«Пробейте, пожалуйста, МТС». Тариф от «Ашана» пришел в Петербург

Вчера, 21 мая, сотовый оператор МТС совместно с ретейлерской сетью «Ашан» запустили на федеральном уровне, включая Северную столицу, совместную инициативу – тарифный план «А-Мобайл», который можно будет приобретать в магазинах «Ашан» в прикассовой зоне. Целевой аудиторией тарифа являются покупатели «Ашана», а сам тариф относится к разряду «антикризисных» предложений. Для российского рынка такой совместный тарифный план – новинка, хотя у «Ашана» уже есть опыт создания подобных продуктов в других странах. Что касается петербургских МТС, то компания развивает направление так называемой альтернативной розницы достаточно давно, а из проектов с конкретными торговыми сетями можно вспомнить прошлогоднюю инициативу с «Лентой».

Инициатором запуска тарифа «А-Мобайл» является сеть гипермаркетов «Ашан» – в свое время ретейлер, уже имеющий опыт развития таких проектов в других странах, обратился ко всем операторам «большой тройки» с соответствующим запросом. В итоге договор был заключен с МТС, и выбор в пользу этого оператора был сделан, как отмечают в «Ашане», благодаря оперативности и комплексности предложения со стороны этого оператора. Комплект «А-Мобайл» состоит из одноименного тарифного плана с брендированной «А-Мобайл» SIM-картой. Интересно, что сейчас стороны прорабатывают второе совместное предложение, которое, судя по всему, будет включать в себя тарифный план и брендированный телефон («Ашан» достаточно активно продает сотовые телефоны).

Изначально в качестве пробного запуска тариф стартовал в Московском регионе в декабре 2008 года. Предложение оказалось успешным, хотя о конкретных показателях участники проекта пока не говорят. Известно только, что больше всего стартовых комплектов «А-Мобайл» в Москве и Московской области продано в магазине «Ашан-Коммунарка». Это связано с тем, что «Ашан-Коммунарка» – самый большой и самый посещаемый гипермаркет «Ашан» не только в России, но и в Европе. «Могу отметить, что в целом спрос на данное предложение в Москве превысил ожидания, заложенные в бизнес-кейс, – хотя они и так были высоки», – отметил коммерческий директор по работе с розничным рынком «МТС Россия» Дмитрий Лапицкий.


Коммерческий директор по работе с розничным рынком «МТС Россия»
Дмитрий Лапицкий и руководитель дивизиона «Электроника» центрального офиса «Ашан» Франк Гаррабос нашли друг друга теперь и на федеральном уровне

Со вчерашнего дня, 21 мая 2009 года, проект распространяется еще на 7 крупнейших российских городов, в которых присутствует сеть «Ашан», – это Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Краснодар, Ростов. Общее количество гипермаркетов и магазинов «Ашан», в которых можно приобрести тариф «А-Мобайл», составляет 33. В Петербурге сеть «Ашан» насчитывает 4 магазина (и, кроме того, до конца лета будет открыта еще одна площадка – на Боровой улице). Как отмечает Дмитрий Лапицкий, «А-Мобайл» как дисконтное предложение в текущих рыночных условиях как никогда будет востребовано именно в регионах России. До конца 2009 года МТС и «Ашан» планируют реализовать несколько сотен тысяч комплектов «А-Мобайл».

Что касается доли участия в проекте «А-Мобайл», в МТС подчеркнули, что оператор предоставляет техническую часть – выделяет номерную емкость (это отдельный номерной пул, поэтому, например, переход с других тарифных планов МТС на «А-Мобайл» с сохранением номера невозможен), обслуживает абонентов «А-Мобайл» в своем контакт-центре. «Ашан» же занимается продвижением и реализацией продукта. При этом в «Ашане» отметили, что ретейлер не планирует запускать масштабные рекламные акции – «Ашан» один из немногих крупных ретейлеров, который, например, не рекламируется по телевидению. В случае с продвижением тарифа «А-Мобайл» «Ашан» не намерен отступать от этого правила. В качестве мер продвижения тарифа «А-Мобайл» ретейлер намерен ограничиться локальными мероприятиями по информированию покупателей и распространением информационных и рекламных буклетов. Ключевым маркетинговым ходом со стороны «Ашан» станет то, что коробки с тарифом «А-Мобайл» разместятся не только в отделах электроники и бытовой техники, но также и в прикассовой зоне – и здесь тарифный комплект станет единственным монобрендовым предложением, что, по мнению представителей партнеров, уже большое достижение. В частности, они подчеркнули, что размещение тарифного плана в прикассовой зоне – новый опыт для «Ашан» – и таким образом ретейлер надеется создать идеальные условия для импульсивного действия со стороны абонента.

