Всероссийская ярмарка научных открытий школьников проходит в Санкт-Петербургском государственном университете в шестой раз. В конкурсе участвуют работы учеников средних школ в области естественных и точных наук, которые оценивают известные учёные, преподаватели и бизнесмены. Изначально конкурс был создан в качестве отборочного тура всемирного смотра-конкурса научных и инженерных достижений учащихся Intel-ISEF (International Science and Engeneering Fair), проходящего в США (с 2001 года 27 петербургских школьников стали его лауреатами). Проекты представлены в шести секциях – математика, программирование, физика, биология, химия и техника. Ценные призы и подарки (ноутбуки, фотокамеры, мобильные телефоны и т. д.) победителям секций по традиции вручают руководители крупных компаний и предприятий. Призовой фонд конкурса в 2009 году составил 500 тыс. руб. Дипломы победителей Балтийского конкурса научных работ с 2008 года соответствуют стобалльным сертификатам ЕГЭ по математике, так как конкурс вошел в перечень всероссийских олимпиад школьников.
Конкурс вызывает неизменный интерес представителей бизнес-сообщества: в 2009 году около 20 компаний приняли участие в различных мероприятиях «Балтийского научно-инженерного конкурса». Среди них представители компаний Intel, EMC, петербургской лаборатории HP, «Линукс-Инк», «Ауровилль» и т. д. Многие из них, включая вышеперечисленные, выразили готовность сотрудничать и в 2010 году. Генеральным спонсором конкурса второй год подряд выступает петербургская группа компаний «ТЭТРА Электрик». Организаторы мероприятия стараются делать акцент на активном участии компаний Северо-Западного региона в поддержке молодых энтузиастов.
На церемонии открытия конкурса выступили представители образовательных учреждений, бизнеса и государства. Все выступающие отметили необходимость поддержки молодых талантливых будущих учёных, а также важность консолидации средней и высшей школы и бизнеса. «Сейчас все три структуры разобщены настолько, что, приходя в высшее учебное заведение, школьник, прежде всего, слышит требование забыть обо всём, чему его обучали в школе, а попадая после окончания вуза на работу, получает указание отложить все полученные ранее знания. Нам всем следует объединиться, и «Балтийский научно-инженерный конкурс» уже предоставляет такую возможность», – отметил один из организаторов конкурса Дмитрий Дмитриев.
Директор программы Intel-ISEF в России Мария Кибкало рассказала о поддержке компанией Intel различных образовательных инициатив. Сам международный конкурс Intel-ISEF является крупнейшим ежегодным смотром научно-исследовательских проектов школьников от 13 до 18 лет и впервые состоялся 60 лет назад. На сегодняшний день в конкурсе каждый год принимают участие около 1,5 тыс. школьников из 50 стран мира. Две команды-финалиста Балтийского конкурса смогут отправиться на Intel-ISEF, в состав жюри которого входят профессора ведущих институтов США и лауреаты Нобелевской премии. Призовой фонд конкурса составляет порядка $4 млн.
Компания Motorola, представители которой вошли в состав жюри, является практически постоянным спонсором конкурса. «Качество представленных проектов не ниже уровня прошлого года. Отрадно, что среди конкурсантов присутствует и «молодёжь» – ученики 8-9-х классов, которые, несмотря на юный возраст, разбираются не только в программировании, но и самостоятельно собирают необходимое оборудование (например, проект подмосковных школьников для игры «Брейн-Ринг»)», – прокомментировал представитель петербургского филиала компании «Моторола» Сергей Баранов.
В этом году заявку на участие подали почти 300 проектов, на самом конкурсе было представлено порядка 180, из которых около 25 относятся к сфере ИТ. Проекты, представляемые на стендах самими разработчиками – школьниками, разделились по секциям. Задачей жюри каждой секции была беседа со всеми участниками конкурса. Таким образом представители науки и бизнеса оценивали не только уровень самого проекта, но и степень участия в нём школьников, которые во время подготовки своей работы могли пользоваться советами научных руководителей.
