В рамках новой стратегии Россия была выбрана одним из ключевых рынков развития компании, наряду с Германией и «домашними» рынками в Скандинавии – Финляндией, Швецией, Данией и Норвегией, и к 2011 году компания намерена существенно расширить свой штат в России и предоставлять на российском рынке весь спектр своих услуг – от ИТ-консалтинга, аутсорсинга и отраслевых решений до внедрения цифровых сервисов и ERP-систем, зарабатывая при этом в России около 100 млн евро в год.
Компания Tieto является крупнейшим поставщиком ИТ-услуг в Северной Европе. На сегодняшний день деятельность компании охватывает примерно 30 стран: помимо присутствия в европейских государствах, у игрока есть также филиалы в Азии, Америке, Австралии и Африке. На данный момент количество сотрудников во всем мире достигает 16 тыс. человек, объем продаж в 2008 году составил более 1,8 млрд евро. Крупнейшими клиентами Tieto за прошлый год стали телекоммуникационные компании Ericsson, Nokia, TeliaSonera, Nokia Siemens Networks, торговая группа Kesko, банки Nordea и OKO Bank, страховая компания If Insurance и другие коммерческие и государственные структуры.
Что касается истории Tieto, то компания начала свою деятельность в Финляндии в 1968 году под названием Tietotehdas Oy. Тогда она являлась ИТ-подразделением одного из финских банков. Постепенно бизнес компании рос – это происходило за счет приобретения других ИТ-игроков и развития новых компетенций. Следующей крупной вехой в развитии компании стало слияние со шведской Enator AB, произошедшее в 1999 году. Вновь образованная компания TietoEnator Corporation продолжила активное развитие, имея две штаб-квартиры – в Финляндии и Швеции.
В России компания появилась еще 10 лет назад, когда в Москве был открыт филиал подразделения TietoEnator Financial Solutions, который занимался обслуживанием банковских карточных систем. В октябре 2007 года был открыт офис TietoEnator в Санкт-Петербурге. При этом компания ориентировалась в основном на своих зарубежных клиентов, в большинстве случаев – из Северной Европы.
«Наши корпоративные клиенты хотели получать в других странах своего присутствия такие же качественные ИТ-услуги, как и на родных рынках. Не секрет, что в России представлено большое количество финских компаний и для поддержки их бизнеса было принято решение создать офис в Санкт-Петербурге», – пояснил директор представительства компании в Санкт-Петербурге Игорь Яртым, пришедший в 2007 году в Tieto из Nokia для того, чтобы возглавить новый офис. На данный момент количество сотрудников в офисах Tieto в России составляет около 80 человек. Помимо этого более 100 человек в офисах в Беларуси выполняют проекты для России (эта страна была выбрана в силу возможности безвизового передвижения и отсутствия языкового барьера).
В конце 2008 года в компании TietoEnator произошла реорганизация и ребрендинг. Компания была переименована в Tieto. Как поясняют в компании, этот шаг был связан с желанием сделать название более коротким и запоминающимся, что «отражает стремление компании быть понятнее и ближе к своим клиентам, предоставлять простые в использовании ИТ-услуги, повышающие эффективность их бизнеса». Тут можно отметить, в самой компании, несмотря на ее размер и число сотрудников, процесс ребрендинга был подготовлен и произведен достаточно быстро – всего за одну ночь были изменены вывески на офисах, доменное имя и адреса электронной почты, переработан корпоративный интранет-портал. «Можно сказать, что 30 ноября 2008 года сотрудники ушли с работы из одной компании, а на следующий день, 1 декабря, вернулись уже в другую», – отметил Игорь Яртым.
Через месяц, 1 января 2009 года, изменилась и организационно-финансовая структура Tieto, и здесь произошли еще более существенные изменения. Если ранее компания действовала по принципу отраслевых вертикалей, то отныне Tieto имеет матричную организационную структуру, причем сведения о профессиональных навыках и опыте практически всех 16 тыс. сотрудников Tieto сведены в общую базу данных компетенций и могут быть использованы для создания команд для реализации проектов независимо от их территориальной расположенности. «Это облегчает взаимодействия внутри компании, позволяет налаживать новые связи и более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, – рассказал Игорь Яртым. – Проект реорганизации компании был запущен в начале 2008 года, и во многих организационных структурах это был достаточно болезненный процесс, в Финляндии и Швеции, например, он потребовал гораздо больших усилий, чем здесь – в России, ведь у нас не такой большой офис и мы гораздо моложе».
Решение изменить стратегию компании относительно развития в России было принято после проведения анализа и выявления потенциала российского рынка. Теперь Россия – один из стратегических рынков развития компании. Начиная с этого года Tieto будет выводить на российский рынок практически весь спектр своих услуг и продуктов.
