Компания «Северен-Телеком» входит в группу компаний «Северен» и работает на рынке услуг фиксированной связи Петербурга. Напомним, что холдинг объединяет компании «Северен-Телеком» (Петербург), «Северен-Москва» (Москва), «Северен-Сибирь» (Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул) и «Северен-Волга» (Самара). Среди предоставляемых оператором услуг отметим телефонную связь, высокоскоростной доступ в Интернет, организацию виртуальных частных сетей, а также предоставление в аренду каналов «точка-точка» и др. Скорость передачи данных в сети «Северен-Телеком» достигает 10 Гбит/с. В конце 2007 года компания получила лицензии на предоставление услуг передачи данных и телефонии на территории Ленинградской области.
Изначально компания «Северен-Телеком» начала сотрудничество с футбольным клубом «Зенит» с предоставления телекоммуникационных услуг. Главный офис клуба (ул. Галерная) находится в непосредственной близости с оптоволоконной сетью «Северен-Телеком». Однако здесь присутствуют и другие крупные операторы фиксированной связи Петербурга. Выбор «Зенитом» поставщика услуг доступа в Интернет занял около полугода. В итоге предпочтение было отдано «Северен-Телеком». В рамках сотрудничества, которое началось с января 2008 года, оператор изначально предоставлял «Зениту» услуги доступа в Интернет. Потом спектр услуг был расширен. В частности, выяснилось, что клубу необходимы дополнительные мощности для размещения сайта – для клиента были установлены два сервера на площадках «Северен-Телеком».
Далее, как рассказала PR-менеджер ЗАО «Северен-Телеком» Елена Горчинская, в процессе совместной работы стали открываться новые возможности для реализации партнерских проектов. В начале 2008 года вышла летопись ФК «Зенит», которая охватывает историю клуба с 1860 по 2007 годы. «Северен-Телеком» оказал спонсорскую поддержку выпуска этой книги, что являлось для оператора первым опытом сотрудничества такого рода. Что касается «Зенита», то со своей стороны футбольный клуб предоставлял оператору различные возможности для реализации маркетинговых кампаний. Среди них – предоставление площадок для размещения баннеров как на стадионе во время матча, так и на страницах веб-сайта футбольного клуба, а также другие рекламные возможности.
Более подробно о совместных акциях рассказала менеджер по маркетингу ЗАО «Северен-Телеком» Екатерина Асинская: «В рамках наших партнерских отношений «Зенит» предложил нашей компании поучаствовать в награждении лучших игроков матча. Во время игр газета «Советский спорт» проводила SMS-акцию, в которой болельщики могли проголосовать за лучшего, по их мнению, игрока как в «Зените», так и в команде соперника. После подведения итогов SMS-голосования мы вручали подарки лучшим игрокам, выбранных зрителями. Кроме того, мы выступили генеральным спонсором 3-го Международного юношеского турнира по футболу памяти Ю. А. Морозова, который проходил в сентябре прошлого года. В матче принимали участие команды Финляндии, Германии, Украины, Молдовы, Кувейта и России. В дни турнира силами своей компании мы организовали и провели акцию, в рамках которой участникам выдавались анкеты, где необходимо было ответить на несколько вопросов футбольной тематики. Победителям мы вручили билеты на матч «Зенит» – «Ювентус». В результате проведенных маркетинговых инициатив совместно с ФК «Зенит», по нашим наблюдениям, узнаваемость бренда «Северен-Телеком» значительно повысилась».
Подписав контракт на 2009 год, оператор получил более широкие возможности для продвижения компании как в плане привязки имени клуба и его игроков к своему бренду, так и в плане возможностей размещения информации о себе. Сейчас «Северен-Телеком» занимается разработкой полномасштабной рекламной кампании, которая будет рассчитана на весь год. Сначала оператор планирует заполнить все предоставляемые площадки под рекламные носители, а во второй половине 2009 года компания собирается выйти за рамки стадионов. Более того, концепция рекламной кампании также будет скорректирована и станет иметь большую бизнес-направленность.