Как отмечают организаторы, в финале конкурса особое внимание уделяется не только научной работе, но и презентационным и коммуникационным навыкам молодых учёных. Работа не должна представлять собой реферативный формат, но при этом, в отличие от конкурсов стартапов, не нуждается и в бизнес-составляющей: в проекте главное – проведённое исследование, даже если молодые авторы пока что не определились с практическим применением полученного результата. Впрочем, большинство проектов уже нацелены на конкретное применение: если не в качестве отдельного бизнеса, то как приложение для конкретных целей и пользователей. Например, система для проведения игр типа «Брейн-ринг», разработанная на программном уровне и собранная школьниками из Подмосковья, была придумана учащимися 8-х и 9-х классов для применения в клубе любителей «Брейн-ринга», участие в котором принимают и сами молодые учёные. «Мне нравится то, что у ребят есть творческий позыв что-то изучать. На конкурсе представлено мало законченных работ, но это и не является целью мероприятия – нужно делать некоторую скидку на возраст участников. Главное для них – это не бизнес-проект или открытие, просто интересная исследовательская научная работа», – рассказал Дмитрий Дмитриев.
В то же время авторы проекта «Адаптация веб-сайтов под мобильные устройства» из Петербурга признались, что планируют в будущем коммерциализировать свою разработку, предназначенную для упрощения и большего удобства работы по созданию мобильной версии сайтов. Создатели же мультиплатформенного приложения для контроля версий текстовых документов (Open.Office и Word) высказали желание выложить свою программу в общий доступ с открытыми кодами, хотя возможность создания в дальнейшем бизнеса на основе этого проекта также рассматривают. «Метод исследования свойств внимания человека с помощью статистического анализа сгенерированной им последовательности случайных чисел» пока что не нацелен на конкретных пользователей, но интересен с точки зрения разработки и, возможно, принесёт свою пользу в исследовании человеческой психики. Суть проекта «Стенографическая защита информации» достаточно проста и также может быть полезна пользователям: с помощью замены последнего байта в кодировке каждого пикселя любого выбранного изображения в формате bmp необходимый текст можно «спрятать» в картинку, которую затем расшифрует разработанный авторами проекта декодер. При этом изменения цвета каждой точки изображения настолько незначительно, что визуально отличить «обработанный» файл от первоначального невозможно. А разработанный школьниками проект «Создание интерактивных средств в образовательных пользовательских приложениях» рассчитан как раз на использование в школе: программа создана для учителей, получающих возможность быстро составлять компьютерные тесты и другие различные варианты проверочных работ для учеников.
Исследование связи чисел Фибоначчи и цветовой компьютерной графики, представленное белорусским школьником, не только может быть применимо на практике для быстрой обработки 3D-изображений (создания тени), но и само по себе уникально. Как рассказал автор проекта, информация о подобной связи чисел Фибоначчи и RGB-параметров цветов ранее не встречалась. Среди прочих проектов: аппаратное и программное обеспечение «Умного дома», программный комплекс для защиты Windows от несанкционированного входа в систему, электронное игровое приложение для подготовки школьников к сдаче ЕГЭ по информатике и многие другие. Интересны были также проекты, находящиеся на стыке разных областей: например, культурологический проект создания макета книги-раскладушки «Храмы Пензы», представляющий собой исследование возможностей применения современных компьютерных технологий для создания макета книги-раскладушки.
Как отметили организаторы конкурса, количество проектов в области ИТ в прошлом году по сравнению с 2008-м резко сократилось (почти в 2 раза). Количество исследований в этой сфере в нынешнем году чуть выше прошлогодних результатов, но всё так же низко по сравнению с количеством заявок, подаваемых в первые годы проведения конкурса. Объяснения этому не находят ни члены жюри, ни сами организаторы. При этом в последние 2 года резко возросло количество проектов-конкурсантов в секторе «Биология» – такое явление объясняется, скорее всего, простотой большинства проводимых исследований. Из 180 участвующих проектов 60 принадлежат петербургским школьникам. Конкурс продлится несколько дней, 5 февраля 2010 года состоится официальная церемония закрытия и награждение победителей.
«В этом году спонсоры не только предоставили призы для победителей и выступили в качестве членов жюри, но и оказали нам помощь при организации мероприятия. С каждым годом становится всё труднее отыскивать конкурсантов. Мы высылаем приглашения в образовательные центры различных регионов России. Регистрация участников проходит с 1 декабря по 20 января. В проектах обязательно должен присутствовать элемент научного исследования, потому что работы реферативного характера просто не пройдут на конкурс. Других конкурсов подобного формата и уровня в России просто нет», – прокомментировала представитель одного из главных организаторов конкурса «Лаборатории Непрерывного Математического образования» Мария Чистякова.