Компания TV To Go (togo.tv) возникла в 2005 году и сначала занималась преобразованием видеозаписей библиотеки «Союзмультфильма», создавая на их основе пакеты контента для мобильных телефонов (картинки, рингтоны, нарезки видео). Этот продукт передавался для продажи различным контент-провайдерам, которые самостоятельно проводили «раскрутку» сервиса и его реализацию. Когда стало очевидно, что наибольший спрос потребителя приходится именно на видео, в то время как картинки и рингтоны постепенно становятся менее актуальны, руководство компании пришло к выводу, что необходимо целенаправленно заниматься этим направлением. Тогда же было решено разработать устанавливаемое в мобильный телефон приложение с удобной системой платежей. При этом TV To Go разработала протокол для передачи данных, благодаря которому абонент перестаёт зависеть от мобильного оператора, как это происходит, например, при работе со встроенными плеерами (когда оператор связи позволяет абоненту смотреть видео только из собственных сервисов). Данный формат был разработан самостоятельно на базе ПО с открытым кодом.
Различные каналы для мобильного ТВ (от «автомобильных» до «кулинарных») формируются редакцией, являющейся одним из отделов компании TV To Go. Другие подразделения занимаются разработкой платформы, мобильных версий, маркетингом, продажами, развитием партнёрской сети и работой по внутренней статистике и внутренним интерфейсам. В компании работает около 20 человек, и сейчас ее назвать стартапом достаточно сложно: TV To Go на данный момент имеет около 1 млн подписчиков во всём мире. При этом, как прокомментировали в компании, редакцией поддерживается порядка двадцати пяти каналов, всё предоставляемое видео лицензировано и права на него выкупаются (отбираются записи с фестивалей и кино- и видеорынков, принадлежащие крупным правообладателям, в том числе таким, как Fireworks International, Ouat! Media, Network Ireland Television, Каннский кинофестиваль, Red Media и др.). «Согласно данным отдела статистики, в день происходит в среднем 4,5 тысячи новых установок нашей программы, просмотр осуществляют около 5 тыс. зрителей, каждый из которых открывает приложение примерно 1 раз в неделю – таким образом, в месяц зрительская аудитория составляет порядка 200 тыс. человек. Просмотр можно осуществлять в любой стране мира. Оплата за сервис возможна в большинстве стран Европы и Америки», – сообщил корреспонденту spbIT.ru генеральный директор TV To Go Дмитрий Бондарев.
Став пользователем приложения TV To Go, абонент получает возможность смотреть бесплатные и платные ТВ-каналы, а также приобретать и загружать в свой телефон понравившиеся видеозаписи – как во время просмотра, так и позднее – выбирая из списка программы передач либо из каталога видео. При этом оплату можно осуществить, не выходя из приложения, буквально нажатием «пары» кнопок. Выход в приложение возможен только через мобильный телефон, имеющий выход в Интернет.
Как уточнил Дмитрий Бондарев, предложение TV To Go – это целиком собственная разработка компании: от платформы вещания, занимающей несколько серверов для хранения, обработки контента, вещания и сбора статистики, до приложения-клиента, созданного на платформе Java и Symbian (в дальнейшем планируется выход версий для Windows Mobile, BlackBerry и iPhone). Таким образом, на данный момент возможный технический охват приложения TV To Go составляет 1,5 млрд аппаратов во всём мире, а с ожидаемым выходом версий для операционной системы Windows Mobile это количество увеличится еще на 400 млн.
Наиболее эффективным методом для продвижения своих услуг TV To Go считает, в первую очередь, специализированную партнёрскую программу для владельцев wap- и веб-сайтов. Участвующие в этой программе сайты получают специальную версию приложения TV To Go с уникальным кодом. Далее, размещая на своём интернет-ресурсе ссылку для её загрузки посетителями, владельцы сайта получают свои отчисления с затрат каждого конкретного пользователя, перешедшего по ссылке, скачавшего и использующего приложение. «Изначально наш сервис ориентирован на то, чтобы любой желающий мог создавать свой мобильный телеканал и зарабатывать на нём. Кроме того, крупные владельцы определённого контента (мы работаем в основном с видеозаписями длиной до 3-5 минут) могут следить за статистикой просмотров своих записей, отслеживать их популярность, выкладывать пилотные версии новых проектов», – отметил Дмитрий Бондарев.
