В 2009 году развитие сетевой инфраструктуры «ОБИТ» шло параллельно в Санкт-Петербурге, в других регионах Северо-Запада и за рубежом, причем как в направлении наращивания протяженности сети, так и улучшения ее пропускной способности и качественных показателей. Так, все районные узлы связи компании в Петербурге переведены на кольца 10G Ethernet + STM-16. В течение первой половины 2009 года было проложено более 200 км ВОЛС в городе и Ленинградской области, в итоге общая длина линий связи компании превысила 1000 км.
Более чем за полгода компания построила пять новых подводных переходов через Неву, по 96 волокон каждый. Организованы прямые стыки с петербургскими операторами связи «Петербург Транзит Телеком», «ВестКолл», «Метроком», «Смарт Телеком», «Эквант». Развивается проект создания собственной трассы «Санкт-Петербург – Петродворец», сейчас строительство ведется уже в Стрельне.
Что касается развития сети компании за пределами Петербурга и Ленобласти, то в Великом Новгороде был развернут узел связи «ОБИТ». На данный момент к каналам компании в городе подключено восемь объектов – подразделения компаний «Петрович», «7Я» и др. Также компанией закончено строительство узла в Лондоне, он присоединен к точке обмена трафиком LINX.
Напомним, что в России на основе собственной сети «ОБИТ» оказывает полный комплекс услуг, включая местную, междугородную и международную телефонию, доступ в Интернет до 10 Гбит/с, создание корпоративных сетей, аренду каналов, предоставление виртуальных услуг. В Европе узлы связи «ОБИТ» служат в первую очередь не для предоставления услуг, а технологическим целям, для повышения качества сети. В дальнейшем компания планирует расширить европейскую часть сети, охватить не только точки обмена трафиком первостепенного значения, но и второстепенные, чтобы повысить связность сети. В регионах оператор будет продолжать строить полноценные узлы связи. «Уже сейчас можно сказать, что сеть «ОБИТ» является одной из наиболее связных в стране, мы этот показатель собираемся и дальше повышать», – добавляет генеральный директор ООО «ОБИТ» Андрей Гук.
Кроме того, в июле компания «ОБИТ» запустила в Петербурге в коммерческую эксплуатацию 10 тыс. телефонных номеров в индексе «677». В итоге общая монтированная номерная емкость оператора достигла 27 тыс. номеров, большинство из которых – петербургские, также есть 500 номеров в Москве и по столько же в Тихвине и Выборге. В процессе приобретения сейчас находятся номерные емкости и в других регионах, сообщают в компании «ОБИТ».
В целом с начала 2009 года компания «ОБИТ» инвестировала в строительство и развитие собственной волоконно-оптической сети 60 млн рублей. Во втором полугодии текущего года данный показатель планируется увеличить. «Мы не намерены снижать объемы инвестиций в развитие собственной сети даже во время экономической нестабильности, вызванной кризисом. «ОБИТ» будет придерживаться избранной стратегии развития своего присутствия в Ленинградской и Новгородской областях, увеличения доли компании на межоператорском рынке, подключения к волоконно-оптическим каналам новостроек», – прокомментировал Андрей Гук. Кроме того, в дальнейшие планы компании входит увеличение выручки до 600 млн (на 50 %), прирост клиентской базы – на 70 %, а также развитие направления по аренде каналов связи, активное продвижение виртуальных услуг и усиление присутствия в Ленобласти (Кировск, Тихвин, Выборг и др. города).
В последнее время активно развивали свои сети и другие игроки рынка Северо-Запада. Так, компания «ПетерСтар» завершила строительство магистральных ВОЛС по направлениям Вологда – Череповец, Приозерск – Лахденпохья – Сортавала, Олонец – Петрозаводск и Сестрорецк – Белоостров – Зеленогорск – Рощино. Суммарная протяженность новых ВОЛС, построенных оператором в СЗФО за первое полугодие 2009 года, составила более 500 км. Объем инвестиций в данный проект превысил 223 млн рублей.
Компания «Комстар-ОТС» в 2009 году построила 100 км ВОЛС в Санкт-Петербурге. Практически все межузловые линии строились с применением кабеля ВОК-96. В целом сегодня волоконно-оптическая NGN-сеть протяженностью 600 км охватывает все районы города, включая спальные, в том числе построено семь подземных переходов. «Если говорить о технологическом развитии сети, то в первую очередь упор делался на надежность и широкую распространенность. Наши волоконно-оптические линии связи размещены в телефонной канализации и проложены по многокольцевой топологии, что позволяет обеспечивать полное резервирование каналов. Все телекоммуникационные узлы (45 шт.) оснащены системой питания постоянного тока с аккумуляторной поддержкой до 12 часов. В качестве поставщиков активного оборудования были выбраны передовые решения компаний Cisco и ECI Telecom, – рассказывает технический директор Санкт-Петербургского филиала ОАО «Комстар-ОТС» Дмитрий Калашников. – В 2008 году была поставлена цель, которая выполнена уже на 100 %, – это создание мощной и устойчивой технологической платформы для дальнейшего роста. В этом году мы делаем упор на подключение клиентов – корпоративный и операторский сектора рынка. Каких-либо существенных инвестиций в технологическое развитие сети производить пока что не планируется».
