Порой кажется, что все принципы автоматизации бизнес-процессов вполне применимы и при внедрении информационных технологий в системе государственного управления. Однако это не так. Любой ИТ-проект в бизнесе - средство повышения эффективности и рентабельности, в то время как для государства оптимизация управленческой структуры - лишь первый этап информатизации. Внедрение компьютерных и других технологий позволяет государству трансформировать свои отношения с гражданами, предпринимателями, общественностью, придавая им прозрачность и выстраивая действенную систему обратной связи. Именно такую власть часто называют электронным правительством.
Российские власти разрабатывают концепции электронного правительства уже давно. Принята федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010)", координирующая разнообразную активность, связанную с информатизацией государства.
За счет "Электронной России" финансируются перспективные пилотные проекты в регионах: в дальнейшем эти решения могут быть растиражированы. И региональный опыт, возможно, более ценен, чем разработки федеральных властей. Ведь если на местах, в условиях неразвитой инфраструктуры, ограниченного финансирования, моральной неготовности власти и бизнеса к внедрению ИТ, какие-то проекты достигают успеха, значит, это действительно работоспособные модели.
Громады замыслов
Исследователи Института развития информационного общества составили рейтинг готовности регионов России к электронному правительству. По их оценке, субъекты РФ, входящие в СЗФО, отличаются сравнительно высоким уровнем развития информационных технологий. По активности в реализации конкретных проектов выделяются Санкт-Петербург, Карелия, Калининградская область. Связь между уровнем экономического развития и интенсивностью информатизации налицо, однако она не абсолютна. Многое зависит от инициативности властей региона и их готовности реформировать систему управления с привлечением новых технологий.
Проектов таких реформ на Северо-Западе немало, приведем лишь пару недавних анонсов. В Калининградской области региональное правительство планирует к 2010 году ввести в строй автоматизированную систему управления регионом. Первой разработкой стал макет подсистемы "Трансграничное перемещение". По словам заместителя главы администрации области Игоря Краснянского, подсистема позволит управлять формированием квот мигрантов и предоставлением налоговых и таможенных льгот, оказывать регистрационные услуги, в упрощенном порядке оформлять документы при перемещении грузов через границу.
В начале октября было объявлено, что в Петербурге будет создана автоматизированная информационная система обеспечения безопасности жизнедеятельности. По словам председателя Комитета по информатизации и связи городской администрации Евгения Цивирко, система будет обеспечивать городские и федеральные службы информацией из городских баз данных и различных технических систем, позволит в реальном времени вести мониторинг объектов, обеспечивающих жизнедеятельность города, контролировать перемещение транспортных средств, перевозящих опасные и особо опасные грузы.
Власти смогут отслеживать движение пассажирского транспорта, а также получать видеоинформацию об оперативной обстановке на вокзалах, в аэропортах, на массовых мероприятиях и главных магистралях города. "К 1 июля 2006 года весь Невский проспект будет оборудован единой системой видеонаблюдения", - отметил Евгений Цивирко.
Приведенные примеры показательны. И в том и в другом речь идет о пилотных проектах, которые реализуются при поддержке федерального центра. Петербург уже не впервые становится площадкой для эксперимента: именно здесь были апробированы система персонального учета населения и портал госзакупок, на основе которых теперь ведутся разработки в других регионах (в частности, в Карелии). В обоих случаях внедряются системы, которые направлены на оптимизацию управленческих механизмов, повышение качества информации и решений.
Похожей логике следуют и многие другие ИТ-проекты на территории СЗФО. В Республике Коми и Калининградской области созданы геоинформационные системы, обеспечивающие мониторинг и анализ данных о природных ресурсах региона. Аналогичные системы разрабатываются в Ленобласти, Карелии, Санкт-Петербурге.
В департаменте финансов Вологодской области введена в эксплуатацию мультисервисная сеть, которая связывает его с финансовыми органами муниципальных образований. Над созданием единой системы связи между центральной администрацией и муниципальными районами работают также власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Виртуальные заказы
Анализ этих и подобных проектов позволяет сделать вывод, что информатизация государственных органов в СЗФО идет полным ходом. В области электронных сервисов для бизнеса (G2B) и населения (G2C) результаты более скромны. Медленно идет работа над системами автоматизированной регистрации предприятий. В Петербурге создан Единый центр регистрации предприятий, работающий в формате "одного окна", но пока еще не в онлайновом режиме - для проведения всех операций в центр нужно являться лично.
