Провайдеры продолжают развитие IPTV

Оператор MNS.ru (ранее «Матрикс Сетевые Решения»), сеть которого расположена в Приморском, Выборгском и Калининском районах города, продолжает развитие услуги IPTV. Исходя из пожеланий пользователей, число доступных каналов было увеличено до 107, включая каналы HDTV. Услуга по-прежнему предоставляется в тестовом режиме, и просмотр каналов осуществляется бесплатно на компьютере абонента. Тем временем запуск в коммерческую эксплуатацию услуги IPTV осуществила сеть InterZet, предложив в том числе комплексный тариф «Теленет», включающий доступ в Интернет, ТВ и телефонию. Интересно, что сейчас многие операторы домашнего доступа стали работать более активно в плане продвижения IPTV – несмотря на пока еще не очень ясную коммерческую модель и отсутствие качественных поставщиков контента в Петербурге. В частности, «СкайНэт» (SkyNet) также увеличил количество каналов, а петербургский филиал «ВестКолл» вывел эту услугу для корпоративных заказчиков.

Услуга IPTV в тестовом режиме была введена для абонентов компании MNS.ru в марте 2009 года. На разработку данного сервиса ушло около четырех месяцев. Изначально тестирование проводилось на фокус-группе из 200 человек, после чего началось массовое предоставление услуги. Плата за услугу на сегодняшний день отсутствует – трафик IPTV является локальным. Техническая поддержка данного сервиса осуществляется только на «Портале помощи абоненту» и в виде заявок на электронный адрес техподдержки провайдера.

На данный момент, как сообщил сервис-директор компании MNS.ru Дмитрий Бойко, услугой IPTV активно пользуется достаточно большое количество пользователей, что особенно заметно по обсуждениям на локальных форумах. Точное число пользователей не подсчитывалось, так как услуга доступна всем абонентам на бесплатной основе, но, как отмечают в компании, ежедневное отключение «антенного телевидения» в час ночи способствует увеличению количества пользователей IPTV достаточно заметно. В ходе тестовой эксплуатации компания учитывает пожелания и замечания абонентов. В частности, большинство просьб было связано с увеличением количества каналов. Напомним, что изначально пользователям IPTV компания MNS.ru предоставила к просмотру 17 каналов, куда входили «Первый», «Россия», НТВ, ТНТ, «MTV Россия», «Звезда», ТВ3, «Культура», «Спорт», «Домашний», МузTV, «СТС-Москва», Ren TV, ТВЦ, 7 ТВ, ДТВ, «Вести». Откликнувшись на пожелания абонентов, число каналов было увеличено до 107, включая каналы HD-качества. Поставщик услуг оператором не раскрывается.

Просмотр каналов осуществляется на компьютере. Для этого абоненту требуется программа-плеер, например, VLC player или другие бесплатные медиапроигрыватели. Для просмотра на телевизоре без помощи компьютера понадобится специальное оборудование. Такие решения компания MNS.ru планирует поставлять своим абонентам ориентировочно в III квартале 2009 года.

О переводе услуги в коммерческую эксплуатацию говорить пока рано, отмечают в компании. Тарифы также пока не установлены. Предварительно в компании сообщают только, что тарификация будет соответствовать конкурентной ситуации на рынке. В целом о намерении запустить данный сервис MNS.ru сообщал еще в прошлом году (см., например, интервью раздела MNS.ru ). Если изначально услуга планировалась к запуску исключительно как некий бонус для абонента, то сейчас коммерческая реализация сервиса рассматривается в совокупности с такими дополнительными, сопутствующими IPTV услугами, как видео по запросу, расширенный набор каналов, тайм-шифт и т. д.

В целом вывод IPTV как составной части triple play стало одним из трендов на петербургском рынке ШПД в 2008 году (см. итоговый обзор по развитию рынка ШПД в Северной столице раздела «Провайдеры Петербурга» от 30 декабря 2008 г.), и на данный момент игроки активно развивают данную услугу.

Из новостей нынешнего года можно назвать запуск услуг IPTV в коммерческую эксплуатацию петербургским филиалом компании «ВестКолл» (см. новость раздела «ВестКолл» от 24 апреля 2009 г.). Приоритетной задачей в развитии услуги IPTV компания называет увеличение количества качественного и интересного контента, а также расширение списка интерактивных сервисов, в том числе «Видео по запросу» (video on demand). Предоставление услуги в коммерческом режиме для абонентов домашних сетей началось в апреле, а с начала июня данное предложение стало доступно и корпоративным клиентам, в частности, оно ориентировано на владельцев ресторанов, кафе, гостиниц, туристических компаний, медицинских и выставочных центров.

