В рамках тарифа «2010» стоимость всех вызовов в пределах «домашнего» региона равна 1 рублю за минуту. Столько же стоит отправка SMS-сообщения по России. В петербургской голосовой линейке «Билайна» «2010» – первый полноценный «плоский» тариф с единой ценой трафика, которая не меняется ни под воздействием модификаторов (как, например, в «Твоих правилах») в зависимости от тарифной зоны (например, на «Сенсации» или «Удачном»), ни в результате ступенчатой тарификации («Удивительные вещи», «Монстр общения»).
Помимо простой структуры тарифа, «приманкой» на «2010» служит специальная бонусная система – за каждые 20 минут исходящих вызовов, накопленных в течение недели, абонент получает 10 бесплатных минут, которые будут расходоваться посекундно. Таким образом, название тарифа приобретает двойной смысл: с одной стороны, понятно, что отдана дань предстоящему Новому году, с другой – в этих цифрах обыгрывается описанная выше схема – за 20 платных даем 10 бесплатных минут.
Бояться, что через пару месяцев, пополнив абонбазу, «Билайн» упразднит услугу, не стоит, поскольку условия тарифа, согласно данным оператора, действительны до 31 декабря 2010 года и только после этого могут быть изменены. При этом подключение к тарифу и переход на него осуществляются лишь до 31 января 2010 года. Хотя, конечно, вспоминается недавняя инициатива МТС, который через пять месяцев после запуска тарифа «Супер ноль» урезал количество бесплатных внутрисетевых минут с 8 до 4 минут (см. новость раздела МТС от 28 июля 2009 г.).
Явными минусами «2010» является отсутствие подключений на прямые номера, а также невозможность подключить услуги «Любимый номер», «Сообщники», «Близкие люди», программу «Платеж Плюс» и другие бонусные программы.
В «Билайн» запуск тарифа прокомментировали так: «Мы убеждены, что тариф «2010» придется по вкусу нашим абонентам, ведь сейчас время простых и понятных ценовых параметров, когда большинство не готово переплачивать за какие-либо услуги, в том числе и за сотовую связь. Кроме того, в преддверии Нового года все ждут приятных сюрпризов. Наш тариф сочетает в себе как выгоду простой цены в 1 рубль, так и подарок каждому абоненту каждую неделю», – сказала начальник отдела маркетинга и рекламы Санкт-Петербургского филиала ОАО «ВымпелКом» Надежда Корнилова.
Можно предположить, что «2010» станет лидером по подключениям у «Билайна» и, кроме того, позволит пополнить абонентскую базу оператора – напомним, что в последнее время «Билайн» в Петербурге несколько сдал позиции, завершив август 2009 года с отрицательными показателями по чистому приросту и уступив 0,4 % доли рынка «МегаФону» и МТС (по данным AC&M Consulting) (см. новость раздела «Мобильная связь» от 18 сентября 2009 г.).
Эта ситуация, как и сам тариф, напоминают февраль 2009 года, когда «МегаФон», на тот момент теряющий абонентов из-за высоких цен на голосовой трафик, запустил тариф «Сказка», в рамках которого все местные вызовы тарифицируются по рублю за минуту (см. новость раздела «МегаФон» от 3 марта 2009 г.). Как известно, предложение стало весьма успешным. По данным AC&M Consulting, на конец августа в сегменте чистого прироста абонентской базы среди операторов Петербурга доля «МегаФона» составила более половины, или 51,1 %.
Эксперты рынка сотовой связи также находят новый тариф «Билайна» перспективным. Однако, по мнению ведущего консультанта J'son & Partners Consulting Виталия Солонина, в большей мере «2010» будет пользоваться популярностью у уже существующих абонентов «Билайна», нежели абонентов других сетей: «Конкуренция на рынке мобильной связи в крупнейших городах страны очень острая, и в настоящее время мы наблюдаем очередной виток ценовых войн сотовых операторов. Одно из ее проявлений – внедрение тарифов с низкой стоимостью минуты в пределах «домашнего» региона. В Петербурге предложение, аналогичное «Билайну» («2010»), еще раньше запустил «МегаФон» (тариф «Сказка»), в Москве – «Скай Линк» (тариф «Проще простого»). Эти похожие тарифы, на мой взгляд, достаточно интересные и будут иметь определенный успех. По крайней мере, вероятность переключения абонентов с других тарифных планов в пределах одного оператора довольно высока, однако массового оттока из сетей конкурентов ожидать не стоит. В России не работает механизм сохранения номера при смене оператора (MNP), и далеко не каждый абонент решится поменять свой номер, а в случае со «Скай Линком», который работает в другом стандарте, – еще и телефон».
Как отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева, запуск бюджетных тарифов – на текущий момент один из наиболее заметных трендов в маркетинговой стратегии операторов: «Кризис существенно повысил чувствительность россиян к ценам, более выгодное предложение может стать фактором миграции абонентов (фактор роста базы в условиях исчерпания потенциала экстенсивного роста). Другое дело, что запуск таких предложений вряд ли может носить долгосрочный характер, т. к. даже при условии высокой активности потребителей он будет давить на ARPU. В итоге можно предположить, что такие предложения достаточно быстро приобретут статус архивных. Стоит отметить, что на рынке есть и другой тренд – развитие различных безлимитных тарифов, которые, конечно, стоят дороже, но зато более удобны для активных потребителей. Запуск таких тарифных планов более перспективен как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе».
В подтверждение слов эксперта о том, что будущее все же за безлимитными тарифами, можно вспомнить недавнюю инициативу МТС – оператор пополнил линейку контрактных тарифов Maxi сразу двумя предложениями: Maxi Plus и Maxi Super (см. новость раздела МТС от 5 октября 2009 г.). На тарифах предусмотрена абонентская плата (180 и 600 рублей в месяц, соответственно), в которую включены пакеты различного трафика, а в случае с более дорогим Maxi Super – еще и неограниченное количество внутрисетевых вызовов в пределах «домашнего» региона.