Как рассказал коррсепонденту spbIT.ru исполнительный директор SkyNet Андрей Шпедер, компания придерживается такой идеологии, что антивирус – это не продукт, который покупается один раз, а услуга, которую может оказывать провайдер. «Эту модель SaaS (Software as a Service) мало кто реализовал на отечественном рынке информационных технологий, и первыми, кто это сделал, были как раз разработчики антивирусов. После того, как появилось первое предложение от Dr.Web, мы обзвонили всех вендоров и целенаправленно двинулись по этой программе», – рассказывает Андрей Шпедер. На данный момент оператор сотрудничает с такими поставщиками, как Dr.Web, ESET и Agnitum, причем SkyNet сейчас является единственным в Петербурге провайдером, кто предоставляет своим абонентам подписку на антивирусы последних двух вендоров.
«Dr.Web был запущен в прошлом году. В итоге, мы пришли к выводу, что услуга интересная, хотя она и не повышает ARPU. Сложность заключается в том, что абонент может предпочитать другой антивирус. Поэтому было решено предоставить по возможности все антивирусы, – рассказывает Андрей Шпедер. – Эта услуга имеет разовые затраты на внедрение (биллинг, платформа, сервер, на котором развернуто решение), и они пока больше, чем прибыль от нее. Так что запуск такой услуги можно рассматривать скорее как некий бонус для абонентов, а также возможность очистить сеть от вирусов. Услуга будет выгодна, если она будет охватывать около половины всех абонентов. Таким образом, минимальные задачи с точки зрения коммерции – это отбить свои вложения, а хороший коммерческий результат она может принести при 50 % проникновения, которое можно добиться путем предоставления более широкого ассортимента и продвижения среди абонентов».
В результате сейчас у SkyNet максимально наращивается линейка по безопасности, в частности, в июле планируется дополнить ее «Антивирусом Касперского», а также расставить предложения по ценовым местам и разработать новую идеологию продаж. Напомним, что антивирус Dr.Web по подписке был предложен абонентам SkyNet в октябре 2008 года. Agnitum добавился к нему в конце мая, а ESET - в июне. Параллельно также ведутся переговоры с Panda.
Стоимость антивируса Dr.Web составляет 59 рублей в месяц, а решения «Антивирус + антиспам» – 79 рублей (ценообразованием в данном случае занимается сам производитель). Стоимость месячной подписки на антивирус ESET NOD32 составляет 90 рублей, на ESET NOD32 Smart Security – 140 рублей, причем с 1 июля появилась возможность активации трех лицензионных ключей на разных компьютерах/ноутбуках абонента по одной лицензии. Кроме того, ранее проводилась акция по предоставлению месяца бесплатного использования антивируса при подключении до 1 июля. От Agnitum сейчас предоставляется антивирусное решение Outpost Antivirus Pro 2009 по эксклюзивной для абонентов SkyNet плате 27 рублей в месяц при условии подписки на услугу до 1 сентября 2009 года. Ранее также проводилась акция по предоставлению двух бесплатных месяцев использования антивирусом при стоимости подписки 49 рублей в месяц. В ближайшее время планируется расширить линейку предложений от Agnitum.
Можно отметить, что ESET в настоящий момент ведет переговоры о предоставлении такой услуги с еще двумя провайдерами в Санкт-Петербурге. Agnitum, со своей стороны, находится в режиме внедрения и тестовой эксплуатации еще с тремя петербургскими провайдерами. Agnitum вышла на этот рынок в начале года (см. новость раздела Agnitum от 13 февраля 2009 г.), а ESET буквально месяц назад. В Петербурге Agnitum сотрудничает с четырьмя провайдерами, имеет порядка 5 активных партнеров средней величины в России, также 10 крупных провайдеров тестируют данное решение за рубежом – на Украине, в Польше, Венгрии и странах Ближнего Востока.
Исторически же первым на этом рынке был Dr.Web, который предложил модель потребления антивируса в качестве услуги сервис-провайдеров еще в 2007 году, когда был запущен сервис Dr.Web AV-Desk. За 2008 год это решение охватило значительную долю российского рынка. На сегодняшний день установку Dr.Web AV-Desk осуществили свыше 100 провайдеров более чем из 30 регионов России, а также Украины, Казахстана, Киргизии, Болгарии и Эстонии. В Петербурге это такие игроки, как «ПетерСтар» (см. новость раздела AV-Desk от 28 января 2009 г.), «Ниеншанц-Хоум» (см. новость раздела AV-Desk от 23 марта 2009 г.), «Линтекс», «Волхов-Онлайн», ОКС (бренд Triada), «Элтел» (см. новость раздела AV-Desk от 4 августа 2008 г.). Отметим, что весной нынешнего года вышла новая версия сервиса Dr.Web AV-Desk 5.0 (см. новость раздела AV-Desk от 14 апреля 2009 г.).