На данный момент проработана креативная часть, которая включает слоган, визуализацию рекламной кампании. В числе запланированных акций – спонсорская поддержка юношеского турнира в августе 2009 года. В целом оператор намеревается вложить значительные инвестиции в сотрудничество с клубом и параллельно проводить специальные замеры по оценке эффективности кампании. Заметим, что помимо «Зенита», «Северен-Телеком» ведет сотрудничество с РБК. Так, недавно было сформировано предложение по поддержке проекта «РБК-ТВ», вещание которого планируется производить по сети для клиентов оператора. Однако в связи с экономическим кризисом данный проект пока заморожен.
Напомним, что до 2005 года оператор «Северен-Телеком» не проводил каких-либо публичных маркетинговых кампаний. Основным способом продвижения были прямые продажи. Кроме того, основной акцент в деятельности оператора был сделан на строительство сетей, расширение географии присутствия для возможности сотрудничества с сектором B2B во всех районах города. До 2008 года все продвижение компании заключалось в том, что «Северен-Телеком» принимал участие в тематических конференциях. Лишь в 2007 году оператор провел рекламную кампанию «Красивые номера», приуроченную к получению номерной емкости серии 777. Новый сервис продвигался с помощью рекламы в СМИ, Интернете, размещения на наружных носителях, а также за счет работы по направлению прямых продаж (см. новость раздела «Северен-Телеком» от 6 марта 2007 г.). В числе общественных инициатив отметим, что в начале марта 2007 года «Северен-Телеком» совместно с ЗАО «Игристые вина» оказал спонсорскую поддержку молдавскому празднику «Мэрцишор» в Петербурге, также оператор поддерживает Фонд Аничкова дворца, который проводит культурные мероприятия для детей (см. новость раздела «Северен-Телеком» от 19 марта 2007 г.). Кроме того, два года назад «Северен-Телеком» дополнил свой корпоративный стиль, разработав собственный герб (см. новость раздела «Северен-Телеком» от 15 января 2007 г.). Его создание было приурочено к празднованию пятилетия деятельности компании.
В этом году в список партнеров «Зенита» попадают также и другие компании, среди них «Метроком», строительная компания «С.Э.Р.», Петербургская топливная компания, а также Starcom и PUMA.
Что касается других операторов связи и их связи с футболом, то, например, из крупных компаний «ТрансТелеКом» поддерживает (по вполне понятными причинам) «Локомотив» (см. новость раздела «ТрансТелеКом» от 18 сентября 2006 г.), «Ростелеком», в свою очередь, регулярно проводит рекламные кампании на крупных футбольных матчах.
Напомним также, что из телекоммуникационных компаний Петербурга, которые работали с «Зенитом», – «МегаФон» (компания была официальным партнером «Зенита», см., например, новость раздела «МегаФон» от 12 апреля 2005 г.), «Билайн» (в свое время юбилейным, 4-миллионным абонентом сети оператора на Северо-Западе стал Андрей Аршавин, который далее участвовал и в рекламной кампании «Билайна», см. новость раздела «Билайн» от 5 мая 2006 г.), «Северо-Западный Телеком» (изображение того же Андрея Аршавина было задействовано в одной из первых рекламных кампаний услуги «Авангард», см. новость раздела «Авангард Петербург» от 20 апреля 2006 г.). Из близких примеров – весной прошлого года «Скай Линк» запустил тарифный план под названием «Петербургский болельщик» (см. новость раздела «Скай Линк» от 20 мая 2008 г.).
И наконец, «зенитовской» тематики не избежали даже игроки такого сегмента, как домашние сети. Так, провайдер Unet, действующий в Невском районе, в прошлом году запустил кампанию, визуальный ряд которой содержал девушку с символикой клуба, а рекламный слоган звучал следующим образом: «Я болею за «Зенит», мой тариф – 5 Мегабит» (см. новость раздела «Провайдеры Петербурга» от 21 марта 2008 г.). В декабре 2007 года петербургский провайдер SkyNet проводил акцию, приуроченную к победе петербургской футбольной команды «Зенит» в чемпионате России. В рамках акции был введен специальный безлимитный тарифный план «Чемпион 07» (см. новость раздела «Провайдеры Петербурга» от 21 декабря 2007 г.).