Единственным прямым конкурентом компании TV To Go в России был московский сервис MMTV, который работал по иной бизнес-модели и недавно прекратил своё существование, собрав около 50 тыс. подписчиков за примерно год своего существования. Кроме того, стоит отметить, что на рынке существует весьма распространённая альтернатива способу доставки ТВ-сигнала на мобильный телефон – это эфирное вещание по стандартам DVB-H и Media Flo. Данный способ подразумевает использование мобильных аппаратов со встроенным приёмником. У поддерживаемого клиентом оператора должна быть необходимая лицензия, которая уже имеется у большинства российских операторов сотовой связи, но между тем на данный момент сервис не запущен – именно из-за проблем с размещением передатчиков и приёмников. В Москве такие передатчики размещены у «Билайна» и МТС, в Петербурге – у «МегаФона». На данный момент, таким образом, возможно вещание 16 каналов (в будущем ожидается 48). Правда, анонс о запуске DVB-H из сотовых операторов сделал пока только «Билайн» – это произошло на выставке «Связь-Экспокомм-2009», где была анонсирована и торговая марка для ТВ-услуги Buzz-TV.
Таким образом, рынок мобильного ТВ в России сейчас представлен в основном одноименными сервисами, которые предоставляются сотовыми операторами на базе пакетной передачи информации. При этом, например, «МегаФон» в начале этого года запустил новую услугу «Видео-портал», с помощью которой абоненты компании теперь смогут смотреть различные видеопрограммы на экране мобильного телефона, собранные на одном wap-портале (см. новость раздела «МегаФон» от 24 февраля 2009 г.). Кроме того, если говорить о разработчиках, то они тоже не стоят на месте, и, например, компания Spb Software недавно представила программу-плеер для просмотра телевизионных каналов на мобильном телефоне.
Можно также отметить, что, например, компания Nokia сейчас активизировалась в плане выпуска специальных телефонов со встроенными приёмниками DVB-H (впрочем, и у других производителей подобные модели представлены в линейке), но в России они практически не продаются. Поэтому пока интернет-вещание в этом плане выигрывает перед эфирным – количество аппаратов, имеющих возможность подключения к Интернету по технологиям пакетной передачи данных GPRS/EDGE или 3G (UMTS и CDMA2000), несравнимо выше. С другой стороны, как отмечают эксперты, у эфира перед передачей сигнала через Интернет есть важное преимущество: это отсутствие ограничения на количество одновременных зрителей в одном месте. Кроме того, качество эфирной трансляции считается более высоким. При этом наиболее существенным минусом является то, что для организации вещания необходимы достаточно большие инвестиции в оборудование, сравнимые с вложениями в обычную опорную сеть. Поэтому в первую очередь подобный проект логично разворачивать только в крупных городах, где такие затраты будут оправданы. Также, поскольку для эфира необходима лицензия, число вещателей существенно ограничивается, а следовательно, ограничивается и число каналов. Именно таким путем DVB-H развивался на Западе, в частности, можно привести пример итальянского оператора 3 Italia (см. новость раздела «Мобильная связь» от 10 сентября 2007 г.).
В России проект по запуску DVB-H прорабатывала компания «Система Масс Медиа», но он в дальнейшем был прикрыт. Интересно, что недавно в Москве заработала компания «Кентавр», которая уже построила сеть мобильного ТВ в столице и получила соответствующие частотные присвоения. Она входит в структуру WiMax Holding, чьим основным активом является WiMAX-оператор «Скартел», работающий под маркой Yota (см. новость раздела «Мобильная связь» от 18 мая 2009 г.).
С апреля 2009 года TV To Go анонсировала запуск сервиса в коммерческую эксплуатацию и приступила к активному рыночному продвижению. По словам Дмитрия Бондарева, в планах компании на будущее важное место занимает формирование национально и лингвистически ориентированных пакетов каналов (сейчас около 70 % каналов ориентированы на русскоязычных пользователей), а также активное продвижение продукта по странам Западной Европы и Латинской Америки, открытие офисов за границей. Также компания ожидает новых инвестиций в контент и медиаподразделения (предположительно – в сентябре, когда осуществится выход в точку безубыточности; до сих пор проект инвестировался бизнес-ангелом), после чего планируется переход из российской технологической компании на уровень глобальной медийной компании. «На данный момент в TV To Go практически завершён этап построения масштабированного бизнеса. Имеется собственный продукт, есть необходимое количество людей, построены планы на пять лет вперёд – компания имеет все предпосылки к тому, чтобы расти и всё больше охватывать мировой и российский рынок», – резюмировал г-н Бондарев.