Столичная «Зебра Телеком» работает в Петербурге с 2002 года и продвигает услуги IP-телефонии и доступа в Интернет на корпоративном и потребительском рынках, фокусируясь, правда, в основном на карточном сегменте. Как в Москве, так и в Петербурге «Зебра Телеком» располагает крупнейшими дилерскими сетями по продаже карт, в северной столице их насчитывается 2,5 тыс., где ежемесячно продается более 30 тыс. карт.
«Хостинг-Центр РБК» входит в состав компании «РБК Софт», которая в свою очередь является частью группы OAO «РБК-Информационные системы». Основной специализацией «РБК Софт» является разработка программного обеспечения. Первоначальный опыт она получила, разрабатывая ПО для финансовой сферы. Сейчас в компании работают 200 специалистов.
Вчера, 12 октября, в Петербурге стартовала совместная программа этих компаний. Теперь пользователи «Зебра Телеком СПб» могут заказать и оплатить услуги «Хостинг-Центра РБК», включая хостинг, регистрацию доменных имен, веб-конструктор (оплата производится с лицевого счета абонента, который предоставляется при регистрации универсальных карт оператора). В свою очередь, клиенты «Хостинг-Центра РБК» могут воспользоваться картами «Зебры Телеком» для оплаты услуг хостинг-провайдера. При этом «Хостинг-Центр РБК» не предоставила льгот для карточных пользователей – они могут воспользоваться услугами на основе текущих расценок «РБК». Раньше эта компания, как и подавляющее большинство российских хостинговых провайдеров, работала по наличной и безналичной схемам, с кредитными и дебетовыми банковскими картами, а также с электронными платежными системами, включая наиболее популярные «Яндекс.Деньги» и WebMoney.
Ранее аналогичный проект существовал только в Москве, где он был запущен в начале июля этого года и действовал в тестовом режиме до сентября. Как сообщил корреспонденту spbIT.ru директор по маркетингу компании «Зебра Телеком» Константин Кутенков, в первую очередь компания рассматривала старт этого проекта как расширение сервисов, которые доступны по универсальной карте провайдера. Напомним, что его клиент может оплатить не только услуги доступа в Интернет и телефонии, но и скачать игры, получить доступ к развлекательным голосовым порталам и т. д. При этом компания ранее рассматривала услуги хостинга и регистрации доменных имен как второстепенные и не продвигала их отдельно. «В первую очередь мы позиционируем себя как оператора связи, и услуги хостинга для нас являются дополнительным конкурентным преимуществом, но не определяющим продуктом», - так, в частности, в свое время комментировала стратегию компании в этом вопросе руководитель отдела маркетинга «Зебры Телеком СПб» Екатерина Яшина. Сейчас ситуация, судя по всему, изменилась. «Мы пока не готовы объявлять какие-то цифры по Москве, но результат уже есть, и он положительный. Могу отметить, что мы сейчас рассматриваем варианты сотрудничества еще с рядом хостинговых провайдеров», - рассказал Константин Кутенков.
Как отмечают эксперты, если для «РБК» в Москве сотрудничество с «Зеброй» вряд ли сможет принести существенный прирост потребителей – эта марка там и так хорошо известна, то в Петербурге сотрудничество с провайдером, активная абонентская база которого приближается к 100 тыс., может принести и дивиденды в виде новых абонентов. Сейчас компания «Хостинг-Центр РБК» является одним из немногих крупных столичных игроков, которые имеют представительство в Петербурге, и при этом оно пока выполняло в основном только поддерживающие функции. Как прокомментировали в столичном офисе «Хостинг-Центра РБК», сейчас активная база клиентов компании составляет около 5 тыс. подписчиков, и около 10 % из них приходится на Петербург. Такая же картина характерна и для других аналогичных компаний, которые имеют представительство в северной столице, – это «МастерХост» (его офис был открыт в 2003 году) и «Зенон НСП» (технический узел этого оператора был запущен еще в 2001 году). Эти компании пока воздерживаются от активной маркетинговой политики, направленной на Петербург.
