Напомним, что в настоящее время на петербургском рынке противоугонных систем работают несколько крупных игроков, которые продвигают комплексные услуги на основе собственных систем мониторинга, в том числе и с использованием радиоканалов, телефонных линий и сетей сотовой связи, а также технологий GPS-позиционирования. В их числе уже указанные компании, а из новых игроков можно указать компанию «Артал». Большинство предлагают одноименные линейки средств защиты автомобиля от угонов. Среди относительных новинок здесь – обновленная модификация спутникового охранно-поискового комплекса ARKAN-REEF Satellite от «Аркана» (см. новость раздела «Безопасность» от 31 августа 2006 г.). Летом 2008 года этот игрок объявил о выходе единственного на рынке решения NetRadar, объединяющего сервисы мониторинга и охраны мобильных объектов (см. новость раздела «Безопасность» от 14 июля 2008 г.). Годом ранее «Андромеда» вывела новую систему персонального мониторинга (см. новость раздела «Безопасность» от 24 августа 2007 г.).
Как было отмечено во вступительном докладе круглого стола, современный российский автомобильный рынок претерпевает существенные изменения. Недавно в силу вступило постановление Правительства РФ о повышении таможенных пошлин на ввоз иномарок. Как следствие, специалисты прогнозируют повышение цен на зарубежные авто и запчасти. По мнению некоторых экспертов, нестабильность на авторынке может резко увеличить количество угонов машин с целью последующей продажи. По статистике, в Петербурге совершается порядка 30-40 угонов автомобилей ежесуточно. Из них лишь 1 % – отечественные машины. В час в среднем угоняется по одному автомобилю.
Разразившийся финансовый кризис накладывает отпечаток и на предпочтения злоумышленников – если раньше угонялись в основном машины класса «люкс» или среднего ценового сегмента, то сейчас растет «популярность» автомобилей бюджетной категории. Теперь преступники угоняют машины не на заказ, как еще недавно, а на запчасти или для себя. В связи с этим производители охранных систем, в частности представители компании «Аркан», заявляют о планах по активному освоению рынка бюджетных защитных решений нижнего ценового сегмента. При этом эксперты не исключают возможность демпинга.
Среди других результатов, которые повлечет финансовый кризис, – новые методы кражи авто. Например, по прогнозам экспертов, петербургские угонщики начнут перенимать опыт московских коллег – в Северной столице обещают участиться силовые методы угона, такие как выкидывание владельца из машины и усыпление его с помощью хлороформа. Чаще будут происходить кражи автомобилей с платных стоянок. Для того чтобы обезопасить себя, специалисты рекомендуют автолюбителям обязательно устанавливать средства защиты автомобилей от угона, причем речь идет о целых комплексах противоугонных систем.
Эксперты отмечают, что петербургские автолюбители при выборе противоугонных систем отдают предпочтение российским разработкам. При этом отечественные решения не уступают по качеству западным продуктам. Среди наиболее популярных – системы среднего ценового сегмента: такие решения менее качественны, нежели более дорогие разработки, зато дешевле. Такой подход российского потребителя связан с недоверием к любым защитным системам для автомобилей – по статистике, лишь около 4 % российских автовладельцев верят в надежность противоугонных систем. Поэтому они предпочитают не «тратиться» на дорогостоящее решение. Поэтому, ориентируясь на потребительский спрос, разработчики делают ставку на недорогие системы защиты с низкой себестоимостью и средней розничной ценой. Отсюда участники круглого стола делают вывод о том, что массовое производство систем с низкой угоностойкостью вытесняет качественные дорогие охранные комплексы.
При этом эксперты сходятся во мнении, что стопроцентно эффективных универсальных противоугонных систем не существует. Доказательством тому служат данные статистики: 95 % противоугонных систем подвержены взлому. В связи с этим специалисты рекомендуют принцип комплексной автозащиты – в машину следует ставить все, что может спугнуть злоумышленника: звуковую сигнализацию, систему спутникового оповещения, различные механические приспособления (например, блокиратор руля и пр.). Согласно данным, большинство преступников будут пытаться угнать автомобиль в течение шести минут. Если взломать машину в течение этого времени не удалось, то угонщик бросит затею. Однако, как отмечают специалисты, важно помнить, что стоимость полного комплекта средств автозащиты не должна превышать стоимость самого автомобиля. «Баланса между сложностью охранной системы и удобством ее использования все же стоит придерживаться», – резюмировал представитель компании «Аларм».