Стимулирующий девайс. Nokia N97 станет эксклюзивом у МТС

На днях сотовый оператор МТС и компания Nokia подписали соглашение о намерениях в области прямых поставок устройств Nokia в розничную сеть МТС. Соглашение было подписано в рамках Петербургского международного экономического форума – 2009. Первым совместным проектом Nokia и МТС станет приоритетный запуск и продажи первого мобильного компьютера Nokia N97 с эксклюзивным программным обеспечением от МТС. Продажи откроются 17 июня 2009 года, и розничная цена девайса составит 28990 рублей. Данный экслюзив продолжится несколько недель, после чего стандартный Nokia N97 появится в обычной рознице по России. Для МТС этот ход является стратегическим и связан с общими намерениями компании больше зарабатывать на допуслугах.
Смартфон Nokia N97 позиционируется как флагманский продукт Nokia. Аппарат обладает полноценной qwerty-клавиатурой и сенсорным дисплеем touch screen. Объем встроенной памяти – 32 Гбайт. Телефон N97 ориентирован на доступ в Интернет (предпочтительно в сетях 3G), а также на развлечения – устройство поддерживает ряд интернет-сервисов, как фирменные от Nokia, включая Ovi, так и отечественные – в этом списке порталы и почтовые сервисы (Yandex, Rambler, Mail.ru), социальные сети («вКонтакте», «Одноклассники»), российские СМИ (РИА «Новости», «Ведомости», Newsweek). Генеральный директор Nokia в России Нильс Нильсен так описал аппарат: «Nokia N97 – это смартфон с большим сенсорным дисплеем, qwerty-клавиатурой, персонализированным экраном ожидания, обеспечивающим «постоянно открытое» окно в интернет-сайты. Устройство представляет собой мобильный компьютер, полностью «подстраивающийся под абонента», с набором приложений, актуальных для конкретного пользователя».  

На смартфон, который будет продаваться в розничной сети МТС, при установке micro-CD-карты автоматически устанавливается пакет виджетов от МТС, которые специально созданы или локализованы для российских условий. При их установке пользователи получают доступ к ряду сервисов, таких как: «Карты», «Почта», «Записная книжка», «Словари», «МТС Сейф», «Прогноз погоды», «Конвертер валют», «Курсы валют/FOREX».

В России Nokia впервые осуществляет запуск продукта такого масштаба в сотрудничестве с оператором сотовой связи, которым стал МТС. Продажи Nokia N97 в России стартуют 17 июня 2009 года в Москве в салоне-магазине МТС «Сухаревский» и флагманском салоне Nokia на Тверской. В течение двух дней продажи начнутся во всех салонах-магазинах МТС и Nokia в Москве и Петербурге, а в течение недели – по всей России в розничной сети МТС, насчитывающей более 2,5 тыс. салонов-магазинов, а также в 30 магазинах Nokia, расположенных в крупнейших городах РФ. В других российских розничных сетях Nokia N97 появится в продаже в конце июля этого года. Одномесячный приоритетный период продаж через розничную сеть МТС и сеть магазинов Nokia отражает приоритетные партнерские отношения между МТС и Nokia. Розничная цена Nokia N97 в магазинах МТС и Nokia составляет 28990 рублей.

Продажи Nokia N97 будут сопровождаться организованной совместно МТС и Nokia рекламной кампанией на ТВ, в прессе, в наружной рекламе и в Интернете. Рекламная кампания также будет сопровождаться промоакциями (BTL) в местах продаж. «МТС активно развивает сотовую розницу как одно из стратегических направлений своего бизнеса. Поэтому прямое партнерство с ведущим производителем мобильных устройств в мире позволит нам расширить представленность в наших салонах аппаратов Nokia и даст возможность предоставлять абонентам передовые мобильные устройства по лучшей цене и лучший клиентский сервис. Для нас это важный шаг, т. к. будущее мобильной связи – это Интернет, медиа и социальные связи, и все это будет реализовываться в таких продуктах, как N97», – отметил президент МТС Михаил Шамолин. Он также напомнил, что, согласно последнему отчету компании, уровень доходов от предоставления неголосовых услуг вырос на 22 %. При этом его не пугает опыт с iPhone (напомним, что ни один из сотовых операторов «большой тройки» не выполнил условия по объемам продаж этого телефона, который сейчас разошелся по России по официальным каналам в количестве, по предварительным оценкам, около 1 млн штук). «iPhone – отличное устройство, и его уровень продаж, несмотря на ряд обстоятельств, например, более высокую, чем в Европе, цену, кризис и т. д., в России можно считать успехом. Сейчас в партнерстве с Apple мобильные операторы прорабатывают новые механизмы. Но, подчеркну, что партнерство это сохраняется», – добавил Михаил Шамолин. Что касается перспектив продаж эксклюзивного N97, то стороны не стали анонсировать их объем, отметив, что прогнозы у них положительные и в случае успеха компании могут повторить опыт.

