Размер инвестиций в проекты развития, реализуемые как часть Nokia Technopolis Innovation Mill, составит 8 млн евро, включая 4,5 млн евро государственных инвестиций. Сама программа рассчитана на три года, и в ней участвуют несколько сторон – помимо Nokia и Technopolis, это также финское инвестиционное агентство технологий и инноваций TEKES и администрации нескольких городов Финляндии. В частности, агентство выделило значительную государственную субсидию на реализацию проектов данной программы. Technopolis будет курировать программу и предоставлять услуги по развитию бизнеса для поддержки и достижения лучших результатов финансирования (напомним, что услуги по развитию бизнеса, business development, одна из ключевых составляющих сервиса Technopolis, в том числе и в России). Городские администрации будут участвовать в финансировании в целях стимулирования развития сектора хай-тек в своих регионах.
Как сообщается в официальном релизе сторон, «результатом исследовательской деятельности концерна Nokia является значительное количество инноваций в области технологий мобильной связи, но лишь небольшая часть из этих концепций и идей в конечном счете представлена на рынке в качестве продуктов компании. При этом тысячи потенциально успешных инноваций годами остаются без должного внимания».
В самом деле, если вспомнить историю Nokia, которая развивалась как высокотехнологическая компания и делала ставку на R&D, то можно предположить, что значительный объем инноваций так и не вышел для коммерческого использования – это обычная практика для компаний инновационного сектора.
Nokia (штаб-квартира расположена в городе-спутнике Хельсинки Эспоо) была основана в 1865 году и сейчас является одним из крупнейших игроков в области мобильных и телекоммуникационных технологий и ведущим поставщиком оборудования для сетей связи. Однако до начала 90-х гг. прошлого века компания в разные периоды занималась производством резиновых изделий, переработкой древесины, выработкой электроэнергии, производством охотничьих ружей, пластиков и химических материалов и другими второстепенными видами деятельности. Затем был сделан акцент на разработку электроники, и в 1994 году руководством компании было решено полностью отказаться от старого бизнеса и сфокусироваться на телекоммуникационных технологиях. По данным на 2008 год, компания контролировала около 40 % мирового рынка мобильных телефонов. В нашей стране представительство Nokia существует с 2000 года, при этом Россия – шестой по объему выручки рынок в мире для финской компании.
Можно также вспомнить, что финский концерн с некоторых пор начал себя называть «сервисной компанией» – это было связано с ключевыми изменениями в ее политике, которая стала переориентироваться от чистого производства телефонов к дополнительным услугам в сфере мобильной связи и Интернета. В рамках этой стратегии компания буквально за пару лет купила финский веб-сервис Avvenu, инвестировала в NavTeq, ведущего составителя электронных карт, а также приобрела сервис обмена медиафайлами Twango. В 2007 году компания представила сайт Ovi.com (созданный на базе технологий Avvenu), который включает музыкальный магазин Nokia Music Store и Nokia N-Gage – два сервиса, ориентированных на поиск, прослушивание и приобретение музыки и игр самых популярных исполнителей и издателей, включая эксклюзивный контент, доступный только через Nokia. Кроме того, посредством Ovi обеспечивается доступ к Nokia Maps – навигационному сервису. Все эти сервисы уже доступны или станут доступны в ближайшее время для российских пользователей (см., например, новость раздела Nokia от 25 марта 2009 г.).
Генеральный директор «Технополис Санкт-Петербург» Питер Коучмэн считает запуск Nokia Technopolis Innovation Mill революцией для инновационного сектора. «Благодаря данной программе компаниям – потенциальным участникам не надо вкладываться в собственные разработки, а можно, если говорить по-простому, «прийти и взять» уже готовые наработки. Раннее инновационный процесс происходил по-другому – компания обычно изобретала что-то свое и потом уже искала инвесторов». При этом, как понятно из сути программы, в ней уже предусмотрено финансирование, и, кроме того, Technopolis будет готов оказать услуги по развитию нового бизнеса – а это один из ключевых его сервисов.
Напомним, что основная деятельность Technopolis связана с развитием технопарков – сейчас у компании создана их сеть в Финляндии, также компания присутствует и в России, участвуя в ключевых петербургских проектах (это ОЭЗ «Нойдорф» и ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга», которое в свое время начиналось на базе петербургского Университета телекоммуникаций), а также строя собственную площадку на Пулковском шоссе, которая будет сдана весной следующего года. Инвестиции в первую очередь строительства составляют 50 млн евро.
