Напомним, в Петербурге «Билайн» начал предоставлять услуги широкополосного доступа в Интернет на базе технологии FTTB (оптика в каждый дом, скорость передачи данных до 100 Мбит/с) в начале сентября 2008 года, унаследовав активы «Корбины Телеком» – как это произошло и в других регионах присутствия данного оператора (см., например, новость раздела «Билайн» от 23 сентября 2008 г.). Что касается Петербурга, то, например, к июню 2009 года FTTB-сеть оператора охватила весь город в пределах КАД, включая центральные районы. В том числе завершилось строительство сети и в таком трудном районе, как Петроградский (см. новость раздела «Билайн» от 18 июня 2009 г.).
По данным компании, к настоящему времени количество подключенных к FTTB-сети «Билайн» домохозяйств в Петербурге превышает 650 тыс. – это порядка 6 тыс. домов (всего в городе приблизительно 15 тыс. домов). Как сообщил директор по развитию ШПД в Петербурге компании «ВымпелКом» (ей принадлежит бренд «Билайн») Алексей Костылевский, сейчас оператор ускорил темпы подключения новых домов в два раза по сравнению с летним показателем – еженедельно к сети подключаются по 10-12 домов. Абонентская база «Билайн» по услуге ШПД в Петербурге насчитывает порядка 130 тыс. человек – при этом за последние три месяца этот показатель увеличился на 30 тыс. За год прирост абонентской базы «Билайна» в Петербурге (по услугам ШПД) составил 44 %.
Среднемесячный доход от одного ШПД-пользователя (ARPU) остается на прежнем уровне – порядка 450 рублей в месяц. Директор по развитию ШПД в Северо-Западном регионе компании «ВымпелКом» Денис Куликов поясняет, что стабильность ARPU связана с отсутствием каких-либо серьезных ценовых колебаний на местном рынке ШПД. При этом г-н Куликов отмечает, что в Петербурге данный показатель несколько ниже, нежели в других регионах, поскольку здесь имеет место быть высокая конкуренция среди интернет-провайдеров.
На текущий момент услуги ШПДИ в Петербурге оператор предоставляет под брендами «Билайн» и «Корбина Телеком». Но уже в декабре 2009 года будет завершен окончательный перевод абонентов FTTB под единый бренд «Билайн» – это будет сделано во всех регионах присутствия ШПД-услуг оператора. Напомним, что еще в июне «Билайн» уверял, что закрытия бренда «Корбина» не планируется, так как это может «отпугнуть» тех абонентов, которые привыкли к прежнему названию. Текущую позицию компании комментирует Алексей Костылевский: «Летом 2009 года мы зафиксировали переломный момент, когда количество подключений к «Билайн» в Петербурге превысило количество подключений к «Корбине Телеком». Это говорит о том, что здесь четко сформировалось восприятие «Билайн» как интернет-провайдера. Сейчас более 70 % наших новых подключений – это подключения именно к сети «Билайн». Еще в начале 2009 года таких подключений было не более 15 %».
Еще один анонс, который сделали представители «Билайн», – запуск услуги IPTV в Петербурге до конца года в коммерческую эксплуатацию. Уже в ноябре оператор бесплатно раздаст 500 приставок Set Top Box наиболее активным абонентам (стоимость такой приставки составляет 4-6 тыс. рублей). Производителем терминалов в настоящий момент является Motorola, однако в дальнейшем «Билайн» намерен перейти на оборудование Cisco. Оператор возлагает на сервис большие надежды и уверен, что сможет сделать цифровое телевидение таким же популярным среди абонентов, как и услугу ШПД. Напомним, что в Москве IPTV от «Билайн» работает и активно продвигается с весны 2009 года.
В рамках подготовки к запуску IPTV в Петербурге, «Билайн» полностью завершил модернизацию сети, и теперь, по словам представителей компании, абоненты в 100 % случаев получают заявленные скорости. При этом практически 80 % «обрывов сети» происходит в связи с актами вандализма, которые, кстати, не редкость для Северной столицы (см., например, новость раздела «Провайдеры Петербурга» от 30 июля 2009 г.).
За пределами Петербурга строительство сети FTTB «Билайна» до 2010 года будет продвигаться медленно. В ближайшее время ожидается запуск ШПД лишь в одном удаленном городском районе – Колпино, где уже подключено порядка 200 домов. Что касается регионов СЗФО, то, напомним, что сеть FTTB оператора запущена в четырех городах – Калининграде, Архангельске, Череповце и Северодвинске (см. новость раздела «Билайн» от 4 февраля 2009 г.). За год по Северо-Западу количество подключенных к сети домов увеличилось на 30 %. «Несмотря на то что год был для «Билайн» достаточно тяжелым – кризис и другие негативные тенденции существенно приостановили развитие сетей, однако, не смотря на это, нам удалось увеличить покрытие на две трети от прежнего объема. И мы продолжаем его увеличивать», – отметил Денис Куликов.
Денис Куликов также анонсировал итоги первого года предоставления услуг проводного интернет-доступа под брендом «Билайн» в целом по России – впервые сервис под названием «Домашний Интернет «Билайн» был представлен в сентябре 2008 года в 17 городах страны. За год количество городов увеличились до 62, а до конца 2009 года сеть FTTB будет запущена еще в трех городах: Омске, Томске и Костроме. «Билайн» также намерен запустить цифровое телевидение в регионах присутствия в течение нескольких месяцев.
В целом количество абонентов FTTB «Билайна» за год – с 31 июля 2008 года по 31 июля 2009 года – увеличилось на 63,7 %. Через оптоволоконные сети оператора за этот период прошло порядка 500 Пбайт трафика (или 524,3 млн Гбайт). По данным аналитического агентства AC&M Consulting, ГК «ВымпелКом» занимает 19 % рынка широкополосного доступа в Интернет в Москве и 10 % – в России. Выручка фиксированного ШПД «Билайн» по России составила 1,04 млрд рублей (рост 52 % по сравнению со вторым кварталом 2008 года). Абонбаза услуги «Домашний Интернет «Билайн» насчитывает 896 тыс. человек по всей России – по данным той же AC&M Consulting.
Если говорить о показателях по рынку ШПД в целом, согласно данным аналитического агентства iKS Consulting, в Москве и Петербурге за год количество абонентов ШПД возросло на 52 % (по сравнению со вторым кварталом 2008 года). В Северо-Западном регионе проникновение ШПД составляет 36,5 %. В целом по России по этому показателю лидирует Москва, где уровень проникновения составляет 75,4 %.
Напомним, что ряд аналитических агентств подвели итоги развития рынка ШПД в России в начале августа 2009 года (см. новость раздела «Широкополосный доступ» от 3 августа 2009 г.).