CSTB: всё для цифрового ТВ

Завершающаяся сегодня, 4 февраля 2010 года, в Москве 12-я международная выставка и конференция CSTB-2010 не блеснула в этом году особенным размахом: на этот раз второй павильон «Крокус-Экспо» ей пришлось делить с форумом «Технологии безопасности», как официально говорят: ради «объединения усилий выставочных операторов в интересах отрасли». На самом деле экспонентов больше чем на два зала просто не набралось. Разделение «зон ответственности», которое наметилось еще несколько лет назад, осталось и в этот раз. В одном зале доминировали операторы связи (как кабельные, так и спутниковые) и производители разнообразного «железа» – вместе с небольшой, но постоянной экспозицией китайских производителей они смотрелись весьма гармонично. Во втором же зале, где из-за шума не слышно собеседника на расстоянии пары метров, безраздельно царствовали телеканалы. Причем далеко не всегда российского производства – стендисты кроме милого щебетания между собой еще без устали опрашивали посетителей, которые проходили мимо стендов, в надежде «выловить» представителей кабельных каналов, где они еще не представлены: битва за расширение аудитории идет полным ходом.

Одна из заметных тенденций на рынке цифрового вещания – активный поиск крупными операторами партнеров в регионах. Совсем не для поглощения – скорее, для сотрудничества. Схема примерно одинакова и в свое время была обнародована «Межрегиональным ТранзитТелекомом». Локальный оператор, которому не по карману приобретать платформу для кабельного или IPTV и у которого нет времени договариваться с многочисленными телеканалами или хотя бы с агрегаторами-поставщиками ТВ-сигнала, выступает агентом крупного оператора связи для подключения своим клиентам разнообразных дополнительных услуг. Как в свое время говорил  директор дирекции по развитию сети МТТ Дмитрий Гуркин, перспектива для подобных проектов есть именно сейчас. В самом просто варианте это услуга цифрового телевидения, но, кроме того, к нему может быть добавлена и телефония, и VoIP, и т. д. Правда, абоненты должны заключать на эти услуги отдельный договор, но платить продолжают по тем же реквизитам, как раньше (только сумма, конечно, больше). Локальный же партнер просто перечисляет базовому оператору его большую часть денег, оставляя себе определенное вознаграждение на ежемесячной основе.

Примерно с похожей инициативой выступили на CSTB и операторы «Комкор» и «Акадо-Столица», входящие в группу компаний «Акадо». Схема действия в данном случае примерно похожа, правда, нацелена исключительно на операторов кабельного телевидения Московской области: только здесь у «Комкора» построена скоростная сеть передачи данных, поэтому о какой-либо региональной экспансии дело пока не идет. Работа самого решения примерно аналогична вышеизложенным. ГК «Акадо» собирает данные с 10 спутниковых группировок (20 спутников), в том числе в формате DVB-S2 (прием HD-каналов), с распределительной матрицы Останкино до эфирных передатчиков и с локальных телестудий и обеспечивает доставку этих сигналов региональному оператору КТВ, который получает возможность предоставлять своим абонентам полный спектр услуг цифрового телевидения.

В целом все подобные проекты создаются с единственной целью увеличения абонентской базы сравнительно простым способом, без утомительного прокладывания «последней мили»: этим занимается региональный партнер. Ему, правда, приходится устанавливать на своей сети дополнительное оборудование для обеспечения новых услуг, но в этом вопросе ему обычно помогает базовый оператор, у которого с поставщиками свои и достаточно выгодные условия по закупкам. В данном же конкретном случае президент ГК «Акадо» Михаил Силин считает, что использование нескольких методов освоения рынка Московского региона позволит реализовать темпы прироста абонентской базы в Подмосковье на уровне 15-20 % в год. Его оптимизм понятен, но тестовые проекты пока гораздо скромнее – в Люберцах, Балашихе, Троицке, Ивантеевке и Красногорске по агентским договорам подключено чуть больше 3 тыс. клиентов. Без сомнения, на активность ГК «Акадо» в этом отношении повлиял тот факт, что цифровым телевидением активно занимается московский областной филиал «Комстар-ОТС», контент которому поставляется столичной компанией аналогичного названия. Причем развивают в «Комстар» не кабельное, а IPTV – еще в прошлом году было проложено 160 км оптического кабеля и закончено строительство транспортной сети связи на основе технологий NGN в Московской области с 13 магистральными узлами связи.

