«Селектел» (ООО «Сеть дата-центров «Селектел») – относительно новый игрок и является сейчас одним из наиболее заметных игроков на петербургском рынке ЦОД. В числе инвесторов «Селектел» как аффилированные компании, не относящиеся к сектору телекома, так и частные лица. История компании началась в конце 2007 года, когда на Васильевском острове, на территории Балтийского завода, начал строиться дата-центр «Технодом». Изначально «Селектел» участвовал в этом строительстве в качестве соинвестора и не планировал других проектов в данном направлении, хотя ресурсы для этого были. «В то время инвестирование в создание дата-центров считалось перспективным. Докризисное состояние этого рынка обещало хорошую прибыль за счет роста ИТ-отрасли. Данным бизнесом занялись многие компании, однако не все из них выжили. В связи с кризисом не удалось осуществить планы и группе, начавшей строительство «Технодома». Проект развился лишь до двух серверных, после чего мы взяли на себя инициативу развертывания ЦОДа и получили его в свое владение», – рассказывает коммерческий директор ГК «Селектел» Федор Русаков. В конце 2008 – начале 2009 года было решено образовать управляющую компанию и предлагать все услуги дата-центра под единым брендом. Тогда и появилась марка «Селектел».
Сегодня ГК «Селектел» в общей сложности насчитывает порядка 40 сотрудников, включая постоянный штат всех дата-центров. Примерно половина штата – это специалисты по техподдержке, которая есть в каждом дата-центре, несколько человек относятся к финансовому отделу и бухгалтерии и два человека – к коммерческому отделу. Кстати, именно с момента открытия коммерческого отдела весной 2009 года началось бурное развитие компании, узнавание ее на рынке.
Таким образом, у компании сейчас в распоряжении есть три действующих дата-центра: «Технодом» на Васильевском острове, ЦОД на улице Цветочной, 21, и дата центр «Селектел» в Москве на улице Берзарина, который открылся совсем недавно – в конце октября 2009 года.
Если говорить о первом из них, то за 2 года «Технодом» развился со 100-метровой серверной почти до 20 серверных комнат общей площадью порядка 1,3 тыс. кв. м. «Изначально мы готовим серверные согласно необходимым минимальным требованиям. После сдачи в аренду каждая серверная дорабатывается под потребности и желания клиента. Фактически мы сдаем не просто стойки, а отдельные готовые помещения. То есть клиент получает в свое распоряжение небольшой дата-центр со всей сопутствующей инфраструктурой и поддержкой с нашей стороны. В частности, мы обеспечиваем питание серверных, кондиционирование, пожаротушение, охрану», – говорит Федор Русаков. Практически все серверные в «Технодоме» уже сданы в аренду. Более того, ряд потенциальных клиентов стоят в очереди на случай, если какие-либо площади освободятся. Что касается Балтийского завода, то «Селектел» с ним связывает договор долгосрочной аренды.
Идея запуска второго дата-центра зародилась у «Селектел» с начала 2008 года в связи с тем, что и у клиентов, и у самой компании возникли потребности в организации площадки нового уровня. Кроме того, уже на тот момент было ясно, что свободные площади в «Технодоме» заканчиваются и пришло время расширяться. В «Селектел» рассматривали разные варианты и наконец выбрали площадку на улице Цветочной, где были все необходимые условия по инфраструктуре и срокам запуска. В конце 2008 года дата-центр на Цветочной начал функционировать. «В отличие от «Технодома», где мы сдаем в основном серверные (есть лишь небольшое помещение, где сдаются стойки), на Цветочной мы сдаем исключительно стойки. О сдачи помещений речи быть и не может, потому что ЦОД на Цветочной представляет собой один общий зал, где на 800 кв. м располагаются 200 стоек. Услуги, которые мы предлагаем здесь, – это и аренда серверов, и co-location», – поясняет Федор Русаков. На данный момент практически половина стоек уже заняты, остальные, за исключением пары десятков, зарезервированы – клиенты оплачивают резерв и в любой момент могут приступить к эксплуатации выбранных мощностей.
В Москву ГК «Селектел» вышел в конце зимы – начале весны 2009 года. Московский дата-центр расположился около станции метро «Октябрьское поле». Этот ЦОД относительно небольшой (московский рынок переполнен столичными игроками, и конкуренция на нем велика). Здесь 80 серверных стоек, установлены современные системы кондиционирования и пожаротушения, источники бесперебойного питания, фальшполы. Эту площадку можно назвать резервной: она нужна компании, прежде всего, потому, что ряд клиентов выражают желание иметь кроме питерской площадки вторую, территориально удаленную, чтоб не хранить все свое оборудование в одном месте, но при этом не хотят прибегать к услугам еще одного поставщика. Пока что в московском ЦОДе свободны 50-60 стоек, но у игрока нет планов сдавать их немедленно, хотя компания открыта для клиентов и уже ведет ряд переговоров.
Как рассказал исполнительный директор ГК «Селектел» Игорь Любимов, питерские и московские цены разнятся примерно на 20 %, в Москве, разумеется, они выше. Вообще, по его мнению, цены на услуги дата-центров в Петербурге и Москве всегда отличались. В Москве клиенты готовы больше платить, поскольку все ИТ-оборудование компаний из всех российских регионов изначально концентрировалось в столице. Предложения петербургских дата-центров и по качеству, и по количеству отстают от московских аналогов на пару лет.
