Инновационные технологии в сервисе. Обсудили на конференции в СПбГУСЭ

В конце прошлой недели, 15-16 октября 2009 года, на базе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики в рамках международного форума «Инновационные технологии в сервисе» прошла международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в сфере сервиса: проекты и перспективы». В работе конференции приняли участие представители органов государственной законодательной и исполнительной власти, представители иностранных государств, международных организаций, инновационно-ориентированой молодёжи из числа молодых учёных, аспирантов и магистрантов. В ходе обсуждений были выработаны предложения для формирования инновационного пояса в среде учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров для сервиса.

Конференция началась с пленарного заседания, на котором, прежде всего, произносились приветственные слова представителей государственной власти, иностранных участников и представителей самого Университета сервиса и экономики. Затем со своим докладом выступил ректор СПбГУСЭ, доктор экономических наук, профессор Александр Викторов, представив вниманию собравшихся программу создания и развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский технологический университет сервиса» (ФГБОУ ВПО «НИТУС») на 2009-2018 годы. Прежде всего, г-н Викторов напомнил участникам конференции миссию исследовательского университета, которая состоит в комплексной подготовке специалистов, выполнении научных исследований с целью создания и реализации современных технологий сервиса, а также гармонизации российских и зарубежных стандартов, норм и правил предоставления услуг, экономики и управления. Целью программы является технологическое и кадровое обеспечение сферы услуг Российской Федерации. В число задач выступающий включил не только кадровое обеспечение сферы сервиса, но и научно-инновационное развитие исследовательского университета в области науки, техники и технологий, а также создание современной системы управления человеческими ресурсами в исследовательском университете и формирование механизма международного сотрудничества и экспорта образовательных услуг.

 

Пленарное заседание

 

Затем информацию о работе Сайменского университета прикладных наук (Финляндия) осветила декан факультета туризма, лиценциат экономических наук Марья Хейно. По словам выступающей, для инноваций прежде всего требуются люди, причём те, которые способны проявлять предпринимательский подход к работе. Г-жа Хейно рассказала также об инновационных технологиях в обучении – «когда ученики не только слушают и записывают за учителем, но и сами делают и развивают то, чему учатся». Именно на развитие этой методики и направлен презентуемый в докладе проект «Пилот». Это программа взаимодействия студентов и различных фирм, в ходе которого первые получают возможность освоения новых знаний и компетентность, а вторые – новые инновации, идеи и решения для своего бизнеса.

 

Участники секции № 1


Выступление представителей финляндского университета оставило много впечатлений у участников конференции. «В первой части конференции я как преподаватель услышала очень полезную информацию от специалиста в сфере сервиса в Финляндии. Опыт зарубежных коллег может быть весьма полезным, потому что, в отличие от нас, у них есть не только специалисты в области сервиса, но и сервис как таковой. Финны во многом идут впереди нас, в частности, они активно внедряют новые инновационные технологии в обучение. Меня очень заинтересовал проект «Пилот» – из его презентации я узнала о существовании у них новых интересных методов обучения. В России специалисты, оканчивая университет, с трудом находят себе работу, а в Финляндии студенты 30 % своего обучения проводят на предприятиях, там они учат именно то, что нужно для производства. Нашему университету таких контактов очень не хватает – отрыв производства от обучения чрезвычайно велик. Ведь помимо всего прочего, без связки «институт-фирма» не происходит обновления фирм. Следует, однако, помнить о том, что, если люди смогли всё это внедрить, мы можем и должны у них этому учиться», – прокомментировала доклад Марьи Хейно старший преподаватель кафедры маркетинга СПбГУСЭ Людмила Окарина.