Одним из мест практически массового паломничества посетителей CSTB оказался стенд «Национальной спутниковой компании» (торговая марка «Триколор ТВ»), где пользователям рассказывали не только и даже не столько о телевизионных каналах и оборудовании, сколько о возможности подключаться к одностороннему спутниковому доступу в Интернет с помощью самой обычной «тарелки» и мобильного модема. Правда, для этого клиент должен быть подписан на любой платный пакет «Триколор ТВ» (к примеру, «Оптимум») с ежегодной оплатой 600 руб. Как отмечал в свое время генеральный директор «Триколор ТВ» Вячеслав Мордачев, доступ в Сеть до конца 2010 года будет бесплатным. Но это только формально – ведь клиенту придется платить за трафик по обратному каналу, по которому он будет осуществлять запрос информации (см., например, новость раздела «Триколор ТВ» от 2 февраля 2010 г.).

 

Рекламные щиты приглашали абонентов подключаться
к спутниковому телевидению практически бесплатно


Вообще, тенденция расширения спектра своих услуг спутниковыми операторами выглядит достаточно интересной. Во-первых, остальные операторы спутникового ТВ такие либо предлагают с прошлого года (к примеру, как «Орион Экспресс» с HeliosNet или «Радуга-Интернет»). Во-вторых, самое интересное, постепенно различные карты для компьютера и «связки» из мобильных модемов постепенно начинают отступать под натиском полноценных продуктов. Речь идет о единых решениях, где спутниковые модемы совмещают в себе функции приема сигнала со спутника (в стандартах DVB-S и DVB-S2) и отправки исходящих запросов по мобильной связи (в стандарте GSM с поддержкой как GPRS, так и EDGE). Кроме того, такие устройства позволяет принимать спутниковое телевидение, в том числе и каналы высокой четкости (HDTV). Стоимость таких решений определяется на уровне 5-7 тыс. руб., но абоненту больше не надо будет путаться в связке кабельных трасс и разнокалиберного «железа». В-третьих, в надежде привлечь новых пользователей в соревновании с компаниями кабельного телевидения операторы спутникового телевидения вводят бесплатные пакеты телевидения. Раньше такое можно было встретить у «Триколор ТВ», сегодня бесплатный пакет есть и у «Орион Экспресс» («Континент ТВ»), а за 99 руб. пакет «Лайт» представлен даже у дотоле нерушимого в этом отношении «НТВ Плюс» (эта стоимость соотносима с оплатой за домовую антенну). Кроме того, предлагаются интересные способы увеличения ARPU за счет индекса инноваций – к примеру, StarBlazer предлагает загружать фильмы на клиентские компьютеры пользователей в соответствии с программой передач, а как только клиент хочет посмотреть какой-то фильм, то с его пользовательского счета будет сниматься 50-80 рублей, как в «видео по запросу» IPTV-операторов. Бизнес-модель не самая адаптивная, но это показывает, что операторы хотя бы начинают задумываться над информационно-развлекательными сервисами.

 

Самые мощные стенды были, конечно, у телеканалов – там проводился
активный поиск партнеров в кабельных сетях