В компании «ВестКолл» также значительная часть работ, касающихся технического развития сети, пришлась на 2008 год. Была проведена модернизация сети передачи данных до 10 Гбит/с, благодаря чему, в частности, стало возможным использовать в коммерческой эксплуатации услугу Triple Play (см. новость раздела «ВестКолл» от 24 апреля 2009 г.). Также в планах компании «ВестКолл» – проект по развитию сети в Ленинградской области, в частности во Всеволожском, Гатчинском, Ломоносовском, Выборгском, Приозерском районах. «Конечно же, экономическая ситуация вносит некоторые коррективы в ранее созданные планы, но в целом Ленинградская область – это очень интересующий нас развивающийся регион», – отмечают в компании. Всего на сегодняшний день в городе и области компанией «ВестКолл» построено более 2 тыс. км собственной оптоволоконной сети. Что касается направлений в строительстве ВОЛС, здесь оператор движется вслед за корпоративными заказчиками. Как комментируют в компании «ВестКолл», это связано с новым трендом на рынке: компании переносят свои логистические, складские и производственные активы в область, а следом за ними идут операторы для того, чтобы предоставлять этим клиентам услуги связи.
Сейчас операторы группы компаний «ВестКолл» предоставляют услуги связи в Москве и Московской области, Петербурге и Ленинградской области, а также в Рязани и Волгограде. «ВестКолл» планирует и во втором полугодии 2009 года продолжать органическое развитие компаний в этих регионах. Если говорить о Петербурге, то основным направлением деятельности компании является предоставление услуг связи корпоративным клиентам (телефония, интернет-доступ, строительство корпоративных сетей связи). Развитие услуг ШПД предполагается осуществлять за счет увеличения проникновения и расширения присутствия сети в уже охваченных районах города, а также и районах Ленинградской области, где сейчас ведется строительство магистральной сети. Кроме того, в 2009 году оператор намерен закончить строительство зоновой сети связи в Ленинградской и Московской областях. В целом в текущем году запланировано инвестировать в развитие порядка $20 млн на группу компаний. В условиях кризиса «ВестКолл» намерен делать более короткие инвестиции, вкладываться в быстро окупаемые проекты.
«ВестКолл» также дал свой комментарий влиянию кризиса на рынок и на стратегию компании. «На ШПД-рынок кризис не повлиял с точки зрения оттока абонентов – без Интернета люди не могут точно так же, как и без мобильной связи. Что касается рынка фиксированной связи, самое страшное происходило в октябре 2008 года – страшное именно с точки зрения человеческой реакции. Многие тогда «остолбенели» от страха, но, оправившись от первого шока, активизировались и начали что-то предпринимать. Компания «ВестКолл» в Санкт-Петербурге в связи с кризисом тоже изменила стратегию и планы – в особенности в области обслуживания клиентов. Мы реструктуризировали отдел продаж, переоснастив его и увеличив количество продавцов. Кроме того, мы четко реагируем на тенденции рынка – например, если раньше мы предоставляли услуги связи заказчику, который находился в бизнес-центре класса «А» (и таких было много), то теперь мы идем за этим же клиентом, который нашел более экономичный бизнес-центр класса «Б» (таких стало еще больше). Для нас такая экономия со стороны клиента, конечно, связана с уменьшением прибыли. С другой стороны, мы активнее работаем на увеличение клиентов, – комментирует специалист группы рекламы и PR ЗАО «Вест Колл ЛТД» Волчкова Ирина. – Хотя, наверное, самое печальное – это задолженности клиентов. Сейчас дебиторская задолженность, к сожалению, растет. И не у нас одних. В связи с этим увеличивается количество исковых и арбитражных дел, что, конечно, очень неприятно ни нам, ни заказчикам. Однако мы не отключаем всех поголовно, стараемся искать разумные компромиссы в каждом случае индивидуально. Интересно, что ситуация с долгами со стороны заказчиков, которые сами терпят убытки и не в силах рассчитаться за услуги связи, напоминает ту, которая складывалась во время кризиса 1998 года. Тогда мы старались помочь клиентам, шли на уступки и сами выжили в том числе благодаря тому, что с пониманием относились к проблемам других».