Сервис «IP-телевидение» «Ростелеком» предоставляет в сегменте В-2-В, операторам связи, по агентской схеме. «Ростелеком» берет на себя административные, технологические, юридические и контентные составляющие предоставления сервиса, а оператор-агент доставляет услугу до конечных пользователей – своих абонентов. В задачи агента входит подключение и обслуживание абонентов, а также распространение абонентских устройств. Все маркетинговые задачи, связанные с продвижением услуги IPTV, также возьмут на себя провайдеры. За подключение новых абонентов субагенты будут получать агентское вознаграждение.
Провайдеры вправе продвигать сервис IPTV под собственным брендом, однако в счете за услугу, который получает абонент, будет необходимо указывать, что сервис предоставлен «Ростелекомом».
Агрегацией контента для услуги «IP-телевидение для операторов связи» занимается дочерняя компания «Ростелекома» – ЗАО «Росмедиа». Она создавалась специально под проект IPTV. В ведении «Росмедиа» такие аспекты сервиса, как лицензионный контент, биллинг и технологическая платформа. Как пояснил менеджер проекта IPTV Северо-Западного филиала «Ростелеком» Евгений Николаев, для провайдера подключение к услуге «IP-телевидение для операторов связи» – практически бесплатно. Все составляющие решения предоставляет «Ростелеком».
«Ростелеком» также предоставит агентам приставки для ITPV (Set-Top Box) для конечных пользователей, которые, однако, провайдерам придется выкупить у «Ростелекома». Приставки будут продаваться абонентам по цене 5,5 тыс. рублей. На текущий момент «Ростелеком» приобрел 1 тыс. приставок АDB 3800W американского производителя, но не исключено, что в скором времени оператор выведет на рынок целую линейку аналогичных устройств, в том числе и созданных российскими компаниями. Всего в 2010 году «Ростелеком» намерен реализовать 10 тыс. приставок.
Контентное наполнение услуги «IP-телевидение для операторов связи» – 70 телеканалов (включая эфирные каналы региона) и библиотека VoD («Видео по запросу»), проектная мощность которой составляет 3000 фильмов, но на первом этапе абонентам будут доступны 300 из них. Другие опции, такие как «Просмотр передачи со сдвигом во времени» или «Запись определенной программы по расписанию», заложены в систему, но будут активированы лишь в случае успешного продвижения услуги в целом.
«Ростелеком» представил несколько пакетов цифрового телевидения, которые операторы смогут предлагать конечным пользователям. Экономичный вариант – пакет «Домашний», он состоит из 40 каналов, его стоимость 149 рублей. Пакет «Основной» состоит из 70 каналов и стоит 299 рублей. Столько же стоят пакеты «Наш футбол» (24 часа футбола) и «Публичный» (для общественных заведений: баров, ресторанов, салонов красоты). К каждому пакету прилагается бесплатный базовый пакет, в который входят все эфирные каналы региона. Минимальная стоимость доступа к просмотру фильма в рамках услуги «Видео по запросу» (время доступа 24 часа) – от 15 рублей. Хиты и премьеры стоят дороже – их стоимость варьируется от 50 до 100 рублей.
Евгений Николаев подчеркнул, что приведенные цены являются рекомендованными, но в зависимости от спроса и предложения на услугу IPTV в каждом конкретном регионе субагенты вправе их корректировать. Данный уровень цен, по мнению «Ростелекома», является оптимальным для Петербурга.
Напомним, в тестовую эксплуатацию услугу «IP-телевидение для операторов» «Ростелеком» запустил в мае 2009 года. Сервис тестировался по большей части в Петербурге и в регионах Северо-Запада, но также частично были охвачены Сибирь и Урал. В рамках теста возможностями услуги воспользовались 20 провайдеров, из которых 18 работают в СЗФО.
Первым агентом «Ростелекома» в рамках проекта «IP-Телевидение для операторов» после запуска проекта в коммерческую эксплуатацию стал один из крупнейших провайдеров Карелии «Сампо.ру» – на днях оператор представит IPTV своим абонентам в Петрозаводске. Здесь установлены те же цены на услугу, что и в Петербурге. В Северной столице «Ростелеком» ведет переговоры с несколькими провайдерами, но первые реальные результаты – т. е. подключения абонентов – следует ожидать не ранее середины января 2010 года. Помимо Петербурга и Карелии, услуга будет продвигаться и в других регионах СЗФО. В качестве наиболее перспективных в «Ростелеком» называют Калининград и Мурманск, а также Вологду и Череповец.
«Обкатка» услуги «IP-телевидение для операторов связи», в том числе и коммерческая, будет проводиться на территории СЗФО, и в случае успеха сервис будет запускаться в других регионах России. Как пояснил заместитель коммерческого директора Северо-Западного филиала «Ростелекома» Иван Маковкин, Петербург, как и весь СЗФО, выбран пилотной зоной не случайно: «В Петербурге установлена головная станция «Ростелекома», транслирующая поток видеоданных IPTV. В связи с этим было решено стартовать именно из этого региона, так как настраивать и отлаживать оборудование в период теста целесообразнее, находясь поблизости».
Головная станция, установленная в Петербурге, позволит «Ростелекому» поставлять услуги IPTV во все регионы Северо-Запада и в дальнейшем в другие регионы России. В перспективе «Ростелеком» планирует установку еще одной головной станции – в Сибири.
Выходить с услугами IPTV на рынок массовых потребителей оператор не стремится. «Ростелеком» работает только с корпоративными клиентами – это касается всех сфер нашей деятельности. В случае с услугой «IP-телевидение» мы также не намерены отступать от этого принципа, тем более что сотрудничество выгодно абсолютно для всех сторон – «Ростелеком» предоставляет операторам техническую и контентную базу, а операторы, у которых развиты домовые сети и, соответственно, большая абонентская база, доставляют услугу до конечных пользователей», – сказал Иван Маковкин.
Напомним, на текущий момент в Петербурге работает несколько операторов связи, которые предоставляют услуги IPTV под своим брендом массовым пользователям. Крупнейшим является «Северо-Западный Телеком», также в этом сегменте работает «ВестКолл», SkyNet, «Элтел». В ближайшее время сервис в коммерческую эксплуатацию в Северной столице запускает «ВымпелКом».