Целевой аудиторией «А-Мобайл» являются в первую очередь покупатели сети «Ашан». Что касается портрета потребителя, то это семейные люди среднего и старшего возраста, со средним и ниже среднего уровнем доходов. Кроме того, отдельным сегментом потребителей тарифа «А-Мобайл» являются сотрудники магазинов «Ашан», для которых такое предложение является импровизированным корпоративным тарифом.

«А-Мобайл» ориентирован на внутрисетевое общение, чем и будут пользоваться многие подписчики – тариф включает 15 бесплатных минут разговоров в день между абонентами этого предложения. Как прокомментировали представители «Ашана», помимо 15 минут, базовые характеристики тарифа, которые соблюдаются по всем регионам, – это наиболее низкая цена на внутрисетевое общение (после окончания 15 минут) и низкая стоимость исходящих SMS-сообщений. Остальные параметры «А-Мобайл» также позволяют отнести предложение в разряд антикризисных. Так, в Петербурге стоимость вызовов абонентам операторов сотовой и фиксированной связи в пределах «домашнего» региона составляет 1,5 рубля. Звонки на номера МТС в пределах России – 3 рубля за минуту. Что касается SMS, стоимость отправки одного сообщения абонентам тарифа «А-Мобайл» составляет 1 рубль; другим абонентам – 1,7 рубля за одно SMS. Абонентская плата и ограничение срока действия платежей на тарифе «А-Мобайл» не предусмотрены. Стоимость стартового комплекта в Петербурге и Ленинградской области – 50 рублей. Первоначальный баланс лицевого счета абонента при подключении к тарифу «А-Мобайл» – 30 рублей.

Среди услуг МТС, которые доступны для подключения с тарифа «А-Мобайл», – «Обещанный платеж» и «Индивидуальный кредит», которые позволяют оставаться на связи даже при отрицательном балансе и оплачивать услуги связи МТС с отсрочкой. Также в тарифе представлено два сервиса, ориентированных на пользователей дальней связи: опция «Соседние регионы», позволяющая звонить по «домашнему» тарифу при нахождении в роуминге на территории соседних регионов, а также сервис «Родные страны», с помощью которого абонент может совершать исходящие вызовы на телефону абонентов группы компаний МТС в СНГ по льготной стоимости (см. новость раздела МТС от 9 февраля 2009 г.).

Чтобы приобрести «А-Мобайл», нужно выбрать комплект с понравившимся номером телефона, затем после оплаты покупки на кассе «Ашана» потребуется подойти в пункт обслуживания покупателей в магазине «Ашан» для регистрации SIM-карты. Для этого покупателю необходимо заполнить регистрационную форму и предъявить паспорт. Воспользоваться тарифом можно только после регистрации.

«Ашан» активно развивается в российских регионах, где мы традиционно предлагаем покупателям широчайший спектр продуктов и услуг по самым выгодным ценам. Теперь у наших клиентов появилась возможность серьезно экономить и на услугах мобильной связи, приобретая в наших магазинах комплекты тарифа «А-Мобайл» для себя и членов своей семьи», – отметил директор по продажам «Ашан Россия» Тьерри Тромбер.

Несмотря на то что с запуском во всех регионах РФ тарифа «А-Мобайл» МТС получит новых абонентов, директор макрорегиона «Северо-Запад» ОАО «МТС» Иван Золочевский отметил, что данный проект не следует рассматривать как предложение сотового оператора и оценивать его с точки зрения показателей ARPU, MoU и т. д., – скорее «А-Мобайл» относится к категории дополнительных услуг, предоставляемых розничной сетью. А Дмитрий Лапицкий также отнес тарифный план «А-Мобайл» к разряду продуктов Retail MVNO – то есть виртуального оператора (т. к. выделен пул отдельных номеров), ориентированного на работу с конкретной розницей.