Другие игроки намерены работать не менее активно. «Достаточно длительный тестовый период (с декабря 2008 года) позволил нам детально понять как интересы провайдеров, так и ожидания пользователей. В частности, по запросам пользователей, ожидавших увидеть брандмауэр Outpost Firewall, мы расширяем функциональность клиентской части сервиса, – рассказывает коммерческий директор Agnitum Виталий Янко. – Изначально мы предлагали просто сервис на базе Outpost Antivirus Pro без защиты сетевых соединений. Сейчас готовимся запустить сервис с использованием в качестве «клиента» комплексного антивирусного решения на базе Outpost Security Suite Pro, в котором также есть антиспам, веб-контроль и сетевой экран (firewall) – уникальная функциональность Agnitum, не заменяемая серверными (аппаратными) решениями у провайдера. В итоге клиент сможет выбирать, какой продукт и по какой цене ему нужен. В более мощном продукте можно выбирать используемый функционал при установке».
При этом, вендоры также достаточно высоко оценивают актуальность данной услуги и для производителей антивирусов, и для интернет-провайдеров, и для их абонентов. Причем, что касается коммерческой выгоды, то себя производители ставят на последнее место.
«Безусловно, данный сервис является новым для российского потребителя, и пока еще не достаточно популярен, как среди производителей антивирусных решений и провайдеров, так и среди конечных пользователей. ESET придерживается идеологии SaaS, предполагающей удобное распространение программного обеспечения – пользователю не нужно идти в магазин, чтобы купить «коробку» с программой, достаточно лишь оформить подписку на нужную услугу. По нашей оценке, подобная инновация будет хорошо востребована. Если оценивать эффективность по десятибалльной шкале, то для абонентов и провайдеров такая оценка составит 10 баллов, а для производителя антивирусных решений – всего 5-7 баллов. Абоненты получают удобный сервис, который работает в то время, когда это необходимо. Например, они имеют полное право приостановить подписку на время отпуска, и не расходовать средства на антивирусную защиту в этот период. Провайдеры получают дополнительную услугу и ежедневный доход от ее реализации, а также гарантию полной защищенности абонентов. Производителю программных продуктов это не столь выгодно, поскольку прибыль от реализации лицензий поступает с месячным интервалом», – комментирует глава российского представительства ESET в России Андрей Албитов.
Виталий Янко отмечает имиджевость данного сервиса для провайдера и работу на узнаваемость для производителя: «Для Agnitum преимущество заключается в повышении узнаваемости Outpost как антивирусной защиты. Для провайдеров это дополнительный источник дохода плюс работа на имидж провайдера, который не просто предоставляет «канал/трафик», но и заботится о безопасности клиентов. Для пользователя сервиса – это удобный и экономный способ защитить свой компьютер: во-первых, стоимость решения по подписке (на основе абонентской платы) гораздо ниже, чем приобретение стандартной лицензии; во-вторых, пользователь сам планирует период подписки, и в-третьих, пользователю не нужно каждый месяц получать и активировать новый ключ – достаточно один раз настроить и активировать и защита будет работать как обычный лицензионный продукт. К тому же всегда можно оперативно решить свои проблемы, если произошло заражение – достаточно иметь небольшой запас средств на счету у провайдера, чтобы активировать услугу, и установить антивирус, загрузив последние обновления».
Возвращаясь к SkyNet, можно отметить, что провайдер информирует абонентов стандартными способами, как-то: информация на сайте, в личном кабинете, при подключении абонента, а также SMS-рассылки абонентам. При этом, из других сервисов, которые предложил в последнее время SkyNet своим абонентам можно назвать регистрацию имени к внешнему IP-адресу в зоне sknt.ru, запущенную в середине июня. Стоимость услуги составляет 12 рублей в месяц. Данный сервис делает удобным использование удаленного доступа к своему компьютеру или при обращении к своему серверу. Реальный IP-адрес абонентам SkyNet предоставляется бесплатно, а данная услуга предлагает удобное имя для запоминания типа name.sknt.ru. Кроме того, была добавлена услуга SMS-check, которая позволяет получить информацию о балансе и платежах.
