Ряд опций, запущенных операторами в течение декабря 2008 года, был ориентирован на сокращение затрат абонентов на голосовую связь. У МТС стартовала услуга «Диалог» - предполагает безлимитное внутрисетевое общение за ежесуточную абонентскую плату в размере 1,95 рубля, но только с одним абонентом. «Билайн» запустил временную акцию «Комфортный роуминг» (продлится до 31 января 2009 года), по условиям которой абонент, оплатив стоимость подключения в размере 895 рублей, получает пакет входящего голосового трафика объемом 100 минут, который можно расходовать на международный роуминг (см. новость раздела «Сотовая связь» от 2 декабря 2008 г.).

«МегаФон Северо-Запад» в течение декабря предложил абонентам несколько бонусных программ. Например, в рамках сервиса «Бонус при платеже» (продлится до 31 января 2009 года) абонент, пополнив счет на сумму от 250 рублей, получит бонусный пакет, состоящий из 10 SMS-сообщений. Еще одна бонусная программа «МегаФон Северо-Запад» адресована новым абонентам – при подключении к сети оператора в рамках услуги  «Плюс на старте» оператор дарит несколько пакетов трафика, включая 5 MMS-сообщений, а также два пакета интернет-трафика объемом 3 Мбайта в рамках услуги «Мобильный Интернет» и 150 Кбайт в рамках услуги «WAP-доступ». Не так давно акция была продлена на весь 2009 год.

Для корпоративных абонентов «МегаФон» в первой декаде декабря запустил сервис «Скидка 20% Международный роуминг», предусматривающий скидки на голосовую связь при нахождении в международном роуминге. При этом стоимость ежемесячной абонплаты составит 400 рублей. Также для абонентов корпоративных тарифов – «Федеральный Бизнес», «Федеральный Универсальный», «Федеральный Особый», «Федеральный Генеральный» – «МегаФон» выпустил ряд дополнительных пакетов различного трафика по льготным ценам.

В течение декабря операторы петербургского рынка сотовой связи были активны в области освоения новых каналов сбыта своих стартовых комплектов. «Скай Линк» запустил проект с «Кибер-Почтой», «МегаФон» вышел в торговые комплексы «Карусель», предновогодние акции Tele2 проводились, помимо центров продаж, и в крупных торговых центрах, таких как: «Лента», «О'Кей», «Карусель», «Перекресток», «Мега».

Автор: Ирина Рыбченко.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети

Ключевые слова: мобильный Интернет, сотовая связь СПб, Билайн, ВымпелКом, МТС, GSM, тарифы МТС, тарифы МегаФон, МегаФон, салоны сотовой связи, сотовое подключение, сотовые операторы, мобильные операторы, абоненты сотовой связи, тарифы Билайн, корпоративные тарифы Билайн, МегаФон тарифы, МТС тарифы, тарифные планы Билайн, тарифные планы МегаФон, тарифные планы МТС, корпоративные тарифы МегаФон, корпоративные тарифы МТС, тарифы SkyLink, СкайЛинк тарифы, тарифы СкайЛинк, СкайЛинк, сотовая связь