Сайт Free-lance.ru позиционируется как профессиональный ресурс, предназначенный для поиска удаленного исполнителя (фрилансера) на конкретный вид работ. Идея создания проекта появилась зимой 2004 года. «Пилотная» версия портала была запущена в середине июля 2004 года, а первая версия появилась весной 2005 года. Сейчас к запуску готовы два новых сервиса – 10Mpx.ru и «Семь рук» (7ruk.ru). Первый ориентирован на фотографов, которые смогут через него самостоятельно продавать свои работы, второй – на установление связей между людьми через их общих знакомых (см. выпуск новостей от 2 ноября 2005 г.). Также готовится к выходу английская версия Free-lance.ru. Сейчас количество постоянных пользователей портала достигает 6,5 тыс., из них работодателей – около 1,5 тыс. Из фрилансеров наиболее широко представлены программисты и дизайнеры – примерно по 1 тыс. Директор Free-lance.ru Антон Мажирин объясняет это тем, что команде Free-lance.ru лучше всего известны методы привлечения именно этой категории исполнителей. Нехватка ощущается в редакторах и переводчиках. Ежедневно на сайте регистрируются 50 - 80 человек.
Конференция была проведена при содействии компании DataArt, которая предоставила для мероприятия помещение – комплекс DataArt HUB.
Официальная часть конференции была короткой и состояла из трех выступлений – представителей Free-lance.ru, DataArt и ежемесячного журнала LinuxFormat (это первый журнал на русском языке, посвященный операционной системе Linux). Основная же часть конференции свелась к неформальному общению.
По мнению присутствующих, главное для фрилансера – это ответственность. «Хороший фрилансер – состоявшийся профессионал, ценящий свободу, но с высоким уровнем самодисциплины. Он никогда не останется без заказов и часто может заработать гораздо больше, чем в штате», - считает дизайнер московской компании Leta.ru Елена Карпова, фрилансер с опытом. При всей популярности внештатной работы еще существует мнение, что быть фрилансером в России – недостойно профессионала. В частности, многие российские компании, активно работающие с фрилансерами, скрывают это. В то же время на Западе и в США работа вне штата – явление популярное. Например, на сайте компании Elance зарегистрированы миллионы таких работников. «Вопреки расхожему представлению, для работодателя нанять на проект фрилансера – не всегда дешевле, чем возложить ту же работу на штатного специалиста. Фрилансеров с громкими именами не очень много, но за их услугами работодатели «стоят в очереди» и готовы платить хорошие деньги. Особенно часто таких работников приходится набирать под тот или иной конкретный проект, если не находится подходящего штатного исполнителя», - в свою очередь отметил генеральный директор петербургской компании HostZona Евгений Унеговский.
«Качество работы провинциальных фрилансеров вполне сравнимо со столичными аналогами, а цены несколько ниже. К тому же фриланс позволяет жителям провинции профессионально реализоваться», - считает директор компании из Ульяновска «Мастер-сайт» Александр Шамарин (в частности, благодаря ресурсу Free-lance.ru «Мастер-сайт» получил заказ одной из московских компаний, занимающейся продажей сельхозтехники).
По мнению председателя клуба выпускников петербургского японского центра Сергея Сухумова, сотрудничество с российскими фрилансерами было бы интересно и японским компаниям. Прежде всего, по материальным причинам: если в России разработка среднего по сложности сайта стоит порядка $1 тыс., то в Японии – в 10 раз дороже.
Одна из проблем, с которой сталкиваются заказчики при обращении к фрилансерам, – качество работы. «Мы долго разрабатывали систему критериев, по которым нужно выстраивать рейтинги – ведь объективно оценить уровень работы того или иного фрилансера очень трудно. Был прецедент, когда клиент обратился к дизайнеру, у которого было очень хорошее портфолио. А результат работы был настолько плох, что подрядчику в итоге пришлось вернуть предоплату. В конце концов мы решили открыть на сайте несколько рейтингов - по посещаемости, по количеству отзывов, количеству работ в портфолио. Они заработают в ближайшие недели», - сообщил Антон Мажирин.
По словам команды Free-lance.ru, у создателей сайта нет цели заработать на проекте – средства компания получает, выполняя другие заказы. Однако в ближайшее время на Free-lance.ru планируется открыть несколько платных услуг, например, платные личные записи (аккаунты). Плата составит порядка $5 в месяц. «Если фрилансер готов заплатить за сервис, это, по нашему мнению, указывает на его профессионализм», - говорит Антон Мажирин. Еще одна платная услуга, которую предполагается ввести, – регистрация в компании тех фрилансеров, кому для заключения контракта с работодателем необходимы официальные документы. Также не исключено, что, по желанию работодателя, за небольшой процент от сделки Free-lance.ru будет выступать финансовым посредником между сторонами – принимать оплату от работодателя и лишь после успешного выполнения работы передавать деньги исполнителю.