Операторы и правообладатели готовы бороться с пиратством и внедрять платный контент. Каждый по-своему

Вчера, 28 января 2010 года, по инициативе информационно-аналитического портала IP-News в Петербурге прошёл круглый стол на тему: «Доступ к платному цифровому контенту. Препятствия и перспективы развития» с участием топ-менеджеров операторов связи, владельцев веб-ресурсов, занимающихся продажей контента, а также представителей правообладателей цифрового контента, регулирующих органов и юристов в области интеллектуальной собственности. Участники мероприятия поделились своим видением текущего состояния спроса на платный цифровой контент, подняли вопрос о роли каждого участника цепи доставки контента до пользователя, а также обсудили перспективы развития данного сегмента рынка.

Прежде всего, участники круглого стола попытались выяснить, какой именно контент на сегодняшний день можно назвать самым востребованным, и готовы ли пользователи за него платить. По этим и другим, возникающим в ходе беседы вопросам возникла дискуссия, каждый желающий высказывал свою позицию, и на начальном этапе разговора единого вывода получить практически не удалось. Так, генеральный директор компании Netrus Алексей Бугай объяснил, что тяжелее всего продавать звуковой контент – в отличие от него, фильмы и игры пользователи готовы покупать. Другое дело, что менеджеры держат слишком высокую ценовую планку – по мнению г-на Бугая, дорогой контент не выгоден ни пользователю, ни оператору, который мог бы его распространять по сети.

А представитель Российской антипиратской организации по СЗФО Сергей Замятин высказал мнение, что российская сеть настолько дискредитировала себя перед западной индустрией, что о возможности получать права на видео до того, как оно выйдет на экраны, на данный момент нельзя и мечтать. «Представьте себе, после выхода ночного премиального показа фильма «Аватар» в России на torrents.ru модераторам 43 раза пришлось блокировать попытки выложить пиратские копии – и это только за два часа!», – рассказал г-н Замятин. В качестве возможного решения Сергей Замятин предложил провайдерам отключать от сети организации, выкладывающие пиратский контент в сеть. Г-н Замятин выразил уверенность в том, что если будет достигнуто взаимопонимание между правообладателями и теми, кто предоставляет выход в сеть, можно будет добиться того, чтобы правообладатели предоставляли недорогие фильмы, доступные пользователям для покупки.

Также, по словам Сергея Замятина, на сегодняшний день розница окончательно умирает как сегмент – совсем скоро исчезнут даже DVD-диски – идёт период «цифры», причём «цифры» качественной. «А в то же время если будут и дальше удерживаться высокие цены на лицензионный контент, рынок наводнится ужасными копиями, сделанными с мобильных телефонов. Правообладатели прекрасно знают о том, что именно за Интернетом будущее и что надо уходить туда, однако мы должны сперва навести порядок в системе взаимодействия правообладателей и операторов – а затем уже требовать каких-то условий и льгот», – утверждает г-н Замятин.

 

На круглом столе были обсуждены такие темы, как текущее состояние
спроса на платный цифровой контент, типы его дистрибуции, препятствия
со стороны правообладателей, а также правовые ограничения по распространению
контента и перспективы развития рынка платного цифрового контента


Генеральный директор iPipl Дмитрий Петров заявил, что для решения проблемы нужны доступные условия. «Стремясь получить как можно больше за продажу лицензионного контента, правообладатели сами провоцируют пиратское распространение. Необходимо определить ту планку, за которой может начаться активная продажа лицензионного контента», – сообщил г-н Петров. Также со стороны нескольких участников прозвучало предположение, что создание интересного продукта, который будут покупать, – это задача не менеджеров, а провайдеров, то есть вопрос не повышения или понижения цен, а маркетинга.

Далее последовала дискуссия о типах дистрибуции, о том, как именно должна выстраиваться дистрибутивная цепочка. Руководитель отдела интернет-дистрибуции музыкального издательства «Бомба-Питер» Яков Сомов по этому поводу высказал следующую мысль: «По идее, у музыкальной группы, которая хочет продаваться, должны быть креативщики, которые будут создавать баннеры, интернет-сообщества и всячески продвигать исполнителей. На самом деле, скоро Интернет заполонит большое количество некачественного контента – и люди будут готовы заплатить только за то, чтобы найти в этом хоть что-то действительно хорошее и качественное». Также было озвучено предположение, что весьма интересным вариантом для пользователей являются подписки – то есть возможность за небольшую плату получить доступ к каталогу с контентом.