Судить о зрелости электронного правительства можно и по уровню развития электронной торговли - автоматизированных процедур закупок для государственных нужд. Такие электронные сервисы, с одной стороны, упрощают доступ бизнеса (в том числе малого) к госзаказу, делают процедуру более прозрачной и справедливой. С другой стороны, становится проще работа государственных заказчиков и конкурсных комиссий, сокращается коррупция, снижаются расходы на закупки за счет более рационального подхода к размещению заказа. Все процедуры при этом ускоряются в разы.
С принятием в июле 2005 года нового закона РФ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" электронная форма торгов приравнена к бумажной, что открывает возможности для полноценной автоматизации госзакупок (закон вступает в силу с 1 января 2006 года). Однако пока ни в одном регионе России торги по госзаказу не проводятся полностью в электронном виде.
Единственная на Северо-Западе автоматизированная система государственного заказа (АИСГЗ) действует в Петербурге. На интернет-портале открыт доступ к постоянно обновляющейся базе запланированных закупок, объявлений о проведении конкурсов и запросов котировок. Поставщики продукции имеют возможность подавать электронные оферты на запросы котировок. Средствами АИСГЗ формируются реестры государственных закупок, автоматизировано создание протоколов работы конкурсных комиссий.
По данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга (КЭРППиТ), в 2005 году были проведены с публикацией на сайте 15.184 котировочных закупки; по 2418 объявлениям получены электронные оферты от поставщиков. Доля контрактов, заключенных с использованием электронных запросов котировок, - около 10% в денежном выражении.
Заместитель председателя КЭРППиТ Ольга Ромашова отмечает, что "сейчас рано говорить о полном переходе на электронную форму закупок. Препятствий несколько: необходимость дальнейшего совершенствования АИСГЗ, отсутствие достаточного числа автоматизированных рабочих мест у государственных заказчиков, дефицит обученных специалистов".
Как считает заместитель руководителя Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Церен Церенов, пока системы электронных торгов - это скорее системы электронного содействия бумажной торговле. Развитию электронных госзакупок мешает в том числе и то, что "в стране еще не существует массовой и недорогой "инфраструктуры доверия" - удостоверения электронной цифровой подписи. Без этого никакие законы, в том числе в сфере электронной торговли, работать не в состоянии".
И все-таки, несмотря на эти сложности, объемы государственного заказа, размещенного с использованием электронных торгов, растут (по данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, в 2002-2004 годах они выросли в целом по России более чем в 15 раз, превысив 1,5 млрд долларов). Разработку собственных автоматизированных систем ведут такие регионы, как Ленинградская, Мурманская, Псковская области, республика Карелия. Поэтому в ближайшем будущем стоит ожидать качественного скачка в развитии систем электронных госзакупок.
В ожидании услуг
G2B-сервисы активно внедряются тогда, когда это выгодно не только предпринимателям, но и самим органам власти. Сложнее обстоит дело с G2C - электронными услугами для граждан, во внедрении которых государственные структуры почти не заинтересованы, поскольку это создает лишние обременения, а результаты дает лишь косвенные. Поэтому G2C-сервисы чаще оказываются побочным эффектом внутренней автоматизации государственных органов.
Сейчас большинство региональных органов власти имеют веб-сайты, где представлена более или менее полная информация об их работе. Однако даже если закрыть глаза на качество реализации этих интернет-проектов, очевидно, что их потенциал задействован сегодня в минимальной степени. Веб-сайт - это инфраструктура, на основе которой должны быть реализованы электронные услуги. А развитие этих услуг и на федеральном уровне, и в регионах находится пока в зачаточном состоянии.
Наиболее развит в этом отношении ресурс "Электронный Петрозаводск", открытый летом нынешнего года при поддержке ФЦП "Электронная Россия". На новом портале можно получить бланки документов и справочную информацию, записаться на прием к должностным лицам администрации, подать заявку в Единую дежурную диспетчерскую службу и задать вопрос в виртуальной приемной. Публикуются также нормативно-правовые документы Петрозаводска, телефонные и адресные справочники городской власти, бюджет города, новости. Воспользоваться сайтом администрации можно в пяти городских центрах бесплатного доступа.
