«Динамика» была образована в 2005 году. До этого компания в течение пяти лет работала на петербургском рынке под другим брендом. Основной специализацией игрока на тот момент было лицензирование и внедрение продуктов Microsoft. В 2005 году в связи с активизацией Microsoft в области продвижения ERP-систем Microsoft Dynamics NAV и AX в «Динамике» было принято решение об открытии соответствующего направления. С этой целью штат компании был расширен – пришла команда консультантов-внедренцев Microsoft Dynamics NAV, которые до этого работали в статусе фрилансеров на других проектах.
Первый опыт внедрения Microsoft Dynamics «Динамика» получила, установив систему управления взаимоотношениями с клиентами – Dynamics CRM – внутри компании. Интересно, что в настоящее время в «Динамике» функционируют несколько ERP-систем, от которых руководство получает консолидированный баланс. «Мы специально не стали внядрять ERP-систему Dynamics NAV в чистом виде, оставив часть бизнес-процессов на «1С», что позволяет нам сравнивать работу различных продуктов. Это сделано для того, чтобы мы могли привести заказчика к себе и показать, как работают и чем отличаются системы, работающие в реальном времени», – поясняет генеральный директор компании «Динамика» Наталия Майорова.
Первые внешние проекты по внедрению Dynamics NAV «Динамика» выполнила в двух петербургских компаниях – производственном предприятии «Нокиан Тайерс» и интернет-провайдере «Вэб Плас». В ходе работ автоматизации подверглись ключевые бизнес-процессы заказчиков, включая бухгалтерский, кадровый, финансовый, управленческий, налоговый учет. В «Вэб Пласе», помимо этого, был внедрен специально разработанный модуль, позволяющий вести учет пластиковых карточек авторизации.
Интересно, что в «Динамике» данные проекты к числу «своих» не относят – дело в том, что здесь специалисты компании завершали работу, начатую другими интеграторами (в частности, по данным spbIT.ru, в «Вэб Плас» проект в свое время начинался под эгидой одного из первых ERP-партнеров Microsoft в Петербурге – компании «Мегаполис»). «Мы не сильно афишировали первые проекты, поскольку они перешли к нам от других интеграторов, у которых возникали сложности, например, с автоматизацией бухгалтерского и налогового учета в российских условиях. Можно сказать, что наши специалисты не начинали, но заканчивали эти проекты», – рассказывает Наталия Майорова.
В том же 2005 году «Динамика» получила первого клиента, где внедрение Dynamics NAV начиналось «с нуля». Это авиакомпания «Аэрофлот Норд», головной офис которой находится в Архангельске. Компания входит в десятку ведущих авиаперевозчиков России по количеству пассажиров на внутренних воздушных линиях. В рамках проекта автоматизации подверглись все основные контуры. Среди внедренных модулей ERP-системы: «Склад и закупки», «Кадры», «Бюджетирование», «Расчет заработной платы», «Бюро взаиморасчетов», «Бюро учета материальных ценностей», «Финансовый учет», «Бюро налогового учета» и др. Интересно, что «Аэрофлот Норд» единственная компания холдинга, использующая ERP-систему Dynamics NAV, – корпоративным стандартом в «Аэрофлоте» является «тяжелый» SAP. По результатам этого проекта «Динамика» была награждена сертификатом рейтингового агентства «Эксперт РА».
В следующем, 2006 году, одним из заказчиков «Динамики» в рамках направления Dynamics NAV стало местное подразделение скандинавской компании Pekkaniska, которая на петербургском рынке известна под названием «Автокранаренда». Штаб-квартира Pekkaniska находится в Финляндии, основное направление деятельности – предоставление в аренду строительной техники. В петербургском филиале специалистами «Динамики» было развернуто вертикальное решение на базе Dynamics NAV, разработанное шведской компанией Excellent, которая является партнером Microsoft. Ранее продукт в России не применялся, поэтому в задачи «Динамики» вошли локализация и адаптация решения под российские реалии бухгалтерского и налогового учета. В рамках проекта на базе решения были внедрены модули: «Оперативный учет», «Деньги.Отгрузки.Оплата», «Аренда», «Создание заказов и отгрузка», «Сервисное обслуживание», «Закупка», «Продажа машин». Как рассказали в «Динамике», осложняла проект необходимость вести работу в режиме онлайн – весь процесс запускался и теперь поддерживается на сервере компании в Финляндии. К текущему моменту проект завершен – в Dynamics NAV работают порядка 15 сотрудников петербургского офиса Pekkaniska.
