Напомним, что компании SAP и IBM работают в различных, но очень близких сегментах рынка: первая является крупнейшим поставщиком программных решений для автоматизации бизнес-процессов, вторая – вычислительной инфраструктуры. Как известно, в большинстве случаев при закупке предприятием мощных систем автоматизации одновременно идет и обновление вычислительного парка. Обе компании уже развивают образовательные инициативы в России. В частности, программа «Университетский альянс SAP» (SAP University Alliance Program) началась в странах СНГ в декабре прошлого года, и сейчас в нее входят такие вузы, как МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ, Государственный университет - Высшая школа экономики, Государственный университет управления, Уральский государственный технический университет, Московский государственный университет путей сообщения, Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова и Казахстанско-Британский технический университет. IBM, в свою очередь, развивает IBM Academic Initiative. Как рассказала координатор этой программы Екатерина Фроловичева, среди вузов Северо-Запада кроме СПбГУ в программе участвуют ЛИТМО, ЛЭТИ, Петрозаводский госуниверситет и др. Основное преимущество, которое дает им это участие, – право пользования учебными материалами и техническими тренингами IBM.
У IBM и SAP также запущена программа с СПбГУ в рамках совместной инициативы по поддержке образовательных учреждений страны. Например, в начале 2005 года вендоры запустили совместный проект по подготовке кадров при факультете менеджмента СПбГУ в области изучения технологий IBM и SAP. Для этого было выделено аппаратное и программное обеспечение, разработаны методические материалы, преподаватели факультета менеджмента прошли обучение в учебных центрах компаний.
Создание ресурсного центра – следующий шаг этого трехстороннего сотрудничества. Центр по изучению решений SAP, построенный на базе технологий IBM в Санкт-Петербургском университете, будет первым, созданным на территории СНГ. По замыслу сторон, центр обеспечит практический фундамент поддержки процесса преподавания современных дисциплин в высшей школе – таких как менеджмент, экономика, бизнес-информатика, информационные технологии в экономике; позволит снизить стоимость поддержки SAP для университетов, создать техническо-исследовательскую экспертизу, связанную с внедрением SAP на платформе IBM. Планируется, что в центре будет сформирована исследовательская база по SAP-IBM интеграции, гетерогенным структурам ИТ-ресурсов и виртуализации. Также в центре будут проходить совместные семинары и "круглые столы". Для преподавателей и студентов СПбГУ участие в проекте будет бесплатным.
В рамках конференции, посвященной запуску этой инициативы, вчера, 24 октября, прошел "круглый стол" «Развитие обучения информационным технологиям в Северо-Западном регионе – роль бизнеса и промышленности». В нем, в частности, участвовали ректор СПбГУ Людмила Вербицкая, декан факультета менеджмента СПбГУ Валерий Катькало, представители IBM и SAP, а также преподаватели СПбГУ и других вузов, в том числе Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. Промышленность представляли такие предприятия, как пивоваренный завод «Вена».
Рассуждая на тему существующего уровня образования специалистов в области ИТ, присутствующие отмечали, что менеджеры со знанием решений SAP и IBM сегодня являются востребованными не только на отечественном, но и на зарубежном рынке. Это подтверждает и статистика: по итогам рейтинга, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА» в 2005 году, решения SAP сегодня используют в своей деятельности все 10 крупнейших российских компаний. По словам управляющего директора SAP в странах СНГ Алексея Шлыкова, «по мере роста интереса к решениям и технологиям SAP со стороны отечественных компаний требуется все большее число сертифицированных консультантов и технических специалистов по их поддержке и сопровождению. Поэтому компания SAP и придает большое значение сотрудничеству с ведущими вузами страны». По словам представителей СПбГУ, создаваемый ресурсный центр будет открыт для сотрудничества с другими вендорами, «которые не побоятся вкладывать в процесс образования длинные инвестиции».