"Электронный Петрозаводск" выглядит функциональнее, чем другие порталы органов власти в СЗФО, за счет того, что на этом сайте сделаны первые шаги к предоставлению электронных сервисов. Остальные региональные порталы не имеют даже этого (хотя по информационной насыщенности, к примеру, сайт администрации Петербурга существенно превосходит петрозаводский портал). Чаще всего интерактивное взаимодействие ограничивается возможностью передать запрос или сообщение в орган государственной власти.
При этом складывается парадоксальная ситуация: хотя Интернет изначально ориентирован на то, чтобы минимизировать затраты на получение информации и услуг, на практике гражданам гораздо проще взаимодействовать с государственными структурами в традиционном формате - с помощью бумажных документов, телефонных разговоров и личных встреч. Этот формат порой оказывается более прозрачным, потому что выяснить, какова судьба обращения, посланного в электронном виде, практически невозможно.
Реестры и регистры
Проблему информационной открытости в какой-то мере можно решить законодательным путем. В октябре в Госдуму должен быть внесен проект закона "О доступе граждан и организаций к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления", где будет установлено, какую информацию обязаны публиковать (в том числе в Интернете) государственные органы, в каком порядке отвечать на запросы граждан и т.д. Однако как побудить эти органы к развитию G2C-сервисов, пока непонятно.
Задача осложняется тем, что для внедрения таких сервисов интернет-портал должен работать в связке с внутренними банками данных администрации. В большинстве регионов информационные базы развиты слабо и практически нигде не интегрированы с веб-сайтами. К примеру, на Северо-Западе сейчас есть только одна система персонального учета населения - "Государственный регистр населения Санкт-Петербурга" (ГРН СПб). Она содержит основные идентификационные данные петербуржцев, за счет чего приводятся "к единому знаменателю" многочисленные ведомственные базы данных.
В перспективе с помощью ГРН петербуржцы смогут заказывать нужные справки и услуги через Интернет, избавятся от необходимости собирать бумаги по разным инстанциям: при обращении, например, за получением жилищной субсидии все необходимые документы будут запрошены автоматически. Планируется создание универсальной смарт-карты для получения льготных выплат, оплаты услуг ЖКХ, проезда и т.д. Однако на практике ГРН СПб пока обслуживает только задачи городской администрации, например, позволяет создать единую систему управления льготами.
Не готовы?
Медленное развитие G2C-услуг связано и со слабым спросом на них. Конечно, онлайновые ресурсы пока недоступны очень многим гражданам. Однако проблема имеет не только технический и финансовый, но и общекультурный характер. Все больше семей приобретают компьютеры, власти открывают бесплатные центры доступа. Тем не менее большинство пользователей не умеют работать с интернет-сервисами и не слишком хотят этому научиться. Достаточно посмотреть, как развивается электронная торговля. Продажи в интернет-магазинах демонстрируют впечатляющий рост, но в абсолютных цифрах это все еще маргинальный сектор. Точно так же обстоит дело с государственными интернет-сервисами: граждан, прямо сейчас готовых воспользоваться их услугами, очень немного.
Значит ли это, что с внедрением G2C-сервисов не стоит торопиться? Нет, не значит. Региональные власти должны осознать, что, создавая такие сервисы, они не просто делают жест доброй воли в отношении граждан, но оказывают услугу самим себе. С гражданами, включающимися в процесс государственного управления в онлайновом режиме, удобнее, проще, приятнее работать: сам этот процесс переходит на новый уровень, позволяя вовлекать в решение проблем государства информированных и активных жителей региона.
Кроме того, вовсе не нужно слепо следовать идеологии "компьютерного" электронного правительства. На Западе распространение компьютерной техники началось уже давно и электронное правительство сейчас встраивается в развитую и привычную систему сервиса. В России развитие сервиса и компьютерных систем идет одновременно, что и создает трудности. Однако есть и другая, более простая, массовая и дешевая инфраструктура - мобильная связь.
На основе SMS-сообщений, к примеру, можно организовать простые запросы на услуги ЖКХ и служб соцзащиты, запись на прием, информационные рассылки и т.д. Мобильные технологии не смогут заменить более мощные компьютерные системы, но позволят начать выстраивать механизм обратной связи с гражданами, что станет очередным и весьма существенным шагом в направлении электронного правительства.
С ростом благосостояния возникновение массового спроса на электронные сервисы для населения неизбежно, это всего лишь вопрос времени. И государственные структуры, которые никак не реагируют сейчас на этот формирующийся спрос, рискуют оказаться в роли аутсайдеров, неспособных ответить на запрос общества.