Ноутбук Samsung NC10, первая модификация которого с поддержкой WiMAX появится в рознице 23 марта, является сейчас одной из топовых моделей данного вендора. Она появилась в ограниченной продаже в ноябре прошлого года, а массово поступила на рынок в декабре и к текущему моменту, по данным российского представительства Samsung, входит в первую тройку наиболее продаваемых моделей ноутбуков на рынке России в целом. Сейчас линейка NC включает две основные модификации, и, кроме того, скоро в продажу поступят два «женских» варианта La Fleur. Таким образом, вместе с WiMAX-моделью всего в продаже будет пять модификаций NC10.
Как и все остальные модели в линейке NC10, ноутбук для Yota относится к категории мини-ноутбуков на базе Intel Atom и имеет 10-дюймовый экран при весе в 1,33 кг и режиме работы батареи до 9,5 часа. Помимо поддержки WiMAX, мини-ноутбук Samsung NC10 обладает широкими возможностями для подключения к Интернету через локальную сеть и Wi-Fi. В этом устройстве используется ряд сетевых технологий, включая Atheros 802.11b.g, 10/100 Ethernet LAN, предлагается поддержка Bluetooth 2.0+EDR.
Таим образом, линейка абонентских устройств Yota с поддержкой Mobile WiMAX, среди которых ранее были USB-модем и Express-карта, а также первый в мире GSM + Mobile WiMAX телефон HTC MAX 4G, пополнилась новой категорией. То, что вендором выступил Samsung, вполне закономерно – эта компания является поставщиком инфраструктурного оборудования (базовых станций) для «Скартела», а также USB-модема и Express-карты. Интересно, что, как и коммуникатор от HTC, ноутбук тоже будет иметь приставку 4G.
За дистрибуцию нового девайса от Yota будет отвечать российское представительство Samsung. По его планам 4G мини-ноутбук Samsung NC10 появится в рознице 23-го числа и на первом этапе будет продаваться на эксклюзивной основе только в сети «М.видео» в Москве и Петербурге (городах, где сейчас работает сеть Yota). Как уточнил директор по маркетингу Samsung Electronics Rus Company Сан Хонг Лим, такой выбор был сделан на основе предыдущего опыта работы с этой сетью, в том числе и в плане запуска новых продуктов этого вендора. Этот этап продлится две недели, и после 6 апреля ноутбук для Yota также появится в других сетях, с которыми работает этот оператор, – напомним, что это федеральные игроки «Ион», «Белый ветер – Цифровой», «Связной» и петербургские сети «Телефорум», «Компьютер-центр «Кей», «Компьютерный мир». Кроме того, с 24 марта 4G-нетбук появится в онлайновой продаже в интернет-магазине Yota. Как подчеркнул генеральный директор «Скартела» Денис Свердлов, партнерам удалось добиться, чтобы розничная цена на нетбук с поддержкой WiMAX не отличалась от цены обычного NC10 (рекомендованная розничная цена составляет 19990 рублей). «Таким образом, мы убираем фактор цены при выборе потребителя», – отметил г-н Свердлов.
Что касается планов по продажам данного нетбука, то они, если и есть, не раскрываются – прогнозы, по словам представителей компании «Скартел», затруднены в свете текущей экономической ситуации. Правда, есть общие планы продаж модели NC10 у самого Samsung на 2009 год – поставки запланированы в объеме около 500 тыс. штук, при этом 30 % из них (то есть около 150 тыс. ноутбуков) будут оснащены модулем WiMAX. Данные по продажам других абонентских устройств (как и по числу подписчиков Yota в целом) не раскрываются. Однако известно, что коммуникаторов HTC (которые сейчас стоят практически в два раза дороже нетбука) было продано больше 10 тыс. штук, и они до сих пор расходятся, хотя объемы их сбыта и снизились.
По словам Дениса Свердлова, появление ноутбука – важное событие в жизни компании, т. к. такое устройство подразумевает новую модель потребления услуг Yota. Напомним, что сеть компании запускается с 1 апреля в коммерческую эксплуатацию, однако частные абоненты до 31 мая остаются на бесплатном обслуживании, и услуги компании будут тарифицироваться для корпоративных клиентов (для которых с апреля будет доступно отдельное устройство – маршрутизатор Asus). Сейчас среднее потребление интернет-трафика среди московских абонентов Yota составляет 11 Гбайт в месяц, при том что средний абонент широкополосных фиксированных провайдеров в столице «съедает» порядка 5 Гбайт. При этом есть уже отдельные абоненты-рекордсмены у Yota, которые потребляют и по 64 Гбайта в день. Интересна статистика компании – около 1 % ее подписчиков потребляют 30 % всего трафика в сети. Объем же последнего составляет уже сотни терабайтов в месяц (отметим, что объем внешних каналов «Скартела» составляет 10 Гбит/с при рабочей загрузке 650 Мбит/c, и в числе внешних провайдеров – «ТрансТелеКом», «Ростелеком» и ряд других операторов).
