Рекламная сеть «Каванга» начала свою деятельность в сентябре 2008 года. Одноименная компания образовалась после деления структуры рекламно-баннерной сети AdMedia, которая, в свою очередь, входила в ГК Internest, включавшую еще несколько направлений бизнеса, в частности, баннерообменную сеть RLE, систему управления интернет-рекламой AdRiver. Сама AdMedia теперь работает как рекламное агентство, предоставляя медийные решения для рекламодателей и рекламных агентств.
Уход, однако, состоялся раньше, – в конце весны 2008 года, когда появился и сам бренд «Каванга». Если говорить о внутренних ресурсах компании, то после выхода из AdMedia с «Кавангой» остался фактически весь отдел по работе с рекламными площадками и отдел продаж – они находятся в штаб-квартире нового проекта, которая располагается в Петербурге. На момент старта работы в качестве самостоятельной структуры «Каванга» располагала штатом в 15 сотрудников, сейчас же в компании работает 20. Возглавляет компанию «Каванга» один из бывших соучредителей AdMedia Сергей Журавлев (напомним, что он также является соучредителем компании «Юмисофт», разработчика системы управления контентом UMI.CMS). Кроме того, к проекту сейчас присоединилась Ольга Величко, ранее курировшая маркетинг в компании «1С: Битрикс», еще одном игроке рынка CMS-систем. Также в «Кавангу» перешла Софья Виниченко, которая ранее работала в LinuxCenter, а на новом месте работы будет заниматься PR.
«Каванга» работает по классическому принципу коммерческой баннерной сети – она объединяет площадки, места на которых в дальнейшем продаются клиентам. Все ресурсы делятся по тематическим категориям. При этом, как отметил Сергей Журавлев, одно из главных отличий «Каванги» – прозрачность для всех сторон с точки зрения управления поступлением и распределением средств. В частности, доход между компанией и сайтом-партнером делится 50 на 50 и, кроме того, для владельцев ресурсов сайтов создана специальная веб-панель. На ней они могут отследить, сколько денег приходит и за счет каких конкретно рекламных кампаний, какие и чьи баннеры размещаются и т. д.
Продажа рекламы баннерной сети осуществляется по трем уровням. В первом случае баннер рекламодателя размещается на всех ресурсах сети (Run of Network или RON). При таком варианте сотрудничества у клиента нет возможности таргетироваться на сайты конкретной тематики. При заказе тематической рекламы (Category Targeted) продукт клиента ориентируют на те ресурсы, аудитория которых для него является целевой. То есть если клиентом является банковская структура, то и баннеры будут размещаться на ресурсах финансовой и деловой тематики, но в данном случае нет возможности таргетироваться на конкретные, отдельно взятые сайты. Используя точечную рекламу (Site Targeted), демонстрация баннера происходит на конкретных сайтах в определенное время. Также в рамках сотрудничества с «Кавангой» можно реализовать таргетинг по дням недели, IP-адресам, браузерам, операционным системам и географии.
Заметим, что вся реклама в данной баннерной сети предоставляется в формате Rich-Media, при котором используются Flash и Java, а также Pop-Under (баннер открывается в новом окне под страницей сайта) и стандартные 240х400. При этом компания регламентирует количество показов того или иного баннера в сутки – один раз для уникального посетителя, а также отключение показов в случае клика по баннеру – таким образом, реклама демонстрируется только новым возможным клиентам заказчика. Между рекламными модулями Rich-Media и Pop-Under предполагается обязательная временная задержка, работающая на всех сайтах сети.
Такая модель работы сети была реализована на базе движка AdFox от одноименного российского разработчика. Для «Каванги» стандартный функционал платформы был существенно доработан, в частности, были добавлены интерфейсы, введены модели оплаты и т. д.
Сейчас «Каванге» уже удалось привлечь около 200 партнерских сайтов. Среди наиболее крупных площадок можно назвать такие ресурсы, как «Известия.ру», «Колеса.ру», Gismeteo.ru, «Банкир.ру», а также «Аргументы и Факты.ру», «ГАИ.ру» и Homeplans.ru. При этом, как прокомментировал Сергей Журавлев, «Каванга» не делает ставку на крупные ресурсы (хотя работает и с такими площадками, как Mail.ru, Yandex.ru, Rambler.ru, социальными сетями и т. д.). «Одно из преимуществ баннерной сети – как раз возможность охвата аудитории на тематических сайтах, которые обычно не попадают в стандартные рекламные кампании из-за своей невысокой посещаемости, но, объединенные в сеть, они становятся намного интересней для наших клиентов», – говорит г-н Журавлев. При этом партнером сети может стать тот сайт, который соответствует определенным критериям, включающим интенсивность посещаемости, контент и тематику ресурса.
Сеть «Каванга» работает с рекламными агентствами, которые при взаимодействии с баннерной сетью могут вывести проводимые ими кампании на более высокий уровень. Что касается набора клиентской базы, то компании пришлось пройти этот путь заново. Тем не менее за несколько месяцев работы ей удалось привлечь ряд крупных брендов, в частности, в сети «Каванги» проводили рекламу «ВТБ 24», Samsung, финансовая компания Umis, «Каро Фильм», Audi и т. д. Если обратиться к конкретным проектам, то, например, cреди заказчиков услуг баннерной сети «Каванга» – компания, занимающаяся рынком Forex. Целью клиента является привлечение людей среднего и высокого уровней достатка к услугам организации: в рамках своей деятельности компания проводит различные обучающие семинары. Соответственно, ее рекламная кампания в основном проводится на сайтах категории «Карьера». В данном проекте клиент также заинтересован в таргетинге по географии. Охват целевой аудитории кампании составил порядка 100 тыс. человек. При этом «Каванга» реализовала ре-таргетинговую технологию «бумеранг», которая направлена на возвращение посетителей сайта с помощью нового рекламного предложения.