Этим летом стартовала коммерческая эксплуатация IPTV и для абонентов сети InterZet: 1 июня 2009 года запуск услуги произошел в Приморском районе, с 1 июля она запускается во всех районах, исключая Полюстрово и район ст. м. «Автово». Как сообщил генеральный директор компании InterZet Дмитрий Анчунов, более 78 % абонентов сети в Приморском районе активировали у себя услугу IPTV в тестовом режиме, который подразумевает месяц бесплатного доступа ко всем каналам для ознакомления, и не менее 15 % пользователей, у которых закончился тестовый режим, подключают услугу платно. Всего на данный момент услугой пользуется около 7 тыс. абонентов. На данный момент в разработке также находятся новые сервисы IPTV. В сентябре 2009 года планируется запуск всех интерактивных услуг и обновленного интерфейса, по словам Дмитрия Анчунова, не имеющего сейчас аналогов на местном рынке ШПД-игроков. Что касается тарифных предложений, то, как рассказали в компании, особой популярностью среди абонентов InterZet сейчас пользуется комплексный тариф «Теленет», включающий в себя, помимо доступа в Интернет на скорости 10 Мбит/с, также телевидение и телефонию, а именно звонки по городу на местные телефоны.

Кроме того, на сегодняшний день IPTV тестируют такие провайдеры, как Weba, «Юнет», «Эленет», и еще ряд других игроков. Первыми в данном направлении были «Элтел» и SkyNet, запустившие IP-TV в тестовой эксплуатации в конце 2006 года (см. новость раздела «Провайдеры Петербурга» от 10 января 2007 г.). Также такие попытки сделали «Метроком» (см. новость раздела «Провайдеры Петербурга» от 16 февраля 2007 г.) и «Корпорация ОСС» в рамках своего проекта «Кивинет». В течение дальнейшего времени такие анонсы делали «Простор Телеком», «Ниеншанц-Хоум», «Ижора Телеком» и ряд других игроков.

Также в свое время оператор «Элтел» вывел на рынок отдельный бренд 3V (Voice, Video, Virtuality), объединяющий услуги телефонии, «Видео по запросу» (VOD), IPTV, видеонаблюдения и широкополосного доступа в Интернет в домашнем сегменте (см. новость раздела «Провайдеры Петербурга» от 2 декабря 2008 г. http://spbit.ru/news/n55544/). Сейчас компания набрала несколько десятков абонентов (инвестиции в модернизацию в сеть составили несколько сотен тысяч долларов).

К осени планирует запуск своего IPTV сеть INFO-LAN, причем компания намерена предоставлять услугу по кабелю, как это делают операторы кабельного ТВ. Интересно, что сейчас SkyNet, долгое время представлявший услуги в тестовом режиме в объеме 16 каналов, также приступил к увеличению их количества (включая HD-канал) с перспективами запуска IPTV в коммерцию. Как рассказал исполнительный директор компании SkyNet Андрей Шпедер сейчас компания внимательно изучает ситуацию – как на рынке, так и с точки зрения своих абонентов, прорабатывая различные модели сбыта услуги. При этом компания уже взяла на тестирование телеприставки (set-top box) от вендора D-Link.

Что касается рынка в целом, то основными трендами Дмитрий Анчунов называет интерес к контенту в Full HD-формате, развитие интерактивности этой услуги, повышение требований к интерфейсу пользователя (простота навигации и дизайн), неготовность пользователя на данный момент платить более 150 рублей за телевидение, а также ряд моментов, связанных с контентом, как-то: недоверие пользователей к контенту, что связано с впечатлениями от операторов кабельного телевидения, которые измеряли стоимость пакетов в зависимости от количества каналов, без учета их содержания, и, как решение этой проблемы, возможность приобрести отдельные интересующие клиента тематические пакеты. Кроме того, одним из трендов является то, что практически все провайдеры находятся в поиске качественного поставщика IPTV-контента (см. новость раздела IPTV от 22 января 2009 г.).

Подробности

Компания «Матрикс Сетевые Решения» была создана в конце 1999 года, и основным направлением ее деятельности является развитие домашних сетей выделенного доступа к Интернету для квартирных абонентов. Сейчас компания присутствует в Приморском, Выборгском и Калининском районах города. На карточном рынке этот оператор предлагает интернет-пакеты с круглосуточным или ограниченным (в ночные и утренние часы) доступом. Модемный пул насчитывает 480 входящих линий, 120 из них предоставляет петербургский филиал ОАО «Северо-Западный Телеком» и 360 – «Петербург Транзит Телеком». Дилерская сеть компании включает около 2,5 тыс. точек продаж. Общая емкость внешних каналов компании превышает 3 Гбит/c. В ноябре 2007 года «Матрикс Сетевые Решения» объявил о ребрендинге. Теперь все компании, входящие в холдинговую группу «Матрикс», выступают на рынке под единым брендом MNS.ru (см. новость раздела MNS.ru от 12 ноября 2007 г.).

Автор: Светлана Черемисина.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: Интернет ТВ, доступ в Интернет, широкополосный доступ, провайдеры Петербурга, районы Санкт-Петербурга, ВестКолл, MNS.ru, IPTV, IPTV player