Что касается финского опыта, то сейчас порядка 1,2 тыс. компаний и 16 тыс. человек работают в технологических парках Technopolis. Концепция Technopolis включает три составляющие для резидентов. На первой стадии новой компании предоставляется помещение, далее следует предоставление различных бизнес-сервисов и сопутствующих услуг: от телекоммуникационных до охраны помещения. На заключительной стадии компания обеспечивается поддержкой по развитию бизнеса. Кроме того, Technopolis помогает в привлечении внешнего финансирования и подготовке бизнес-планов.
То, что Nokia и Technopolis выступили партнерами в рамках инвестиционной программы, неудивительно, – концерн является исторически первым резидентом и до сих пор остается якорным арендатором сети технопарков в Финляндии (см., например, интервью с CEO компании Technopolis PLC Китом Силверангом).
Возвращаясь к Nokia Technopolis Innovation Mill – то она будет доступна и для российских компаний. Как отметил Питер Коучмэн, отечественный бизнес сможет участвовать в проекте, получая предложения, будучи резидентом компании Technopolis в рамках строящегося технопарка в Санкт-Петербурге. Что касается более конкретных механизмов взаимодействия, то они пока уточняются. «С каждой компанией мы будем работать индивидуально, выясняя, что конкретно нужно данному бизнесу и что мы можем предложить ему в рамках проекта Nokia Technopolis Innovation Mill», – добавил г-н Коучмэн. При этом стоит отметить, что у Technopolis в Петербурге уже есть партнеры в рамках business development, в частности, можно вспомнить, что финская компания является участником бизнес-инкубатора «Ингрия» при ОАО «Технопарки Санкт-Петербурга».
Аналитики в целом оценивают такой шаг положительно, но отмечают ряд сложных моментов.
«Если у компании Technopolis получится в России создать такие же проекты, какие уже существуют в Финляндии, – это будет здорово. Как мне кажется, успех мероприятия с Nokia будет очень сильно зависеть от того, как процессуально это будет организовано. Мне в голову приходят пока только два варианта. Первый: компания приходит в Technopolis и говорит, что хочет сделать, а ей уже пытаются подобрать нечто похожее из имеющихся идей Nokia. Второй: компания получает доступ к базе данных изобретений и выбирает себе что-то оттуда, что потом начинает своими силами развивать (в том же Technopolis). Второй вариант мне кажется более жизнеспособным и перспективным. Что касается решения Nokia, это тоже очень хороший проект, так как любая исследовательская деятельность (а у Nokia в исследовательских подразделениях работает, насколько мне известно, более 4 тыс. человек) рождает идеи, которые не всегда ложатся в основную стратегию бизнеса компании. Но при этом такие идеи вполне имеют собственную ценность. И желание отдать их тем, кто сможет их развить с пользой для общества (да и для самой Nokia, которая, я предполагаю, участвует в этом проекте небезвозмездно) – очень разумно и в духе современной европейской цивилизации. Я уверен, что при правильной организации эта инициатива даст хорошие «всходы», – сообщил идеолог компании WapStart Кирилл Рожковский.
«Сама по себе идея интересна, она хорошо укладывается в новый тренд, в рамках которого крупнейшие высокотехнологичные компании стремятся к большей открытости, поддержке небольших игроков, отказываются от популярной несколько лет назад модели поведения потенциального монополиста. Хотя у некоторых этот тренд в большей степени реализуется на декларативном уровне, как элемент PR, когда «на сторону» уходят либо идеи с неоднозначной перспективой коммерциализации, либо очень дорогие идеи, на реализацию которых сейчас нет финансовых средств. Одновременно Nokia сможет говорить о своей высокой социальной ответственности – компания экономит миллионы долларов для независимого бизнеса. Если говорить о российских компаниях, то прогноз делать сложно – нет полной ясности с тем, какие технологии и на каких условиях будут передаваться. Следует принимать во внимание фактор необходимости получить статус резидента Technopolis. Второй важный вопрос – какие технологии смогут потянуть российские компании», – прокомментировал эксперт ИК «ФИНАМ» Алексей Курасов.
Можно добавить, что у Nokia в Петербурге уже есть ряд проектов инновационной направленности. В частности, здесь реализуется ее межвузовская программа FRUCT (Russian University Cooperation Program in Telecommunications), которая стартовала в 2007 году (см., например, новость раздела Nokia от 5 марта 2008 г.).