Напомним, в мероприятии принимают участие владельцы, топ-менеджеры и руководители департаментов, а также другие представители всех основных сотовых операторов и провайдеров VAS-услуг в СНГ, телекоммуникационных холдингов, производителей мобильных терминалов, инвестиционных и финансовых компаний, медиаинтегрированных холдингов, рекламных агентств, разработчиков ПО и информационных систем и аналитики. Генеральный спонсор конференции – компания i-Free, также спонсорами являются Amdocs, Digia, Nokia, RealNetworks, ЗАО «Финам» и ИММО. Глобальный партнёр мероприятия – Mobile Entertainment Forum. О первом дне форума – см. новость рубрики «Конференции» от 20 ноября 2009 г.
«Конференция в этом году проходила уже в шестой раз. Каждый год с учетом изменяющейся ситуации на рынке мы стараемся обсуждать те темы, которые наиболее актуальны именно для данного времени. Поэтому в этот раз мы уделили особое внимание антикризисным стратегиям ведения бизнеса у сотовых операторов и контент-провайдеров, стратегиям цифровых продаж, электронным платежам и мобильному Интернету. Судя по большому количеству участников конференции (около 400 человек – даже больше, чем в докризисный 2007 год), эти темы по-настоящему важны для рынка. Честно говоря, я даже не ожидал, что будет так много заинтересованных специалистов. Несмотря на кризис, в этом году у конференции было много финансовых спонсоров, что также является хорошим индикатором «полезности» мероприятия. Причем спонсорами выступили как российские, так и зарубежные компании», – рассказал продюсер Mobile VAS Conference и генеральный директор компании ADMIN Ltd. Михаил Новиков.
Второй день конференции включил в себя две основные секции: мобильные платежи и мобильный Интернет. Первую тему обсудили представители компаний PayCash Group, «Яндекс.Деньги», WebMoney, Planet3. Также о банковской модели мобильных платежей рассказал специалист банка «Таврический» Александр Соболев. А генеральный директор компании i-Free Кирилл Горыня выступил с презентацией, посвящённой новейшим средствам оплаты на основе технологии RFID.
с докладом о новейших технологиях в сфере электронных платежей,
развиваемых компанией i-Free
«На мой взгляд, очень интересной получилась часть, посвященная платежам и мобильной коммерции. Докладчики и участники дискуссий продемонстрировали, как уже сейчас мобильные платежи активно внедряются в практику. Выступающие рассказали о том, что проблемы, еще не решенные для мобильного рынка (недоработанное законодательство, например), были успешно решены для рынка интернет-платежей несколько лет назад, и теперь совсем скоро они будут решены и в этом секторе. Тем более что многие специалисты, которые сейчас занимаются развитием мобильных платежей, прошли через всё это во времена развития Интернета и обладают огромным накопленным опытом», – подчеркнул Михаил Новиков.
Секцию мобильного Интернета открыло выступление менеджера по продажам услуг Ovi, Nokia Eurasia Екатерины Скоробогатовой. Для начала г-жа Скоробогатова представила статистику, наглядно показавшую, кто и как в нашей стране пользуется мобильным Интернетом. По данным ТНС на август 2009 года, пользователями мобильного Интернета являются 8,3 млн россиян старше 12 лет, что составляет 13,9 % от всего населения России и 28,8 % от пользователей Интернета. Прирост количества «подключившихся» к этому сообществу – 25 % в год. По словам Екатерины Скоробогатовой, каждый пятый мужчина старше 12 лет в РФ выходит в сеть с телефона. Основными пользователями являются представители возрастной категории от 18 до 24 лет (42 % населения нашей страны в возрасте 18-24 используют телефон для выхода в Интернет). За последний год количество пользователей этой категории возросло на 50 %. А еженедельно в мобильный веб выходят 64 % пользователей. При этом большая часть из них через мобильный телефон заходит на страницы социальных сетей.
