С сегодняшнего дня, 20 марта 2009 года, для всех существующих и новых абонентов тарифа «Знай наших», который стартовал месяц назад (см. новость раздела Tele2 от 20 февраля 2009 г.), стоимость первой минуты разговора внутри сети Tele2 снижена и составляет 1 рубль вместо 1,25 рубля. Стоимость разговора внутри сети после первой минуты, как и прежде, остается на уровне 0,01 рубля за минуту разговора. Стоимость звонков на мобильные других операторов и городские телефоны в Петербурге также снижается с 1,25 рубля до 1 рубля за минуту. Стоимость отправки SMS-сообщения со второго по сотое тарифицируется, как и прежде, по 0,01 рубля. Цена отправки первых двух и всех, начиная со сто первого сообщения в день, также снижается с 1,25 рубля до 1 рубля за одно SMS.
Таким образом Tele2 ответил «МегаФону» на запущенный в начале марта 2009 года тарифный план «Сказка», который участники рынка охарактеризовали как демпинговый. Действительно, в «Сказке» «МегаФон» пошел на беспрецедентное снижение цен: стоимость внутрисетевых, городских и межсетевых вызовов, а также SMS-сообщений составляет 1 рубль. Вызовы на номера операторов фиксированной связи Ленинградской области стоят 1,9 рубля за минуту; звонки абонентам общероссийской сети «МегаФон» тарифицируются по 3 рубля за минуту разговора (см. новость раздела «МегаФон» от 3 марта 2009 г.).
Благодаря запуску тарифа «Сказка», «МегаФону», который в создании абонентов является дорогим оператором, на время даже удалось перехватить статус главного дискаунтера рынка сотовой связи, который исторически сохраняет за собой Tele2. Однако последовавшее через 15 дней со дня запуска «Сказки» снижение цен на тарифе «Знай наших» вернуло все на свои места. В Tele2 при этом подчеркивают, что быстрое реагирование на ценовое снижение со стороны конкурентов является принципиальной позицией оператора.
По мнению некоторых наблюдателей, тариф «Сказка» стал убыточным для «МегаФона» с финансовой точки зрения, однако оператору пришлось пойти на столь отчаянные меры в связи с сокращением притока абонентов, которое длится не первый месяц. По данным spbIT.ru, в январе 2009 года «МегаФону» удалось реализовать 13 тыс. SIM-карт в Петербурге и Ленинградской области. Показатели невелики по сравнению с результатами других участников «большой тройки»: «Билайн» в течение января продал 56 тыс. стартовых контрактов, а МТС – 40 тыс. Что касается чистого прироста абонентов (с учетом оттока), то начиная с осени прошлого года он находился у «МегаФона» на нулевом или даже отрицательном уровне.
В «МегаФоне» не скрывают, что, снижая стоимость сотовой связи, компания надеется остановить падение уровня абонентской базы и привлечь новых клиентов. Тариф «Сказка» не первый шаг оператора в этом направлении. В начале февраля 2009 года «МегаФон» неожиданно произвел модернизацию тарифной линейки «Люкс», снизив абонентскую плату и увеличив количество включенных бесплатных минут. Еще одно направление, которое в последнее время «МегаФон» развивает, – продажи стартовых комплектов в сетевых гипермаркетах города. Однако этот альтернативный канал с конца 2008 года активно используют и другие GSM-операторы региона.
Что касается мнения абонентов, то «сказочные» инициативы «МегаФона» многие воспринимают с недоверием, хотя и не скрывают, что рублевый тариф является весьма привлекательным для них. «Несмотря на то что я не являюсь абонентом «МегаФона», запуск тарифа «Сказка» считаю ходом очень сильным. Сдается мне, что причина появления таких тарифов, как «Сказка» и новые «Люксы», заключается в большом оттоке абонентов. При этом я на 100 % уверен, что после того, как «МегаФон» наберет абонентов, все пойдет по-старому – цены опять поползут вверх. Вопрос – когда это произойдет? Хотя, насколько известно, для того, чтобы люди привыкли к тарифу и не ушли с него после повышения, необходимо подождать порядка четырех месяцев. Может, «МегаФон» сделает этот период еще короче», – отмечает один из наблюдателей рынка. При этом, как отметил в беседе с корреспондентом spbIT.ru представитель одного из конкурирующих игроков, такие шаги со стороны «МегаФона» могут повлечь и финансовые потери для него: «В частности, компания понизила стоимость услуг на «Люксе». Однако именно такие тарифы и является генератором стабильной выручки оператора».
Судя по оценкам наблюдателей рынка, МТС и «Билайн» не имеют таких проблем с абонентскими базами, поэтому и столь радикальные меры операторы предпринимать не спешат. Тем не менее в течение февраля 2009 года они тоже обновили свои тарифные линейки. Интересно, что «копеечный» тариф «Знай наших», стартовавший в конце февраля, стал на тот момент ответным шагом Tele2 на предложение МТС «Супер ноль», которое появилось на рынке двумя неделями раньше (см. новость раздела МТС от 9 февраля 2009 г.). Главным отличием тарифа «Супер ноль» является бесплатный голосовой трафик внутри сети со второй по девятую минуту. Остальные вызовы в пределах «домашнего» региона тарифицируются по 1,75 рубля. Отправка SMS-сообщения стоит 1,7 рубля. Звонки абонентам МТС других регионов России тарифицируются по 2 рубля.
Новым предложением «Билайна» в феврале стал тарифный план «Твои правила». Он предусматривает единую стоимость голосового трафика в пределах «домашнего» региона (1,75 рубля в Петербурге), которую можно снижать, подключая специально разработанные тарифные опции: «Твой оператор» (0,3 рубля за минуту внутрисетевых разговоров), «Другой оператор» (0,5 рубля за минуту разговора при звонках абонентам других операторов региона), «Вся страна» (скидка 50 % на международный трафик) (см. новость раздела «Билайн» от 5 февраля 2009 г.).