В числе «свежих» внедрений «Динамики» на базе Microsoft Dynamics NAV – проект комплексной автоматизации петербургского подразделения западной компании Н+Н, которая специализируется на производстве газобетона и недавно построила под Петербургом завод. Здесь автоматизации подверглись налоговый, бухгалтерский, управленческий учет, а также производство. Интересно, что на заводе внедрена последняя версия Microsoft Dynamics NAV 2009 года, еще не вышедшая в России, а сам проект реализован в кротчайшие сроки – 5 месяцев. В системе создано порядка 20 рабочих мест.
В настоящее время «Динамика» завершает проект внедрения Dynamics NAV в петербургской компании «Транстех». Деятельность предприятия сфокусирована на создании технических переводов для оборонных предприятий России. Основной задачей специалистов «Динамики» здесь стало внедрение модуля «Управление ресурсами», который позволил оптимизировать процесс взаимодействия с переводчиками. С этой целью были разработаны и автоматизированы графики выполнения заданий для сотрудников, автоматизирована система учета количества заказов (переводов) и др. Одновременно в системе могут работать до 20 пользователей. Всего в «Транстехе» работают порядка 100 сотрудников.
В целом за четыре года работы на рынке Dynamics NAV специалисты «Динамики» выполнили порядка 12 внедрений ERP-системы. Это предприятия различных отраслей, включая строительство, производство, перевозки, ретейл, телекоммуникации и др. В связи с кризисом в «Динамике» отмечают небольшое сокращение числа заказчиков, но закрытия направления не предвидится – сейчас на стадии переговоров порядка пяти компаний. В «Динамике» констатируют, что в связи с кризисом сейчас Dynamics NAV вызывает интерес не у российских игроков, а у представительств западных предприятий или местных компаний, имеющих часть иностранного капитала.
По мнению Наталии Майоровой, в выигрышном положении сейчас оказываются те компании, которые еще до кризиса приняли решение о внедрении Dynamics NAV. Так, если сейчас новые клиенты предпочитают не рисковать и сворачивают планы по внедрению в принципе дорогостоящей системы, то компании, у которых проект уже стартовал, вынуждены завершать начатое. По мнению г-жи Майоровой, это в результате обернется ощутимой пользой для бизнеса. «Dynamics NAV – это действительно эффективный бизнес-инструмент. Система позволяет оперативно просчитать и смоделировать различные ситуации, с которыми сталкивается компании, – а это особенно актуально в период кризиса. Продукты линейки Dynamics долгое время развивались за рубежом, имеют множество вертикальных решений, большинство из которых до России еще просто не дошли. Кроме того, Dynamics NAV имеет так называемый аудиторский след, что не всегда бывает в российских системах учета, но очень важно для собственников и директоров компаний. Все это играет роль в случае, если компания намерена повысить свою стоимость на рынке, привлекать инвесторов или заемные средства», – говорит Наталия Майорова.
В течение ближайшего времени «Динамика» обещает выпустить на рынок линейку собственных вертикальный отраслевых решений на базе ERP-системы Microsoft Dynamics NAV. Сейчас разговор идет о решениях по авиаперевозкам, деревообработке и переводам. Как отметили в «Динамике», выбор в пользу этих продуктов был сделан не случайно – данные отрасли пока не имеют вертикальных решений в России, и конкуренция здесь не велика. Если говорить в целом о конкуренции на рынке решений Dynamics NAV и AX, в Петербурге в этом направлении работают компании Columbus IT, «Рексофт», «ВестКонцепт» и ряд других. При этом известно, что некоторые игроки сейчас сворачивают направление Dynamics, – в частности, Digital Design расформировал соответствующий департамент.
По оценкам Наталии Майоровой, в последние годы в России ERP-системы Dynamics NAV и AX были скомпрометированы цепочкой неудачных внедрений. «Здесь много причин – с одной стороны, интеграторы были «спровоцированы» на быстрые и поэтому зачастую некачественные проекты. С другой – сами заказчики не всегда трезво выбирали решение – иногда, выбор в пользу продукта делался из таких неадекватных соображений, как «чем дороже, тем лучше». Это влекло колоссальные финансовые потери – ведь неправильно установленный Windows Server и неработающая ERP-система, на внедрение которой было потрачено несколько миллионов долларов, – разные вещи. Сейчас Microsoft активно пытается исправлять ситуацию, повышая экспертизу своих партнеров. Я думаю, что все это положительно скажется на рынке как NAV, так и AX, которые в ближайшее время будут весьма востребованы в России», – резюмирует Наталия Майорова.