«SkyNet движется в сторону увеличения ARPU и предоставления абонентам дополнительных сервисов. Это необходимо, так как стоимость привлечения абонента за последний год выросла в три раза и сейчас составляет минимум 1 тыс. рублей. Также растет стоимость оборудования, курс доллара, цены на управляемые коммутаторы, дешевое оборудование снимается, водится более дорогое, соответственно, необходимо это как-то компенсировать. Поэтому было решено, что будет много маленьких, но полезных услуг», – комментирует Андрей Шпедер.
Говоря еще об одной услуге SkyNet, можно отметить, что провайдер начал активное движение в сторону коммерческого запуска IPTV. Напомним, что сейчас услуга предоставляется в тестовом режиме. Изначально для просмотра было доступно всего 16 каналов, в июне 2009 года их количество увеличилось до 45. Также была установлена операционная оболочка Middle Ware на серверах для того, чтобы IPTV работало на Set-Top-Box, и готовится услуга VoD. По сообщению представителей компании, SkyNet уже близок к началу активного заключения договоров с поставщиками видео-контента. «К сентябрю мы должны обладать уверенностью, что услуга готова к запуску», - добавляет Андрей Шпедер.
В целом, по оценкам экспертов рынка, сейчас услуга не пользуется достаточным спросом для того, чтобы рассматривать ее как коммерчески выгодный сервис. «Почему эта услуга непопулярна? – рассуждает Андрей Шпедер. – Потому что ни сама модель, ни контент не жизнеспособны. Качество, которое предоставляет правообладатель, повысить невозможно. Надо что-то запускать, тестировать, модернизировать сеть, предлагать Set-Top-Box абонентам, потому что большинство правообладателей против того, чтобы их контент показывали на компьютере. Получается замкнутый круг. Пока мы запускаем сеть по доставке этого контента, а также ведется модернизация по частичной замене оборудования сети».
Что касается маркетинга и продвижения, то в этом плане можно отметить, что SkyNet запустил первую общегородскую акцию «2 месяца в подарок». Она действует для новых абонентов, подключающихся до 1 августа 2009 года. В рамках данной акции при внесении авансового платежа в размере 600 рублей, абоненту предоставляется еще 900 рублей на счет, то есть два бесплатных месяца на безлимитном тарифе со скоростью доступа 5 Мбит/c за 450 рублей.
Данное предложение является развитием более ранних акций провайдера, которые проводились преимущественно в новых для провайдера районах – в Приморском и на Ржевке. Первоначальное предложение предполагало авансовый платеж в размере 500 рублей, после чего он был поднят до 1,5 тыс. рублей. «Первый этап проведения акции был очень хороший, от колл-центров процент прироста составлял 70-80 %. Затем мы решили посмотреть, сколько абоненты готовы заплатить в качестве первоначального взноса. Но когда подняли эту сумму до полутора тысяч, эффективность резко снизилась. Поэтому решили остановиться на 600 рублях», – рассказывает Андрей Шпедер.
Данную акцию поддерживает агрессивная реклама SkyNet. В частности, она размещена на таких носителях, как вагоны метро (на форточках в поездах 2-й, 4-й и 5-й веток), на станциях метро в спальных районах, в кинотеатрах, установлены лайтбоксы, путевые щиты, баннеры сити-формата. Как сообщил руководитель отдела маркетинга и рекламы компании SkyNet Гарик Адамян, практически все носители переориентированы на эту акцию. Также по всей территории действия сети проводится адресная рассылка. Значительное внимание SkyNet уделяет узнаваемости бренда. На это направлена реклама, размещенная на городском общественном транспорте. В частности, это 8 пробных трамваев (59, 100, 25 маршруты), 6 маршруток и 7 больших автобусов, половина которых будет обклеена вся, на остальных – реклама размера 3х6 на левой стороне борта.
Напомним, из других недавних событий SkyNet – оператор вышел в Московский район посредством своего партнера Pulnet, который будет также работать под брендом SkyNet (см. новость раздела SkyNet от 28 мая 2009 г.). На данный момент ведутся технические работы. В сентябре планируется привести Московский район к единой тарифной линейке и акциям.