Далее г-жа Скоробогатова напомнила о представленных днём ранее на пресс-конференции, прошедшей в рамках форума, сервисах, применяющих карты OVI, а так же рассказала о новом предложении от Nokia и МТС: «Nokia N97mini + навигационный пакет + пакет трафика от МТС». Кроме того, выступающая упомянула интернет-магазин мобильных приложений Nokia OVI Store, его особенностях и планах дальнейшего развития. «Ресурс доступен клиентам всех операторов и владельцам большинства моделей телефонов. Ежемесячный прирост пользователей магазина – около 50 %. В среднем каждый пользователь загружает порядка 8 предметов контента в месяц», – отметил представитель компании Nokia.
на последней секции конференции
«Приятно, что именно наше мероприятие Nokia выбрала для официального анонса запуска OviMaps Ecosystem в России. В сентябре эти решения были анонсированы на Nokia World 09 в Штутгарте, в октябре – в Лондоне, а в ноябре – у нас в Петербурге», – отметил организатор мероприятия Михаил Новиков.
Далее собственную статистику привёл руководитель проекта WapStart Кирилл Рожковский. По данным WapStart и WapLog, самой популярной моделью телефона среди пользователей мобильного Интернета на сегодняшний день является Nokia 6300, удерживающая порядка 7 % всего мобильного трафика. Лидером среди тарифов является «МегаФон Life», а более 50 % всех загружаемых страниц проходят через браузер Opera Mini. Причём через Opera Mini загружаются вообще 7,5 % всех посещаемых обычных интернет-сайтов (из которых на Nokia 6300 приходится 0,31 % трафика, а 0,28 % – на IPhone). Г-н Рожковский рассказал также об изменении на рекламном рынке мобильного Интернета и исследовании аудитории, проведённом с помощью 4 различных опросов. По данным большинства заполненных анкет, количество мужчин, использующих мобильный Интернет, в разы превышает количество пользователей-женщин. Географическое распределение таково, что наиболее активно «мобинетом» пользуются жители областных и районных центров, средний показатель – у Москвы, и несравнимо низкий – у Петербурга. Около 80 % пользователей мобильного Интернета заходят в него ежедневно. Интересно, что при ответе пользователей на вопрос о том, для чего они используют телефон, на первом месте с одинаковым результатом – 77 % – оказалась голосовая связь и посещение сайтов, по 71 % набрали SMS и прослушивание музыки. Наиболее скачиваемым контентом, по данным исследований, оказался софт (загружается в 2-3 раза чаще, чем аудио, видео или изображения).
Как отметил Кирилл Рожковский, рынок рекламы на мобильных сайтах за этот год «притух», но в начале лета начало происходить восстановление к нему интереса у крупных компаний. По данным опросов, 74 % рекламодателей считают, что мобильная реклама обладает достаточным потенциалом.
аудитории российского мобильного Интернета
Затем о мобильном Интернете в России глазами Opera Software рассказал директор по развитию бизнеса в СНГ Opera Software Михаил Ильин. Рассказав вкратце о компании, г-н Ильин привёл очередные статистические данные, касающиеся роста пользователей Opera Mini, увеличения потребляемого ими трафика и другие данные, несколько расходящиеся с приведёнными ранее в докладах его коллегами. «Ежедневно более 1,8 млн человек в России выходят в Интернет с Opera Mini», – отметил Михаил Ильин. Средний по России показатель ежедневно потребляемого трафика через браузер OperaMini составляет 7,4 МБ. В то же время более 65 % всех пользователей OperaMini генерируют не более 2 МБ/мес.
Драйвером развития мобильного Интернета, как отметил выступающий, послужили социальные сети. Первой среди них (и вообще всех сайтов) по посещаемости через Opera является, что не удивительно, сеть «вКонтакте.ру», на втором месте находятся «Одноклассники.ру», далее – поисковые системы Mail, Yandex и Google. Наиболее популярным брендом среди пользователей Opera является Nokia (более 60 % пользователей). Примерно в 2 раза менее популярны модели Sony Ericsson и незначительную часть составляет Samsung и другие производители. На первом месте у OperaMini – Nokia 6300, – подтвердил данные, приведённые предыдущими докладчиками, г-н Ильин.