На данный момент точных аналогов «А-Мобайл» в России нет, хотя, как отмечают эксперты, другие крупные игроки на рынке сотовой связи также прорабатывают такие предложения. Из близких примеров можно упомянуть недавнее предложение московского «Скай Линка», реализуемое в сети «Седьмой континент», в рамках которого его покупателям предоставляется некоторый объем интернет-трафика на бесплатной основе. Кроме того, в Петербурге МТС в прошлом году запустили опцию к тарифному плану «Мы», ориентированную на посетителей сети гипермаркетов «Лента», – в рамках этого предложения его абоненты могут воспользоваться льготными условиями, находясь на территории данных магазинов. Эта услуга доступна до сих пор, и, как отметил директор филиала ОАО «МТС» в Петербурге Дмитрий Панфилов, она показала хорошие результаты – предложением воспользовались тысячи петербуржцев.

В целом все эти инициативы лежат в плоскости работы сотовых игроков с альтернативной розницы, когда, как отметил Иван Золочевский, «не абонент идет к оператору, а оператор идет к абоненту», т. е. сотовые игроки основной акцент своих продаж делают не на дилерские сети и салоны, а на места, где находятся потенциальные потребители – от торговых центров и гипермаркетов до метрополитена. Если вспоминать историю, то первые стойки в торговых залах у МТС появились в середине 2007 года, а сейчас их уже сотни только по Петербургу. При этом охвачены практически все сети так называемой современной розницы, т. е. гипермаркеты и магазины самообслуживания («Перекресток», «Карусель», «Лента» и т. д.). Также МТС присутствует в ряде торговых центров («ПиК», «Июнь» и т. д.). Из недавних ходов оператора здесь – МТС вслед за конкурентами спустились в метро. Кроме того, как выяснилось, оператор использует и механизм домовых продаж – правда, эта модель не прижилась в Петербурге, зато эффективно работает в Ленобласти и ряде других регионов СЗФО.

Сейчас в период коллапса традиционного дилерского рынка альтернативная розница приобретает важное значение для операторов сотовой связи (для МТС это особенно актуально в свете разрыва отношений с «Евросетью»). Кроме того, МТС активно развивает свою эксклюзивную (монобрендовую) сеть, в том числе и на базе приобретенных игроков – «Телефон.ру», «Эльдорадо», которые входят в «Русскую телефонную компанию» – специально созданную федеральную структуру для управления такими активами. В частности, за последние две недели МТС открыл в Петербурге и Ленобласти 27 эксклюзивных салонов (19 и 8 соответственно), и, таким образом, эта сеть сейчас составляет 82 точки на указанных территориях (не считая фирменных магазинов-салонов МТС, которые больше ориентированы на сервис, их сейчас 8 в Петербурге).


Подробности


Первый гипермаркет «Ашан» (Auchan) открылся в 1961 году в городе Рубе (Франция). Основной принцип работы этой розничной сети, входящей сегодня в пятерку крупнейших в Европе, – продавать максимально большое количество качественных товаров по максимально низким ценам и максимально большому числу покупателей максимально быстро. «Ашан» открыла первый гипермаркет в России в августе 2002 года – в Москве на пересечении МКАД и Осташковского шоссе. Всего «Ашан» владеет почти 1200 магазинами форматов гипермаркет и супермаркет в 12 странах. Мировой оборот компании составил в 2008 году 39,5 млрд евро.

Ретейлер предоставляет услуги мобильной связи под маркой «А-Мобайл» с октября 2006 года – первый проект был реализован во Франции. Для этого «Ашан» заключила партнерское соглашение со вторым по величие мобильным оператором Франции SFR. Помимо услуг связи «А-Мобайл» во Франции предлагает своим абонентам мобильные телефоны, карты оплаты для пополнения баланса, а также разнообразный мобильный контент – рингтоны, мелодии, картинки, видео, игры. По собственным данным «Ашан», количество абонентов «А-Мобайл» во Франции составляет 450 тыс. человек. С августа 2008 года «Ашан» также оказывает услуги мобильной связи в Италии. 

Автор: Ирина Рыбченко, Александр Янкевич.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети

Ключевые слова: МТС, тарифные планы, сеть магазинов, торговые сети, розница, сотовые операторы