На пресс-конференции журналистам рассказали о состоянии сферы сервиса и предполагаемых путях развития этой отрасли. Был рассмотрен российский и зарубежный опыт успешного внедрения инновационных технологий в сферу услуг, методы стимулирования разработки инновационных технологий для этой области.
Перед собравшимися выступили ректор Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики и научный руководитель форума «Инновационные технологии в сервисе» Александр Викторов, проректор по научной работе СПбГУСЭ и председатель оргкомитета форума Роман Костин, председатель правления СПБОО «Центр гражданских, социальных, научных и культурных инициатив «Стратегия» Мария Розанова. Опытом использования инновационных методик на Западе поделились финские коллеги, представители Saimaa University of Applied Sciences (Финляндия, Лаппеенранта) – декан факультета туризма Мерья Хейно и менеджер по развитию Вирве Хякямиес.
«Сервис является одним из важнейших секторов, который затрагивает все сферы деятельности граждан. В общероссийском классификаторе услуг населению перечислено огромное количество самых разных отраслей производства. На сегодняшний день разработаны различные теории обслуживания в зависимости от поля деятельности. Но вне зависимости от подхода все сферы должно объединять одно – использование передовой техники», – отметил г-н Викторов. Основные проблемы развития сферы услуг в Российской Федерации, по мнению организаторов форума, заключаются в необходимости разработки и реализации современных технологий услуг, импорта в страну современных зарубежных технологий, а также важности направления усилий на подготовку, повышение квалификации и переподготовку современных специалистов для сферы услуг, то есть кадровое обеспечение.
Александр Викторов подчеркнул, что в поиске решений актуальных проблем очень важно сотрудничать со странами, которые добились успехов в области обслуживания. Так, ректор СПбГУСЭ рассказал о программе сотрудничества с Saimaa University of Applied Sciences. Общая деятельность осуществляется как в образовательной сфере, например, принята программа обучения студентов петербургского вуза по системе двух дипломов, так и в области принятия стратегических решений. Мнением о том, какую роль вуз играет в развитии инноваций в своем государстве, поделились с присутствующими финские коллеги. «Основная задача вузов – подготовка специалистов, имеющих инновационный образ мышления, – убеждена декан факультета туризма Saimaa University of Applied Sciences Мерья Хейно. – Мы рассуждаем о том, как можно развить навыки предпринимательского подхода к решению вопросов. Новыми технологиями мы хотим развивать у студентов толерантность к новым условиям, решительность и способность взять на себя риск. При этом мы стремимся выйти из традиционной классной комнаты и осваивать программу на основе жизненных реалий».
Представители Saimaa University of Applied Sciences (Финляндия, Лаппеенранта) –
менеджер по развитию Вирве Хякямиес и декан факультета туризма Мерья Хейно,
ректор Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики
и научный руководитель форума «Инновационные технологии в сервисе»
Александр Дмитриевич Викторов, проректор по научной работе СПбГУСЭ
и председатель оргкомитета форума Роман Алексеевич Костин, председатель
правления СПБОО «Центр гражданских, социальных, научных и культурных
инициатив «Стратегия» Марья Сергеевна Розанова
Г-н Викторов охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в России в последние полгода. По мнению ректора СПбГУСЭ, кризис создал условия для развития тех специальностей, которые востребованы вне зависимости от экономической ситуации. К таким отраслям, несомненно, относится и сфера обслуживания. По утверждению представителей вуза, они почувствовали интерес к образовательному учреждению. Сокращение бюджетных денег едва ли серьезно затронуло высшую школу. Выступающий отметил и негативную тенденцию в современной сфере образования: повышение конкуренции за счет стремительного роста количества вузов. Ректор считает, что этот процесс необходимо контролировать через систему лицензирования и аккредитации. В первую очередь для существования такого количества учреждений необходимы квалифицированные преподавательские кадры.
Вопросы присутствующих часто имели провокационный характер. Так, участники мероприятия привели данные голосования, проведенного в рамках форума «Российская инновационная неделя», результаты которого показывают, что 40 % отвечавших выступают против внедрения инноваций в сферу обслуживания. Ректор СПбГУСЭ отметил три важных показателя, которые нужно увеличивать, чтобы цифра противников инноваций стала меньше: повышение производительности труда, увеличение выработки на одного человека и повышение заработной платы. Степень инновационности производства, подчеркнул г-н Викторов, напрямую зависит от покупательной способности населения: «Результаты голосования подтверждают тот факт, что в России существует большая дифференциация населения. Страны, не имеющие такой дифференциации, легче принимают инновации». При этом выступающий отметил положительные тенденции в отношении к инновациям российского общества и перечислил сферы, где уже активно применяются передовые технологии: страхование, туризм и другие.
Ректор также представил проект организации научно-образовательных центров – межфакультетских образований, оснащенных самым современным оборудованием. Программа рассчитана до 2018 года и ставит целью подготовку кадровых технологических ресурсов.
Г-жа Хейно рассказала об аналогичном финском проекте. Совместная программа трех факультетов Университета прикладных наук в сотрудничестве с целлюлозно-бумажным производством была направлена на разработку новой упаковки. Факультет прикладного искусства и дизайна отвечал за дизайн, инженерный факультет – за техническую часть, а студенты, изучающие бизнес-управление, занимались расчетом экономичности и стоимости проекта. «Если есть комплексный подход, будет больше инноваций. Финские вузы создают инновации и готовят специалистов, которые способны создавать инновации», – считает г-жа Хейно. Это качественно новый человеческий капитал, который восприимчив к новациям, имеет современную профессиональную подготовку, обладает компетентностью в сфере информационных технологий сервиса.
На вопрос о том, как сократится количество рабочих мест с внедрением инновационных технологий, Мерья Хейно ответила, что инновации в сфере обслуживания не являются угрозой сокращения, а, напротив, создают новые рабочие места. Задача университетов – подготовить квалифицированный персонал для работы в новых условиях.
Целью проведения форума является определение тенденций развития и выработки общих подходов к инновационной деятельности в сфере сервиса и, как отметил г-н Костин, стимулирование управления и деятельности в том, что касается инноваций. По составу участников форум можно назвать международным. Среди участников мероприятия – представители России, Бельгии, Кипра, Пакистана и других стран. «Главная задача мероприятия – инициировать инновационную площадку, которая сможет охватить наиболее важные, наукоемкие сферы, исходы из российских и зарубежных классификаторов», – подчеркнул Роман Костин. Форум «Инновационные технологии в сервисе» г-н Костин назвал одним из эффективных средств решения существующего кризиса в российской сфере услуг. В рамках мероприятия пройдут мастер-классы, будут сформированы предложения для реализации новшеств в программе подготовки специалистов, заключены договора о долгосрочном сотрудничестве с работодателями.
В форуме примут участие научно-педагогические работники отечественных и зарубежных вузов, сотрудники академических и отраслевых НИИ, представители законодательной и исполнительной власти, ведущие специалисты российских и зарубежных предприятий сервиса.
Напомним, не так давно в Петербурге прошёл Форум «Российская инновационная неделя». Подробнее о петербургских днях РИН – см. новость рубрики «Инновации» от 1 октября 2009 г., новость рубрики «Инновации» от 2 октября 2009 г. и новость рубрики «Инновации» от 5 октября 2009 г.