Напомним, что Nokia N97 был представлен российским представительством Nokia еще в марте 2009 года (см. новость раздела Nokia от 25 марта 2009 г.). Параллельно компания презентовала смартфон Eseries E75, который в отличие от N97 позиционируется как аппарат бизнес-класса (в частности, у E75 есть кнопки быстрого доступа к календарю, почте и т. д.). В целом Nokia занимает лидирующую позицию на рынке смартфонов и коммуникаторов в России. Доля производителя в объемах рынка в штучном выражении по итогам 1-го квартала 2009 года составила 51 %.

Практика приоритетного партнерства производителей мобильных устройств и операторов сотовой связи широко распространена за рубежом и в России. У МТС уже есть прямые договоры с производителями мобильных устройств (Samsung, SonyEricsson, LG). Кроме того, МТС продает коммуникатор iPhone и смартфон Вlackberry.

В России, по данным MForum Analytics, объем продаж смартфонов и коммуникаторов по итогам 1-го квартала 2009 года в штучном выражении составил 0,81 млн штук, в денежном выражении – $276 млн. Прирост объемов продаж по итогам 1-го квартала 2009 года в штучном выражении относительно аналогичного периода прошлого года составил 9 %, в денежном выражении объем продаж снизился на 12 %. Снижение темпов роста объемов продаж смартфонов и коммуникаторов вызвано кризисными тенденциями, охватившими рынок продаж сотовых телефонов, – снижением доли продаж сотовых телефонов через потребительское кредитование, снижением потребительской активности абонентов.

По данным MForum Analytics, в активной продаже на российском рынке в 1-м квартале 2009 года было представлено 75 моделей смартфонов и коммуникаторов. Наиболее продаваемой моделью 1-го квартала 2009 года стала Nokia 5800 XpressMusic. Средняя цена проданного смартфона и коммуникатора по итогам 1-го квартала 2009 года в России составила $340. Относительно 2008 года средняя цена снизилась на 17 %.

Совокупный объём рынка UMTS-телефонов (поддерживающих технологию 3G) в России в 2008 году, по данным J&P, составил 4,6 млн устройств. С 2007 года продажи 3G-телефонов возросли на 64 %. В 2007-м в связи с запуском технологии в коммерческое использование объёмы продаж по отношению к предыдущему периоду возросли в 2,5 раза. Средняя розничная цена 3G-телефона за год снизилась на 2 % и составила порядка $440. Мобильный телефон с GSM-модулем в среднем в России стоит $160.

По оценке J&P Consulting, в 2009 году ожидается сокращение российского рынка мобильных телефонов, однако сегмент 3G-терминалов, вероятнее всего, продемонстрирует положительную динамику. Этому будут способствовать как расширение ассортимента аппаратов, поддерживающих UMTS (в 2008-м их число удвоилось), так и общее развитие UMTS-сетей и технологии приёма. По итогам 2008 года, согласно данным J'son&Partners, наибольшее количество 3G-телефонов продали компании Nokia, SonyEricsson и Samsung. Продажи тройки лидеров охватили 96 % всего рынка UMTS-телефонов. У Nokia наиболее популярным UMTS-телефоном по итогам 2008 года стал смартфон Nokia N73. Самым популярным среди дорогих UMTS-телефонов (в сегменте «дороже $500») по итогам года стала Nokia 7900 Prism. В свою очередь, модель Samsung SGH-L700 по цене $192 стала самым недорогим массовым 3G-терминалом по итогам 2008 года.

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Торговые сети, Web

Ключевые слова: мобильный Интернет, маркетинг, МТС, 3G, 3G-телефон, фирменный салон, Nokia, торговые сети, розница, сотовые операторы, веб, социальные сети