Начало развития компании «Каванга» совпало с кризисным периодом, когда трудности испытывают многие игроки рекламного рынка. «Мы только начинаем свою деятельность, но мы спокойны. Почти все компании-заказчики скорректировали свои маркетинговые планы, и в качестве наиболее действенного и дешевого способа реализации рекламных кампаний организации нынче рассматривают именно интернет-рекламу», – отметил Сергей Журавлев.
В планы «Каванги» входит расширение форматов рекламы, а также увеличение количества партнерских площадок – с текущих 200 до 1 тыс. в течение этого года, и модернизация «движка» сети. В него будет добавлен еще ряд способов фильтрации аудитории по возрасту, полу и т. д., так как, по прогнозам специалистов, клиенты будут более требовательны к тому, что они получают на выходе от рекламной кампании за свои инвестиции. Также в нем появится контекстный модуль, который позволит размещать рекламу в целевом порядке в зависимости от тематики ресурса и размещенной в конкретном месте информации. Его разрабатывает компания «Ашманов и партнеры» (напомним, что она также разрабатывала аналогичный модуль для «Бегуна»). Похожий функционал в Рунете есть и у рекламных сетей «Яндекса» и Rorer.ru. Но, как утверждает Сергей Журавлев, его сеть будет располагать более «точным» «движком», в чем попытается убедить рынок в своем выступлении Игорь Ашманов 30 января на пресс-конференции «Каванги» в Москве. Основной аудиторией встречи будут представители прессы, а также владельцы сайтов, т. е. потенциальные партнеры.
Для того чтобы доносить информацию о своих предложениях и возможностях, «Каванга» также собирается проводить масштабную образовательную программу в формате тематических семинаров, на которых будет разъясняться специфика и эффективность сетевого подхода к рекламным вложениям. Так, на начало февраля планируется участие в ряде тематических выставок в Петербурге (в частности, в выставке Junwex (ювелирная отрасль)), а далее семинары будут проводиться и в Москве. Образовательные инициативы игрока на рынке будут продвигаться также через интернет-рекламу.
Если говорить о текущем состоянии российского рынка интернет-рекламы за последнее время, то здесь можно отметить несколько трендов. Несмотря на кризис, структура рекламодателей не поменялась – основными заказчиками рекламы так и остались три кита – финансы, недвижимость и автомобили. Однако падение рынка налицо – так, по оценкам экспертов, эта цифра составляет порядка 50 %. При этом данное явление связано с сокращением бюджетов компаний на маркетинговые инициативы, поэтому снижение спроса обусловлено не уходом клиентов, а прежде всего «урезанием» объемов заказываемой рекламы. «В связи с кризисом мы сократили объемы нашей рекламы, но в основном это коснулось печатной прессы. Что касается Интернета, то мы активности здесь не сбавили, хотя в то же время и не наращиваем ее», – прокомментировал маркетолог одной из крупных автодилерских сетей в Петербурге.
Еще один тренд – площадки, особенно центральные, не снижают цену, а даже, наоборот, в некоторых случаях повышают ее. Тем не менее, как отметил Сергей Журавлев, многие сайты, которые ранее работали по принципу прямых продаж или со стандартными интернет-агентствами, теперь готовы начинать диалог с баннерными сетями – и такие прецеденты у «Каванги» есть. При этом владельцы ресурсов стали идти на более гибкие модели размещения рекламы и соглашаться на размещение в кредит. Еще одна сторона этого рынка – рекламные агентства – сейчас задумались о разработке нестандартных моделей, хотя спрос на них пока не сформирован.
«Мы рассчитываем, что на фоне текущих трендов рынка онлайновой рекламы наше предложение найдет свой спрос, благодаря тем преимуществам, которые в нем реализованы, что позволит нам занять несколько процентов рынка онлайновой рекламы в России к концу 2009 года», – говорит Сергей Журавлев.
Сейчас на рынке интернет-рекламы в сегменте баннерных сетей работает не так уж много игроков, среди них можно отметить как и саму «Кавангу», так и агентство AdMedia. Кроме того, конкуренцию данным компаниям составляет структура РБК – AdNet.ru. Если говорить о петербургском рынке, то здесь услуги по размещению рекламы в Сети оказывают практически все веб-студии, в частности, среди наиболее активных – RealWeb, «Тринет», «Молинос», а из специализированных рекламных интернет-агентств можно отметить Traffic. Кроме того, здесь работают и классические рекламные агентства, в частности, об активизации в сегменте онлайнового размещения недавно объявила компания «Талер», которая ранее специализировалась на наружной рекламе (см. новость раздела «Веб» от 24 декабря 2008 г. http://www.spbit.ru/news/n55873/). Если говорить о федеральных рекламных интернет-агентствах, то среди крупных игроков здесь – IMHO VI и входящее в нее Index20, AdWatch, MindShare Interaction Russia, MediaStars, «Медиа-сеть», Promo Interactive, Aegis Media/OKS, PRIOR.ru, iConText (эта компания специализируется исключительно на контекстной рекламе). По оценкам экспертов, распределение рынка примерно таково: IMHO VI занимает 25-30 %, AdWatch – 15-20 %, Index20 – 10-15 %, MindShare Interaction – около 10 %, а на остальных приходится 25-30 %.