Генеральный директор «Невалинк» Антон Шокин объяснил, что операторов не интересует распространение контента – они не зарабатывают ни на распространении, ни на его выкладывании. «Мы не имеем права ограничивать пользователя в том, что он хочет получить. Прежде всего, нужно создать систему, в которой пользователь сможет получать недорого то, что ему нужно. А если я закрою торренты, я не только потеряю 5-10 % пользователей, я также получу значительное количество негативных отзывов на блогах и форумах», – высказался г-н Шокин. Между тем большинство правообладателей действительно озвучивали предложение закрыть торрент-сети. Операторы же уверяли, что проблемы это не решит – напротив, скорее всего, только усугубит.

«Необходимо, чтобы на законодательном уровне правообладатель мог фильтровать контент, который скачивает пользователь – то есть фильтровать его доступ к распространению пиратского контента», – предложил Дмитрий Петров. А старший юрист практики по ИС, ИТ и телекоммуникациям компании Salans Татьяна Никифорова, сообщила, что российское законодательство не даёт однозначного ответа на вопрос о том, кто же всё-таки должен нести ответственность. «Конечно, существуют какие-то общие нормы – кто и за что должен платить и т. д., но конкретные ситуации в российском законодательстве не прописаны. В частности, правила взаимодействия – в каком случае правообладатель имеет право отказать в предоставлении доступа к контенту – это подробно расписано в законодательстве США, а у нас такого пока нет», – пояснила г-жа Никифорова. С учётом всего вышесказанного она сформулировала вывод: однозначного решения нет, всё зависит от активности отдельных участников рынка. Между тем г-жа Никифорова напомнила присутствующим, что с того момента, как оператор знает, что контент нелегальный, он не может не нести ответственность за его распространение.

В конце круглого стола участники попытались дать ответ на вопрос: каковы же перспективы рынка контента? Алексей Бугай высказал мнение, что необходимо сделать условия продажи более доступными для операторов, а также подумать над теми ценовыми политиками, которые есть. А по мнению руководителя направления IPTV петербургского филиала «ВестКолл» Натальи Тимофеевой, как только контент станет максимально удобным, качественным и легальным, пользователи станут его покупать. «Необходимо взаимодействие между правообладателями и операторами связи. Операторам требуется помощь – они не в состоянии самостоятельно определять, плохой контент или хороший. Операторы хотят, но не могу распространять дешёвый контент – нет удобных пакетов, которые можно было бы распространять», – прокомментировала г-жа Тимофеева.

 

Многие вопросы вызывали бурное обсуждение и дискуссии как среди
выступающих, так и среди прочих участников круглого стола


Участники круглого стола продолжали дискуссии ещё долго после его окончания. «С самого начала было ясно, что мы ни до чего не сможем договориться: ассоциации правообладателей хотят помешать операторам зарабатывать деньги, а операторы напротив стремятся помешать их усилиям», – поделился мнением пресс-секретарь компании «Сумма Телеком» Кирилл Волошин. А один из организаторов круглого стола, генеральный директор Ipipl Дмитрий Петров пояснил, что этот круглый стол наилучшим образом отразил объективную картину, существующую на данный момент: правообладатели видят причину развития пиратства в операторах, и наоборот. Г-н Петров предположил, что пока каждый из них не поймёт, что именно он является системообразующим звеном, необходимые меры приняты не будут. «Если контент скачивают, значит, он нужен – но слишком дорог. Все понимают, что нужно что-то делать, но понимания того, что именно необходимо, пока нет. Года через два покупка в интернет-магазине станет нормой, особенно если это будет просто и удобно. Конечно, схемы с халявой всё равно останутся жить – но если её максимально усложнить, а процедуру покупки, напротив, упростить, ситуация существенно улучшится, ведь у людей появится более выгодная альтернатива», – считает Дмитрий Петров. Также он рассказал, что, как правило, круглые столы, проводимые компанией iPipl, проходят по таким темам, которые ещё не успели стать актуальными. «Тем самым, – высказал предположение г-н Петров, – мы, возможно, отчасти толкаем рынок в том или ином направлении. Проведение таких мероприятий очень важно, потому что на выходе они дают понимание сути проблемы, а понимание рождает конкретные решения и действия».

Напомним, что это не первое мероприятие для операторов, организованное IP-News: в конце прошлого года состоялся круглый стол для провайдеров и представителей правоохранительных органов – на тему «Защита персональных данных операторов связи. Реализация требований ФЗ «О персональных данных» (подробнее – см. новость раздела «Информационная безопасность» от 25 декабря 2009 г.). Также в ноябре был проведён круглый стол, собравший провайдеров беспроводной и фиксированной связи, который был посвящён обсуждению тенденций и перспектив современного телеком-рынка (подробнее – см. новость раздела «Фиксированная связь» от 27 ноября 2009 г.).

Автор: Ирина Медведева.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Регулирование

Ключевые слова: провайдеры Петербурга, операторы Петербурга, авторское право