Напомним, что сейчас сети Yota работают в Москве и Петербурге. Кроме того, как уточнил Денис Свердлов, первые базовые станции у компании заработали еще в трех городах – это Сочи и Краснодар (ЮФО), а также Уфа (ПФО). Как и анонсировалось ранее, общий объем инвестиций на этот год у «Скартела», согласно уже утвержденному бизнес-плану, составит $200 млн, которые будут потрачены на развитие сетей в обеих столицах, а также запуск в городах-миллионниках, работы в которых уже ведутся. Напомним, что в прошлом году компания потратила $300 млн, из которых большая доля ушла на приобретение 1,6 тыс. базовых станций, часть из которых уже установлена, а часть находится на складе или ожидает своей поставки. Количество установленных базовых станций в Петербурге и Москве не уточняется – говорится о том, что это сотни БС. Что касается улучшения покрытия, то, например, в Москве количество БС в центре города было увеличено в два раза. Кроме того, в этом году Yota появится в Московской и Ленинградской областях – собственно говоря, в МО компания уже появилась – в Красногорске. По сообщению компании, территория охвата в областях на первом этапе будет приходиться на прилегающие к городам области с учетом их заселенности и оценок возможностей потребления услуг.
На вопросы нашего издания ответил генеральный директор компании «Скартел» Денис Свердлов.
Денис, вы отметили, что появление ноутбука в линейке ваших абонентских устройств означает изменение в профиле потребления. Что здесь имеется в виду?
– Здесь два главных момента – то, что это WiMAX-ready ноутбук, то есть полнофункциональное устройство со встроенным модулем для получения услуг Yota. Кроме того, еще раз подчеркну, что цена на 4G-нетбука не отличается от стандартной цены, то есть мы сможем получить тех подписчиков, которые ранее, может быть, не обращали внимание на Yota, т. к. надо было покупать отдельные модемы и т. д. Кроме того, в нашем ноутбуке обеспечен простой способ подключения – как и для других наших терминалов, к нему приложена карта Yota Access, которая позволяет буквально в несколько кликов стать абонентом нашей сети. Но даже в гостевом доступе, без регистрации, владельцу ноутбука будут доступны наши медиаресурсы. По нашей статистике, ими регулярно пользуется до 50 % абонентов Yota. Напомню, что у нас есть видео- и аудиокаталоги, которые активно развиваются. Мы подписали контракты со всеми ведущими западными мейджорами, из числа последних, например, Warner.
Еще один штрих, если говорить про абонентов, – они начинают осознавать, по мере улучшения покрытия нашей сети, что могут пользоваться нашими услугами фактически везде – дома, на работе, в пути (хотя наша статистика показывает, что в основном пользуются услугами в стационарных точках, включая кафе и т. д.). И вот как раз, когда происходит осознание этого – это и есть ключевой момент, связанный с изменением потребительского поведения, знаете, как по щелчку пальца. И в эту модель очень хорошо вписывается наш новый ноутбук, который в силу своих габаритов удобен для работы не только дома, но и в любом другом месте, куда его можно легко взять с собой.
Какие у вас планы по выводу абонентских терминалов в этом году?
– У нас появится еще два мобильных телефона – поставщики не раскрываются. Мы сейчас ведем переговоры и выбираем конкретные модели. Кроме того, появится еще несколько ноутбуков как от Samsung, так и от других вендоров – мы ведем переговоры со всеми грандами этой индустрии, включая Asus, Acer, Lenovo, Toshiba.
Особенность вашей компании с точки зрения кадровой политики – у вас работает много сотрудников, которые ранее трудились на ниве консалтинга и автоматизации бизнес-процессов. Как они «вписываются» в операторский бизнес?
– Я бы сказал – замечательно. Дело в том, что особенность отечественного консалтингового рынка – сюда приходят люди молодые, не работавшие ранее в других отраслях, что отличает нас в этом плане от западного подхода. Соответственно, им приходится быть гибче, активнее потреблять знания, осваивать новые методы и т. д. В самом деле, в «Скартеле» сейчас работает достаточно много специалистов, в том числе и на руководящих должностях, из таких компаний, как, например, «КОРУС Консалтинг», где работал и я, и Columbus IT, и они проявляют себя с лучшей стороны, выдают просто потрясающие идеи. Но могу отметить, что у нас есть сотрудники и с опытом работы в других отраслях, например, FMCG. По пути хотел бы отметить – на вашем ресурсе была публикация про сокращения в секторе бизнес-интеграции, а именно в «КОРУС Консалтинге» (имеется в виду материал «Полный кризис. «КОРУС Консалтинг» понес потери» , – прим. ред.). Я бы не согласился с рядом акцентов – сокращения идут во многих ИТ-компаниях, и они гораздо более значительны, нежели об этом говорится официально. Что касается «КОРУСа», в чьей жизни я принимаю участие, то в свое время был сделан набор сотрудников с точки зрения перспектив развития бизнеса, но кризис перечеркнул некоторые планы. Сейчас компания находится в стабильном состоянии и имеет хорошие перспективы. Что касается «Скартела», – часто задают вопрос о влиянии кризиса – то, как я уже говорил, бизнес-план принят и развитие идет по намеченному сценарию. Сейчас в нашей группе компаний работает более 800 человек.