В мероприятии принимают участие владельцы, топ-менеджеры и руководители департаментов, а также другие представители всех основных сотовых операторов и провайдеров VAS-услуг в СНГ, телекоммуникационных холдингов, производителей мобильных терминалов, инвестиционных и финансовых компаний, медиаинтегрированных холдингов, рекламных агентств, разработчиков ПО и информационных систем и аналитики. Важнейшей целью проведения конференции организаторы считают установление деловых связей, а также создание обсуждений, где каждый может высказать своё мнение и поделиться идеей. Генеральный спонсор конференции – компания i-Free, также спонсорами являются Amdocs, Digia, Nokia, RealNetworks, ЗАО «Финам» и ИММО. Глобальный партнёр мероприятия – Mobile Entertainment Forum.
Первый день конференции начался с обсуждения тенденций российского и мирового VAS-рынков в период кризиса. Перед аудиторией со своим видением ситуаций на двух рынках выступили представители компаний i-Free, MEF EMEA, Nokia Eurasia и AC&M.
Следующим стало заседание на тему стратегий цифровых продаж: мобильной музыки, RBT, мобильного видео, проблем пиратства и правообладателей. С докладами о персонализации для потребителя, новых моделях продаж, использовании пакетирования для увеличения объёмов продаж и развитии рынка мобильных данных рассказали специалисты Amdocs, Sony Music Entertainment Russia, VAS Media, Real Networks и Digia.
Прошедший далее круглый стол под названием «Развитие рынка мобильных VAS-услуг» модерировал, как и предыдущие две секции, генеральный директор компании ADMIN Ltd. Михаил Новиков. Предложенную тему обсудили представители отечественных и зарубежных компаний: Sony Music Entertainment Russia, «Информ-Мобил», Forum Nokia, «Нева Лайн», i-Free, МТС, JUMP Ukraine и Zed Russia.
Затем состоялась секция «Антикризисные стратегии» для сотовых операторов, контент-провайдеров и разработчиков мобильных игр, где поделились своим мнением руководители департаментов и отделов компаний МТС, «Вымпелком», «МегаФон», Zed Russia и EA Mobile.
«В первой части конференции мне очень понравился доклад управляющего директора i-Free Кирилла Петрова о российском рынке мобильных услуг, который показал графики, где были изображены основные сегменты рынка. И все они, за исключением транзакций, имеют горизонтальный вид – то есть весь рынок стоит на месте. Единственным его драйвером являются не операторы или контент-провайдеры, а разрабатываемые веб-сервисы. Именно они и зарабатывают деньги для агрегаторов и провайдеров, у которых нет собственных особых новых идей. Ещё одним важным затрагиваемым вопросом стали так называемые пограничные сервисы, которые, с одной стороны, не являются обманом, с другой – предлагают что-нибудь бессмысленное и действуют на нервы пользователям. Эту проблему не может самостоятельно решить ни один конкретный игрок, и повлиять на неё может только вся индустрия, собравшись вместе. Причём если этого не сделать, то недовольство населения постепенно возрастёт настолько, что в ситуацию будет вынужден вмешаться регулятор, который, как правило, плохо разбирается в проблеме, но старается решить её одним махом. В таком случае ограничения, которые будут наложены на рынок, скорее всего «убьют» не только подозрительный, но и нормальный бизнес (например, сервисы подписки и т. п.). Если индустрия сама не урегулируется, то такой исход будет лишь вопросом времени», – резюмировал обозреватель проекта Content-Review Сергей Скрипников.
В рамках конференции компания Nokia провела пресс-конференцию, на которой анонсировала свои новые решения в России: а именно открывшиеся возможности разработки различных веб-приложений для мобильных телефонов на основе карт OVI. Представители различных компаний выступили с презентацией и демонстрацией возможностей своих проектов – сервисов, реализованных с использованием карт для мобильных телефонов и Интернета OVI. Среди них: портал «Гдеэтотдом.ру», Doroga.tv, Rusavtobus.ru, проекты компаний «Гисметео», российского представительства финской Tieto и другие.
«Всё прошло очень неплохо и достаточно живо. Разработчики молодцы: я думал, формат 5-минутных выступлений не позволит им успеть полноценно представить свои проекты, но в итоге всё удалось. Компании реально продемонстрировали, что их сервисы могут быстро и красиво работать, каждый из выступающих сумел показать достаточно большое количество сложных сервисов всего за 5 минут. Особенно могу отметить выступления «Гдеэтотдом.ру» и Rusavtobus.ru – эти сервисы уже стали фактически законченными решениями, полнофункциональными сервисами. Хотя и остальные выступления мне также понравились», – отметил менеджер по развитию бизнеса в России Forum Nokia Кирилл Зеленский.
«Понравилось, что все участники программы Nokia OVI нацелены на модель Freemium – когда приложение является бесплатным для пользователя, а монетизация осуществляется за счёт других дополнительных сервисов. Это говорит об ориентации компаний на массовый рынок, такие проекты рассчитаны на простых пользователей. Это и есть инновационные формы монетизации. Положительно и то, что авторы проектов не пишут громоздкие сложные приложения и на их разработку уходит всего от недели до месяца. Это уже национальный инновационный тренд – создание простых массовых приложений, в противовес операторам, продающим, например, нарезанные куски мелодий по несоизмеримо высоким ценам», – подчеркнул Сергей Скрипников.
Первый день конференции завершился торжественным ужином и церемонией награждения победителей конкурса Russian Mobile VAS Awards. Награды в 11 номинациях получили проекты: Детский портал МТС, Opera Mini, интернет-портал Omlet.ru от МТС, ТВ- и видеосервис SPB TV компании SPB Software, мобильная игра Myspeedster.net (компания Internet Marketing Ltd.), маркетинговая кампания «Звонок из видео», разработанная Brand Mobile, сообщество i-Social от i-Free, B2B-решение для медиа SMS-FM от «СМС Онлайн», сервис Doroga.tv «Общественный транспорт on-line», инновационная технология «Интеллектуальная комната» – проект СПИИРАН и FRUCT (при поддержке Nokia) и инновационная бизнес-модель IVR-портала «Мобильный доктор» от Plastic Media.
«Мне очень понравилось мероприятие. Для такого формата конференции атмосфера очень дружная: создаётся впечатление, что все друг с другом знакомы и вместе занимаются общим бизнесом. На секциях я узнала много полезной и интересной информации для дальнейшего развития и получила много новых полезных контактов», – прокомментировала директор по продажам Digia Нина Тейн.
«Сама конференция с каждым годом становится всё больше, в этом году много участников, различных интересных докладов, знакомых лиц. В то же время ощущается, что времена сейчас для всех не самые лёгкие и компании стремятся если не «выжить», то всё-таки не только удержаться «на плаву», но и как-то продолжить развитие. В прошлом году мы получили награду Russian Mobile VAS Awards, в этом году не успели поучаствовать, но зато поучаствовали в одном из конкурсов в Лондоне», – рассказал директор по международным продажам UFT (United Fun Traders) Андрей Купряхин.