После окончания пленарного заседания состоялось несколько секционных. Так, на одном из них обсуждались инновационные технологии и подготовка кадров в сфере сервиса. Ведущим секции стал доктор технических наук, зав. кафедрой «Автосервис», проректор по учебно-методической работе СПбГУСЭ Александр Боровиков. На заседании освещались такие вопросы, как становление науки сервисологии, коммуникативная компетенция носителей русского языка (о которой рассказали представители кафедры русского языка и культуры речи СПбГУСЭ), сервисы обучения информационным технологиям и информатике в уровневом образовании при подготовке специалистов для сферы услуг. Кроме того, со своим докладом на тему «Анализ технологий послепродажного сервиса на рынке морского инжиниринга. Прогноз их развития в России» выступила аспирант СПбГУСЭ Наталья Текучева. В ходе своего выступления г-жа Текучева объясняла основы морского инжиниринга и его возможное применение в российской действительности. «Технические инновации будут исходить только от производителя оборудования, разрабатывающего новые виды техники и технологии, а экономические инновации – главным образом от российских специалистов, знающих особенности отечественного рынка. Причем эти инновации будут касаться исключительно вопросов организации бизнеса, как то: построение корпоративной архитектуры сервисной компании и организация бизнес-процессов», – резюмировала выступающая.

 

Представитель кафедры русского языка и культуры речи, а также
руководители секции
Александр Боровиков и Ольга Приозерская


Весьма интересным для участников секционного заседания также оказался доклад доцента СПбГУСЭ Сергея Модестова, который рассказал об интеллектуальном программном обеспечении в современном образовании. По словам выступающего, современное образование предполагает обработку большого количества информации, при этом её объём, который нужно усвоить студентам и обработать преподавателям, постоянно увеличивается. Таким образом, требуется осмысленная обработка информации техническими средствами. Г-н Модестов предложил рассмотреть результаты исследований, проведенных специалистами его кафедры на тему того, что в данном отношении может предложить современный рынок программного обеспечения. В первую очередь, это компания Abby, которая обещает в ближайшее время доделать «смысловой поисковик», а также сервис nigma.ru, который «отлавливает» только наиболее часто встречающиеся смысловые связи, но неэффективен в узкоспециализированных темах. И, конечно, разработка Document Explorer от корпорации Microsoft – здесь, чтобы программа разобралась в смысле текста, необходимо вручную расписать все смысловые связи, что для частной работы совершенно нерентабельно, как отметил докладчик. Особое внимание собравшихся Сергей Модестов обратил на белорусскую программу Intelpart, которая по запросу пользователя выдаёт список тематических цитат. По словам выступающего, эта программа позволит значительно уменьшить количество студентов, скачивающих свои работы. «Студенту не лень писать, ему лень копаться в «мусоре», – заметил г-н Модестов.

 

По итогам многих докладов возникали активные дискуссии и обсуждения


По итогам конференции состоялось пленарное заседание, на котором были озвучены основные цифры, идеи и решения, относящиеся к данному мероприятию. Всего в конференции участвовало около 200 человек, среди них было 20 иностранных участников.

 

Также в рамках конференции состоялась выставка
«Наука и инновации – сервису»


В заключение ректор университета Александр Викторов ещё раз поблагодарил собравшихся и напомнил, что в ходе мероприятия его участники обсудили важные вопросы, связанные и с подготовкой кадров, и с технологиями в области сервиса. Также ректор выразил надежду на то, что каждый из присутствующих нашёл для себя что-то полезное в этой области. Кроме того, г-н Викторов пригласил всех к дальнейшему сотрудничеству и отметил, что каждый из присутствующих своим участием в работе конференции принял участие и в развитии университетов, связанных с сервисом и экономикой Санкт-Петербурга.

 

Оргкомитет охотно рассказывал про все выставленные экспонаты


Напомним, ранее в Петербурге прошла пресс-конференция, посвящённая подготовке к прошедшему затем мероприятию (подробнее – см. новость рубрики «Маркетинг» от 15 октября 2009 г.). Из последних мероприятий, посвящённых инновациям, стоит отметить прошедший в конце сентября – начале октября форум «Российская инновационная неделя» (см. новость рубрики «Инновации» от 1 октября 2009 г., новость рубрики «Инновации» от 2 октября 2009 г. и новость рубрики «Инновации» от 5 октября 2009 г.).

Автор: Ирина Медведева.

Тематики: Маркетинг

Ключевые слова: инновации