В отличие от прошлых выставок, никаких особенных проектов по мобильному телевидению представлено не было – после запуска DVB-H-проектов «Скартела» и «ВымпелКома» рынок находится в ожидании развития именно этих кейсов. Некоторые компании-конкуренты, правда, демонстрируют вялый оптимизм. Правда, несколько производителей все-таки представили гибридные решения для мобильного интернет-телевидения, которые работают на стыке двух технологий. Как отметил представитель компании «Нетрикс» Вадим Макматов, наиболее адаптивным для провайдеров подобных услуг будет такое сочетание: по DVB-H передавать эфирные каналы и подкасты, интересные массовому зрителю, а по GPRS/EDGE/HSPA загружать заказанный контент в индивидуальном режиме – «пережатые» фильмы, а также видеоподкасты. Подобную интеграцию можно организовать с помощью комплексных платформ для предоставления услуг мобильного телевидения (к примеру, IPSoft IPDC Solurion). Таким образом, сеть передачи данных операторов связи не будет перегружаться большим объемом информации, а пользователи смогут получить заказанный контент прямо на мобильное устройство. Кстати, наибольшие шансы для внедрения подобного решения имеет тот же «ВымпелКом», терминалы которого поддерживают обе технологии передачи информации.

 

И «железо», и софт для мобильного ТВ были представлены весьма фрагментарно


Одной из ключевых особенностей ТВ-рынка России в ближайшее время будет уже начавшийся переход на цифровое телевидение. Разумеется, по словам главы Минкомсвязи РФ Игоря Щеголева, телевидение будет вещать в двух форматах (цифровом и аналоговом) до тех пор, пока у большинства граждан не появятся приставки для цифрового телевидения и зона покрытия не будет соответствовать тому, что есть сейчас в аналоге. Хотя на CSTB подобные устройства были представлены в ограниченном числе и совсем не те, «социальные», которые планируется раздавать бесплатно или в длительную аренду за небольшие деньги. Однако, посмотрев, к примеру, на изделия от «Локус-Про», можно составить представление о технических характеристиках подобных устройств среднего класса. По сути, вместо банальной «коробки» с блоком декодирования сигнала на частоте 175-862 МГц это будет небольшой мультимедийный центр, обеспечивающий не только просмотр телеканалов, но и прослушивание радио. С помощью приставок пользователи получат так называемый электронный гид EPG: по сети интерактивный список программ телеканалов (кажется, печатные издания, которые живут на этом сейчас, может ожидать крах), просмотр фотографий и видео с флешек и жестких дисков (подключение по USB), кроме того, телевизор можно будет использовать для воспроизведения файлов MP3. Причем ОС для подобных устройств базируется на Linux, а обновление версий прошивки будет осуществляться с помощью радиоканала.

 

В скором времени на экране телевизора можно будет
почитать почту и зайти в социальную сеть



И еще одно направление, представленное на CSTB, развитие которого происходит, правда, пока в скрытом режиме, – технологии защиты контента операторов платного телевидения. Разумеется, каждый производитель (нам удалось познакомиться с решением Dre Crypt) в данном случае предлагает свои механизмы контроля, системы шифрования, приставки и смарт-карты. Для конечного пользователя, скорее, интересными будут те дополнительные модули, которые обеспечат ему интерактивность. Аналогия с компьютером прямая – кроме «чистого доступа в Сеть» (в телевизоре это эфирные каналы), существуют и дополнительные услуги. К примеру, TV Chat – аналог IM-систем – когда абоненты могут обмениваться текстовыми сообщениями как между собой, так и в широковещательном режиме (на этом оператор, кстати, может хорошо заработать, минуя посредников – владельцев коротких номеров). С помощью отдельных модулей можно получать новости, погоду и курсы валют прямо на экран телевизора, просматривать там же без включения компьютера письма, MMS или сообщения из социальных сетей, а также заказывать для просмотра видеоподкасты или создавать свои.

Китайские производители со своими миниатюрными стендами в этот раз выступили скромно – хотя цена на кабель или стоимость цифровых приставок у них была, конечно, ниже российских сборщиков и производителей. Наиболее интересным решением показался Satellite Finder от небольшой компании с громким названием Goosat. По сути это мобильный полукилограммовый приемник всех незакрытых шифрованием спутниковых каналов, которые можно сразу смотреть на 3,5-дюймовом дисплее: такую штуку удобно установить в автомобиль. Правда, для работы все-таки понадобится приемная антенна, но подойдет практически любая – устройство не привередливо.

Автор: Максим Букин.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: кабельное телевидение, цифровое телевидение, IPTV