Программа «Локальная сеть» была запущена компанией «Яндекс» в октябре 2007 года. Стартовым городом проекта стал Новосибирск, где на местной точке обмена трафиком NSK-IX было установлено сетевое оборудование «Яндекса». На этой площадке был организован прямой и бесплатный обмен трафиком между «Яндексом» и большинством городских провайдеров. За год география проекта значительно расширилась. В декабре 2008 года к «Локальной сети» «Яндекса» был подключен Ростов-на-Дону, и с тех пор «Яндекс» присутствует локально во всех федеральных округах страны.
Суть программы «Локальная сеть» заключается в том, что абоненты операторов, участвующих в проекте, получают доступ к ресурсам «Яндекса» на тех же условиях, на которых им предоставляется доступ к локальным ресурсам. В рамках «Локальной сети» «Яндекс» арендует каналы до крупных городов и бесплатно предоставляет свой трафик провайдерам, которым, в свою очередь, необходимо включить все сервисы «Яндекса» в локальные тарифы, а для безлимитных тарифов – обеспечить скорость подключения, аналогичную локальным ресурсам, опубликовать сведения об этом на своем сайте, а также везде, где присутствует описание соответствующих тарифов и условий подключения (прайс-листы, рассылка и т. д.). Кроме этого, провайдер доводит до сведения своих абонентов, что условия доступа к «Яндексу» изменились и все сервисы «Яндекса» стали локальными, а не федеральными или иностранными. При объявлении о включении «Яндекса» в локальный тариф логотип компании провайдера со ссылкой на официальный сайт размещается на странице программы «Локальная сеть» в домене «Яндекса». Эта страница поддерживается рекламой на ресурсах «Яндекса» с таргетингом на подключенный город.
На начало 2009 года в программе «Локальная сеть» принимало участие 33 провайдера из 15 городов России (см. новость раздела «Яндекс» от 28 января 2009 г.). За этот год охват в «Локальную сеть» «Яндекса» вошли Сергиев Посад, два города в Удмуртии (Глазов, Ижевск) и украинский Нежин. Директор по региональному развитию компании «Яндекс» Александр Ларьяновский также добавил, что на Украине и в Удмуртии провайдеры подключились к программе за свой счет, то есть взяли на себя расходы по доставке своим пользователям трафика с сервисов «Яндекса». Всего к проекту сегодня подключено около 20 городов.
Если говорить о новых участниках проекта, то за этот год к программе «Локальная сеть» присоединилось 24 провайдера, более половины из которых работает в Санкт-Петербурге. В общее число вошли следующие компании: SPNet и Aironet SP из Сергиева Посада, «Глазов.Net» из Глазова, ижевский «Народный Интернет», PRUDOK из Екатеринбурга, «Эр-Телеком» в Самаре, IP-Stream в Новосибирске и UABCity из Нежина.
Что касается Петербурга, то, помимо восьми операторов, которые стали участниками программы к началу этого года (TiERA, «Элтел», «ВестКолл», «Цифра», «ПетерСтар», Well-Com, SatNet и «Альфа-телеком»), на данный момент также присоединились «Свободный Порт», «Невалинк», «Демос Датаком», «ЛАНК Телеком» (в том числе и во Всеволожске), Prime Net, RNet, «Автово.net», «Арбитал», «Северо-Западная Связь», «ЭлектронТелеком», SIAL telecom, кабельный оператор Telix, беспроводной «Простор Телеком», «Санкт-Петербургская Интернет Сеть» и «Петербург Транзит Телеком».
Что касается последней компании, то, как известно, «Петербург Транзит Телеком» (ЗАО «П.Т.Т.») принадлежит сейчас оператору ОАО «Северо-Западный Телеком», который в прошлом месяце приступил к его ликвидации (см. новость раздела СЗТ от 16 июля 2009 г.). Абоненты домашней сети ЗАО «П.Т.Т.» – «ПТТДОМ» – постепенно будут переведены на услугу «Авангард». Однако, как сообщили в ОАО «Северо-Западный Телеком», в настоящее время абоненты «ПТТДОМ» получают тот же спектр услуг, что и ранее, в том числе и локальный доступ к ресурсам «Яндекса», который доступен с апреля 2009 года. Более того, в ближайшее время ОАО «СЗТ», предоставляющее услугу «Авангард», также планирует присоединиться к данной программе.
Преимущество предоставления ресурсов «Яндекса» по локальным тарифам участники программы оценивают в основном в имиджевом аспекте. Так, практически все провайдеры отмечают, что данный сервис помогает повысить лояльность абонентов.
«Со стороны провайдера любой востребованный дополнительный сервис является плюсом. Чем больше разных дополнительных возможностей вы предлагаете абоненту, тем больше его лояльности по отношению к вам и больше вероятность того, что он от вас не уйдет», – комментирует руководитель отдела развития ЗАО «ЭлектронТелеком» (холдинг «Эталон-ЛенСпецСМУ») Сергей Бузанаков.
«Конкурентным преимуществом это назвать сложно, – отмечает коммерческий директор ООО «Теликс» Артем Борисов, – но одним из необходимых условий для увеличения/сохранения (в зависимости от уровня оператора) лояльности абонентов назовем смело».
«Для небольших провайдеров эта программа имеет скорее маркетинговое значение – как способ продемонстрировать расширение спектра дополнительных услуг, предлагаемых клиенту. Кроме того, это способ несколько сократить свои затраты за счет локализации трафика», – добавляют в ОАО «СЗТ».
Руководитель отдела маркетинга и рекламы «ЛАНК Телеком» Даниил Курс также отмечает, что данный сервис позволяет провайдеру оптимизировать загрузку каналов путем использования альтернативных маршрутов для пропуска трафика.
Что касается абонентов, то здесь все участники программы однозначно оценивают преимущество «Локального Яндекса» для своих подписчиков. «Пользоваться привычными сервисами на льготных комфортных условиях, безусловно, привлекательно. Наверно так же, как если бы в метро не было часа пик и лишних остановок», – комментирует Сергей Бузанаков. Главным преимуществом для абонентов Артем Борисов называет неограниченную скорость доступа к ресурсам «Яндекса».
Об этом говорят и другие провайдеры. «Благодаря «Яндекс.Локальная сеть» мы предоставляем абонентам доступ к ресурсам портала без ограничения скорости, как в домовой сети. Это помогает сделать работу клиента более комфортной», – отмечает Даниил Курс. Однако данная программа ориентирована не только на пользователей безлимитных тарифов. «Для абонентов с тарифными планами, предусматривающими ограничение по объему скачиваемого трафика, это предложение дает экономию при получении почты и загрузке файлов, поскольку такой трафик не тарифицируется», – комментирует ОАО «СЗТ».
В целом среди подобных пиринговых проектов, когда оператор предоставляет своим абонентам локальный доступ к популярным интернет-ресурсам, можно назвать организацию обмена трафиком с социальной сетью «вКонтакте». В частности, среди участников проекта «Яндекс» «Локальная сеть» такой сервис предоставляют «ЭлектронТелеком» и «Северен-Телеком», обслуживающий домашних абонентов под брендом «Цифра» (см. новость раздела «Провайдеры Петербурга» от 8 апреля 2009 г.). Компания «ПетерСтар» также не ограничилась сервисом «Яндекса» и предложила своим клиентам аналогичное решение по Rambler и Google. Ресурсы данных компаний предоставляются на неограниченной скорости (до 100 Мбит/с) и имеют статус внутрисетевых.