К настоящему моменту клиентами компании в России, как уже было сказано, являются в основном скандинавские компании: сеть строительных гипермаркетов «K-РАУТА» («СтройМастер») и промышленная компания Ruukki, в которых петербургский офис Tieto помогает внедрять и обеспечивает техническую поддержку ERP SAP, крупная скандинавская страховая компания If Insurance и ее дочерняя СК «Регион» начинают активно использовать мощности недавно введенного в эксплуатацию дата-центра Tieto в Санкт-Петербурге (см. новость раздела «Дата-центры» от 4 февраля 2009 г.). Кроме того, многие предприятия лесоперерабатывающей отрасли используют соответствующие отраслевые решения Tieto.
В области ИТ-аутсорсинга Tieto предоставляет своим клиентам в России услуги управления серверами и приложениями на базе процедур ITIL и поддержку конечных пользователей на русском и английском языках (именно с этих услуг и начался бизнес Tieto в Петербурге). Служба местной технической поддержки Tieto тесно интегрирована с центрами компетенции в Европе, используя их в качестве второго или третьего уровня поддержки или разделяя с ними обязанности по обслуживанию зарубежной инфраструктуры клиентов. Услугами Service Desk Tieto пользуются такие скандинавские компании, как: страховая компания IF Insurance, подразделение Kesko Real Estate, Paroc – производитель теплоизоляционных материалов, Komatsu – один из крупнейших мировых производителей строительной, дорожной и карьерной техники, финская фармацевтическая компания Orion, но вместе с тем и российские компании, имеющие тесные связи со Скандинавией, – СК «Регион» и «Строймастер». Кроме того, некоторым клиентам Tieto в России оказывала услуги по консультированию и управлению проектами.
Одним из направлений деятельности компании Tieto является разработка цифровых сервисов для обслуживания клиентов, корпоративных порталов и средств коллективной работы, повышающих производительность и эффективность труда сотрудников компаний. Первым примером успешного внедрения подобных решений в российской компании стала разработка и внедрение корпоративного интранет-портала в компании «Лента» (см. новость раздела «Интеграция» от 5 мая 2009 г.).
Этот проект реализуется на базе решений и в сотрудничестве с компанией Microsoft, которая проводит в России целевую программу «3-2=5», или «Сокращения без потерь!» (MS-Solutions.ru), а Tieto выступает ее генеральным спонсором (см. интервью раздела Microsoft ). В частности, Tieto участвовала в конференции «3-2=5» в марте этого года (см. новость раздела Microsoft от 4 марта 2009 г.). Напомним, что в рамках «Сокращения без потерь!» организуются круглые столы, на которые приглашаются руководители и ИТ-директора компаний, которым демонстрируются решения, позволяющие сократить расходы и увеличить прибыль предприятия. «Программа «3-2=5» – это уникальная возможность для представителей предприятий крупного, среднего и малого бизнеса ознакомиться со всем спектром представленных на локальном рынке решений такого рода», – отметили в петербургском офисе Tieto.
Еще одним примером сотрудничества Tieto и Microsoft в России является предоставление бизнес-приложений Microsoft в аренду по схеме Software+Service на базе мощностей дата-центров Tieto в Санкт-Петербурге и в скором будущем – в Москве.
Что касается ближайших шагов Tieto по развитию своего бизнеса в России, то в этом году компания планирует расширить свой офис в Москве за счет увеличения команды, обеспечивающей продажи и обслуживание клиентов, в связи с чем будет произведена локализация продуктов и решений компании и будут развиваться возможности для их предоставления на российском рынке, включая интеграцию центра разработок в Беларуси.
Также планируются стратегические приобретения местных компаний и дальнейшее расширение своего географического присутствия в России, проведение специализированных маркетинговых акций, в частности, в период работы предстоящего Экономического форума в Санкт-Петербурге, открытие нового дата-центра в Москве, который станет уже вторым по счету в России.
В российском филиале компания рассчитывает иметь к 2011 году до 1 тыс. сотрудников и объем реализации на местном рынке в размере 100 млн евро в год. Можно предполагать, что при данной стратегии компания за 2-3 года войдет в десятку крупнейших ИТ-интеграторов России. «Меньше чем за два года количество персонала у нас выросло на порядок, оборот за первый квартал 2009 года примерно равен обороту за весь прошлый год, мы чувствуем за своей спиной стратегическую поддержку крупной транснациональной корпорации. Поэтому я не вижу причин сомневаться в том, что мы достигнем поставленных целей», – прокомментировал Игорь Яртым.
Напомним, что за последнее время еще ряд игроков из Финляндии активизировались на российском ИТ-рынке, начиная при этом с Санкт-Петербурга, как географически близкого города. В частности, в их числе Elisa (см. новость раздела «Интеграция» от 24 апреля 2009 г.), Digia. Интересно, что все они являются одними из крупнейших партнеров Microsoft. «Нам очень интересны наши финские коллеги, потому что они экспортируют в Россию свой накопленный опыт в области ИТ, которые сейчас становятся одним из главных инструментов повышения эффективности отечественного бизнеса», – отметили по этому поводу в петербургском офисе Microsoft.