Инвестиций в создание своих дата-центров «Селектел» не озвучивает. Менеджеры компании отмечают, что по среднерыночным ценам открытие такого дата-центра, как московский, оценивается примерно в 300 тыс. евро, но в случае с «Селектел» объем инвестиций был больше.
«Селектел» старается строить дата-центры таким образом, чтоб услуга была универсальна, а кем она будет востребована, для компании не принципиально. «Предмета для сегментации мы пока не видим, тем более что пока у нас нет необходимости предлагать наши услуги, чаще клиенты выходят на нас сами», – поясняет Федор Русаков. Серверные помещения «Технодома» в основном занимают компании-реселлеры, которые сами в дальнейшем сдают арендованные площади постоечно. Это телеком-провайдеры, крупные операторы, имена которых не раскрываются. Корпоративных клиентов, использующих данные мощности для своих собственных нужд (таких, например, как банки), у компании пока нет.
«В целом ИТ-мир не такой уж и большой, новые крупные потенциальные клиенты появляются нечасто. Поэтому основа для нас – устоявшиеся клиенты, с которыми мы постоянно работаем, с которыми мы вместе растем», – говорит Федор Русаков. Вторая категория клиентов «Селектела» – те, которые переходят из одного дата-центра в другой, но, по оценке менеджеров компании, такая миграция невелика, поскольку влечет для заказчиков финансовые и временные затраты.
Самый большой оборот игроку приносит аренда выделенных серверных помещений, а наибольшую прибыль – виртуальные выделенные серверы (VDS). Число клиентов в компании не считают показателем, поскольку, например, выделенное серверное помещение могут арендовать 1-2 клиента, но они принесут 75 % выручки.
Недавно «Селектел» решил начать предоставление услуги co-location для небольших клиентов. «Нам интересно работать с разными категориями заказчиков, не только с крупными. К тому же мы предоставляем небольшим заказчикам только веб-сервер и канал – без техподдержки, поэтому наши трудозатраты в этом направлении минимизированы», – отмечает Игорь Любимов. Интересно, что услугу co-location (равно как и located, и аренду виртуальных серверов) можно оплатить в социальной сети «вКонтакте» «голосами» (эта игровая денежная единица примерно равна 7 рублям). Соответствующее приложение «Селектел» запустил 30 октября 2009 года. «Для разработчиков выгодно заказывать наши услуги напрямую, без оплаты комиссии», – продолжает Игорь Любимов. Как отмечают специалисты, кроме коммерческой составляющей, здесь есть еще техническая выгода: когда сама система «вКонтакте» и приложение «вКонтакте» размещаются в одном дата-центре («вКонтакте» является клиентом «Селектела») и устанавливают прямой линк между «Селектелом» и сетью «вКонтакте», то их взаимодействие происходит значительно быстрее.
Рассуждая о месте сети «Селектел» на рынке ЦОД, Игорь Любимов высказал мнение, что уже сейчас «Селектел» занимает на нем далеко не последнюю позицию, а по общему количеству мегаватт (порядка 8 МВатт) является лидером.
В планах компании – имея несколько собственных ЦОДов, предоставлять на их базе максимально широкий перечень услуг дата-центров, максимально утилизировать и монетизировать имеющиеся емкости.
Строительство также будет продолжаться. «Селектел» уже приступил к созданию четвертого дата-центра близ железнодорожной станции Невская Дубровка. Это первый дата-центр компании, здание под который строится с нуля. Игрок приобрел в долгосрочную аренду землю с подведенным электричеством, остальное делает своими силами. Этот ЦОД будет несколько больше, чем на Цветочной: первая очередь, которая будет запущена в первом квартале 2010 года, вместит 240 стоек. В новом ЦОД будет осуществляться резервирование по всем инженерным сетям. К ЦОД в поселке Дубровка будут подведены две оптоволоконные линии – с Цветочной, 21, и Боровой, 57. В планах – организация трассы с Москвой. В результате все площадки игрока окажутся связанными, структура будет на первых порах резервированной.
В обозримом будущем «Селектел» планирует построить вторую очередь дата-центра в Москве, второе здание в Дубровке. По поводу новых дата-центров в черте Петербурга рассматривается несколько площадок, но пока ни по одной из них нет принятого положительного решения.
Напомним, что в течение 2008 – начале 2009 года в Москве и Санкт-Петербурге было открыто более 15 новых площадок (см., например, ИТ-рейтинг раздела ЦОД от 16 декабря 2009 г.).
«В 2007 году, когда мы начинали работать, было ощущение «большого» и достаточно свободного рынка. Сейчас услуги дата-центров в Петербурге предлагают порядка пятнадцати компаний. Несмотря на кризис, этот рынок не сократился, хотя и исчезли новые крупные проекты. Меньше клиентов не стало, а потребности клиентов ужесточаются. У клиентов появилась, скажем, тенденция выставлять свои требования. Например, кому-то нужна не просто охрана, а вооруженная охрана, кому-то – не просто камера на входе, а камера, направленная именно на его стойку. Что ж, это неплохо, поскольку побуждает владельцев ЦОД в борьбе за клиентов улучшать инфраструктуру своих дата-центров», – резюмирует Игорь Любимов.