С презентацией о своём видении рекламных решений для мобильного Интернета выступил руководитель направления мобильных решений «Бегун» Камиль Насруллаев. В заключение секции представитель компании ИММО Сергей Вязьмин рассказал о драйверах роста в мобильном Интернете и представил новую модель политики операторов и контент-провайдеров, которая, по мнению компании, поможет улучшить ситуацию на рынке.
По окончании докладов был проведён оперативный круглый стол, на котором все выступающие последней секции ответили на вопрос о том, что ожидает мобильный Интернет в России в следующем году. «Судя по моим графикам, положительную роль сыграют безлимитные тарифы», – отметил Михаил Ильин. «Возможно, при дальнейшем развитии mp3-плееры смогут скачивать музыку напрямую из Интернета», – предположил г-н Вязьмин. Представители компании Nokia подчеркнули, что давно задумываются об удешевлении и большей доступности трафика. «Если мобильный Интернет продолжит развиваться теми же темпами, что и последние 3 года, то следующий год будет таким же, как и предыдущие», – резюмировал Кирилл Рожковский. Кирилл Горыня в то же время отметил, что при запуске сети 3G в Москве начнётся бурное развитие «тяжёлых» сервисов, которые смогут стать прибыльным бизнесом.
Все участники, с разными целями пришедшие на мероприятие, в целом положительно оценили конференцию.
«На самом деле важнейшее из услышанного мной сегодня – это слова Павла Ройдберга о том, что МТС планирует ужесточать свою политику в области работы смс-биллинга и агрегаторов, которым будет рекомендовать также делать более жёсткими свои требования к партнёрам. Если оператор готов ввести штрафы и даже поступиться в итоге определённым процентом рынка ради того, чтобы всё упорядочить, – мне это кажется ключевой мыслью сегодняшних обсуждений, потому что это очень важно для всей индустрии», – прокомментировал аналитик проекта Content-Review Сергей Скрипников.
«Из докладов, представленных на форуме, я не узнал для себя ничего нового, так как сам вращаюсь в этой отрасли и вряд ли мог услышать что-то неожиданное. Большую часть конференции я потратил на общение с другими участниками: это и было моей целью – познакомиться с новыми людьми. Людей пришло много, и это позитивно – ведь в прошлом году многим показалось, что Mobile VAS проходил в последний раз. В целом изменённый формат показался мне лучше прежнего, но я считаю, что интерактива было недостаточно – во время основных заседаний зал не очень активно задавал вопросы, из чего я делаю вывод, что многие пришли сюда так же, как и я, – для общения. Возможно, даже есть смысл собирать заинтересованных представителей отрасли, обозначать темы «на злобу дня» и организовывать много круглых столов, а не просто докладов, а также устраивать презентацию новых продуктов и решений», – выразил свою точку зрения Кирилл Рожковский.
«Я считаю это лучшим мероприятием в году, самым представительным. Не могу сказать, повлияла ли на него в этот раз экономическая ситуация. Кризис был и есть, это всем известно, поэтому не вижу смысла его обсуждать. В последнее время ситуация улучшилась, но различные компании это затронуло по-разному, поэтому в одних докладах эта тема отражается больше, в других – меньше, а у кого-то и вовсе не отражена», – отметил генеральный директор компании i-Free Кирилл Горыня.
«Особо хотел бы отметить секцию мобильного Интернета. Так вышло, что похожую характеристику аудитории российского мобильного Интернета дали докладчики и Nokia, и Wapstart, и Opera Software. Часть цифр не совпала, а какие-то показатели почти не отличались. Было интересно сравнить их и увидеть анализ рынка с разных точек зрения, под разными углами. В целом я очень доволен конференцией. И, насколько я могу судить по полученным отзывам, это не только мое мнение», – резюмировал Михаил Новиков.