Ранее в Петербурге услуги хостинга по картам продвигало несколько компаний. В частности, их можно получить по универсальным картам компании «ПетерСтар», кроме того, провайдер «Матрикс Сетевые Решения» в свое время выпустил специальные карты, по которым можно оплатить услуги хостинга. Местные игроки считают шаг «РБК» логичным, правда, не прочат ей взрывных успехов на местном рынке. По оценкам наблюдателей, «Хостинг-Центр РБК» предоставляет услуги по тарифам выше средних по рынку, в то время как рынок Петербурга, где работает более сотни таких игроков, развивается в достаточно конкурентных условиях. В частности, один из недавних примеров – понижение расценок компании «Петерлинк.Веб» (см. выпуск новостей от 5 октября 2005 г. http://www.spbit.ru/news/n6086/), которая себя позиционирует как раз в том же сегменте, что и «РБК».
«Предоплатные карты связи удобны для пользователей, т. к. позволяют одновременно получить доступ к сети и оплатить нужные дополнительные услуги. Тем более сегодня их можно купить практически везде. Мы планируем ввести такой способ оплаты в ближайшее время и сейчас ведем переговоры с одним из крупнейших провайдеров Петербурга», - прокомментировал генеральный директор Peterhost.ru Дмитрий Костяхин. - Такой шаг, безусловно, выгоден компании «ЗебраТелеком», т. к. он делает ее более универсальной. Сейчас все больше людей используют сеть не только как пространство для общения или источник информации, а создают собственные интернет-проекты. Следовательно, возрастает и число клиентов, которые нуждаются не просто в доступе к сети, но и в различных сервисах, из которых одним из самых востребованных является платный хостинг».
«Хостинг – один из характерных бизнесов для интернет-провайдеров. Правда, предоставление услуг хостинга и доступа в Интернет хоть и являются родственными услугами, с точки зрения организации сильно отличаются. Многие провайдеры пытаются организовать услугу хостинга своими силами. Однако в большинстве случаев цена оказывается значительно выше средней по рынку, а качество сервиса не дотягивает до уровня специализированных провайдеров. Поэтому это грамотный шаг – предложить своим клиентам услугу хостинга силами другой компании. Если говорить о Петербурге, то рынок хостинга здесь достаточно динамично развивается, темпы его роста - одни из самых высоких в России. И желание крупных игроков занять как можно большую долю - вполне понятно», - отметил генеральный директор HostZona.ru Евгений Унеговский.
«Для карточного провайдера запуск хостинговых услуг – это обычный шаг на пути расширения возможностей для каждого клиента, который, скорее всего, преследует не увеличение прибыли, а расширение спектра услуг для привлечения новых и сохранения старых клиентов. Наши клиенты на услуги хостинга - это преимущественно юридические лица. Поэтому ввод оплаты с помощью карт для нас не очень интересен, и мы в основном уделяем внимание индивидуальному подходу к каждому клиенту», - прокомментировал генеральный директор компании «Петерлинк.Веб» Юрий Степанов. Схожего мнения придерживается и генеральный директор провайдера WebStyle Арсений Цаплев: «Вряд ли кто-то будет покупать карту "Зебра Телеком" специально, чтобы оплатить хостинг, но, возможно, кто-то из тех, кто пользуется их картами для звонков, станет платить и за хостинг - это удобно». «Петербург - второй город России по количеству пользователей платного хостинга. Конечно, это рынок очень привлекательный, но фактически он уже распределен между компаниями, которые начинали здесь свой бизнес. Сегодня некоторые из них входят в число крупнейших хостинг-провайдеров России, поэтому в родном городе потеснить их очень сложно. Тем более, как показывает опыт, петербургские клиенты больше доверяют местным партнерам», - добавляет Дмитрий Костяхин.
«Это интересный имиджевый ход, - чем больше сервисов можно оплатить одной картой, тем более она соответствует названию «универсальная», - отмечает менеджер по рекламе и PR компании «ЛАНК Телеком» Анна Прохорова. «Думаю, что новая услуга скорее заинтересует клиентов "Хостинг-Центра РБК", и у карт «Зебра Телеком» появится некое число новых покупателей, целенаправленно приобретающих карты для оплаты услуг хостинга. Скорее всего, эта группа покупателей практически не будет пересекаться с традиционной аудиторией пользователей телефонной связи и доступа к сети Интернет», - резюмирует Анна Прохорова.