NevaCamp 2009. Future Web была проведена в Петербурге впервые и была посвящена обсуждению будущего Интернета, медиа, социальных сервисов и т. д. Конференция планировалась в виде баркемпа – популярного международного формата, на котором любой желающий может выступить с докладом, презентацией, предложить тему для круглого стола, мозгового штурма, провести деловую игру или придумать свой необычный формат для общения в рамках заданного направления. Площадка в гостинице «Карелия» в Санкт-Петербурге собрала различных специалистов по новым медиа, стартаперов, инноваторов, инвесторов, предпринимателей, разработчиков и креативщиков из России, стран СНГ, Прибалтики, Европы, США и Центральной Азии, а также представителей российских и зарубежных компаний, венчурных фондов и бизнес-сообществ.
По словам организаторов, целями и задачами мероприятия было стимулирование развития новых интернет- и медиапроектов в странах России и СНГ, обсуждение и определение перспективных трендов развития будущего Интернета, содействие обмену опытом и знаниями, создание благоприятной среды для организации совместных проектов, в том числе и на международном уровне, и развитие инвестиционного климата в области технологических стартапов. Конференция, организованная Open Web Russia Foundation, прошла при поддержке двух спонсоров – компании Opera Software и Dialog Webdesign – и генерального телекоммуникационного партнёра Yota, обеспечившего беспроводной доступ в Интернет для всех участников мероприятия. Партнёры Nevacamp: Moscow Business School, Web2people, StartupPoint, Softline, TRINET, @mail.ru, агентство HeadHunter и др.
Трёхдневная конференция началась с ежегодного конкурса стартапов StartupVision – ему был отведен практически весь первый день, – целью которого был не только выбор лучших проектов путем голосования, но и представление всего спектра интернет-проектов на территории стран-участниц. В качестве членов жюри для оценки стартапов были приглашены инвесторы и представители инвестиционных фондов, эксперты и специалисты – представители партнёров мероприятия. В конкурсе приняли участие более 20 проектов из Турции, Молдовы, Беларуси, Украины и России, отобранных из всех, кто подал заявки. Первый «тур» заключался в двухминутной презентации своего проекта, не предусматривавшей каких-либо вопросов от жюри или зала. В ходе представления проектов были отобраны три лучших стартапа, которые на следующем этапе Crash Test были рассмотрены более подробно. Это проект Алексея Довжикова (руководитель студии TRINET) для работы с контекстной рекламой eLama.ru, проект Павла Лапшина (Vyuga Technologies) по использованию распознавания речи для поиска любого аудио- и видеоконтента в Интернете Media Insight и стартап «Джинни» – печать и продажа книг тиражами от 1 штуки, представляемый Евгенией Овчинниковой. Участники рассказали о своих проектах и ответили на все вопросы зала и жюри.
Проект Media Insight подразумевает использование программы распознавания речи для транскрипции медиафайла и дальнейшего применения этой возможности для поиска необходимых файлов по всему Интернету. Использование подобных сервисов удобно прежде всего при проведении медиамониторинга, что значительно упростило бы этот процесс, возможен полный транскрипт ролика. Также можно настроить данную систему для использования в контекстной рекламе. Конкуренция в этой области невелика, так как технология расшифровки достаточно сложная. Но на данный момент распознаётся уже до 95 % дикторской русской речи, возможности постепенно расширяются, также возможно использование созданных программ совместно с технологиями очистки записи от посторонних шумов – для расшифровки не только студийных записей диктора. Система уже работает с русским, английским, немецким и французским языками, к тому же она обучаема, и за 2-6 месяцев её можно научить работать с новыми языками (срок зависит от их сложности).
Стартап «Джинни», представляющий онлайн-систему печати книг и фотоальбомов, а также других документов, основан на более простых технологиях, но тоже привлёк внимание жюри среди остальных. Суть проекта в максимальной простоте для пользователя. Клиент может выслать простой текстовый файл и получить по почте уже готовый, качественно и грамотно распечатанный продукт, то есть конвертирование файла будет происходить онлайн. Как отметили участники проекта, сложность для них заключается в исследовании рынка данных услуг, так как на сегодня подобный сервис никем не оказывается. На это члены жюри отметили, что некоторые салоны печати уже давно занимаются распечаткой присылаемых файлов и перевести некоторые свои приложения на другую платформу будет стоить им минимальных затрат. При этом отмечались не только недостатки проектов, но и положительные их стороны.
Третий проект eLama.ru, который и занял первое место, стартовал примерно год назад, участвовал в различных конкурсах стартапов и вырос уже практически до полноценного бизнеса, поэтому неудивителен и очевиден был выбор жюри. Сервис eLama.ru представляет собой систему управления контекстной рекламой, цель которой – в объединении под одним интерфейсом трёх основных систем – «Яндекс», Begun («Рамблер») и Google. Из них с первыми двумя уже заключён договор о сотрудничестве, и в ближайшее время Google также станет партнёром eLama. Все эти системы имеют общую идеологию, но отличаются различными нюансами и интерфейсом, из-за чего рекламодатель вынужден неоднократно проводить в них однотипные операции. Представитель проекта Алексей Довжиков провёл аналогию меду сервисом eLama и почтовым клиентом, позволяющим объединить несколько ящиков пользователя. Как отметил основатель проекта, инновационный интерфейс программы создавался с помощью совершенно нового подхода, благодаря чему и опытный пользователь и новичок смогут одинаково быстро и с лёгкостью подобрать запрос или создать объявление, причём сразу в трёх системах. Сервис доступен и без регистрации – например, для подбора запросов. Кроме того, удобным для клиентов будет единый центр оплаты (вместо трёх разных), причём стоимость рекламы от этого не изменится и не будет превышать обычной стоимости размещения на любой из трёх систем. Прибыль eLama.ru составляется из комиссий, что не влияет на стоимость рекламной услуги для пользователя. Количество клиентов сервиса приближается уже к 1 тыс., так что можно смело заявлять, что проект удался и переходит из разряда стартапов в полноценный бизнес. Как отметил Алексей Довжиков, именно поэтому презентация проекта на StartupVision стала одной из последних для eLama.