Tele2 заново пришел в Калининград

Сотовый оператор Tele2 запустил свой бренд в Калининградской области на базе приобретенного в позапрошлом году местного игрока «Цифровая экспансия», работавшего в диапазоне GSM 1800 МГц. Благодаря обновленной инфраструктуре и ребрендингу Tele2 рассчитывает занять 18-20 % калининградского рынка сотовой связи, ставшего 37-м регионом присутствия оператора в России.

Напомним, что в ноябре 2008 года Tele2 купила сеть сотовой связи, работающей в Калининградской области под брендом «Цифровая экспансия», сумма сделки составила около $14 млн (см. новость раздела Tele2 от 28 ноября 2008 г.). Напомним, что сама «Цифровая экспансия» вышла на рынок в 2004 году и ее создателем было местное ООО «Телесет Лтд» (см. новость раздела «Сотовые операторы» от 16 декабря 2004 г.).

Со времени приобретения актива в анклаве Tele2 осуществил интеграцию структуры в российский бизнес оператора, модернизировал имеющуюся сеть и расширил территорию покрытия, сформировав команду менеджмента (в частности, год назад региональным управляющим директором «Tele2 Калининград» был назначен Роман Максимов, см. новость рубрики «Назначения» раздела Tele2 от 9 февраля 2009 г. ) и построив сеть дистрибуции. В итоге в настоящее время сеть Tele2 доступна более 75 % жителей Калининградской области, в том числе в Калининграде, Советске, Черняховске, Нестерове, Светлогорске, Гвардейске, Гусеве, Славске, Балтийске и Приморске. В течение 2010 года территория покрытия будет увеличена. Бренд Tele2 и соответствующие тарифы запущены в Калининградской области в конце прошлой недели, 13 февраля 2010 года. Подключения к последним будут производиться через собственные центры продаж и обслуживания Tele2, салоны федеральных дилеров и местных компаний, мобильные точки продаж в торговых центрах, супермаркетах и на улицах города, а также интернет-магазин.

Президент «Tele2 Россия» Дмитрий Страшнов сказал по данному поводу следующее: «Tele2 в России продолжает успешно развиваться: Калининградская область стала 37-м регионом России, в котором жители получили возможность существенно снизить свои расходы на сотовую связь. На сегодняшний день мы имеем действующие сети во всех регионах Северо-Западного федерального округа России. Результаты нашей работы в прошлом году показывают, что услуги оператора-дискаунтера востребованы сейчас как никогда. И Tele2 является единственной компанией на российском рынке, которая работает в этом сегменте. Важно также отметить, что приход компании в тот или иной регион всегда стимулирует конкуренцию и приводит к снижению цен и повышению качества услуг и обслуживания у всех участников этого рынка».

Сейчас Tele2 предлагает Калининградской области два тарифных плана, ориентированных на разные потребности. «Плоский» тариф «Страйк» предлагает единую стоимость звонков в 0,4 рубля/минута на все номера «домашнего» региона, столько же стоит отправка SMS-сообщения по России. При этом фиксированная стоимость первой минуты разговора после 3-й секунды составляет 0,4 рубля. На общение внутри сети направлен тариф «Наши люди» со стоимостью минуты вызова и SMS-сообщения на номера «Tele2 Калининград» 0,3 рубля. Вызовы на другие номера «домашнего» региона тарифицируются по 0,95 рубля за минуту разговора, столько же стоит отправка SMS-сообщения. Абоненты «Tele2 Калининград» также смогут воспользоваться льготным роумингом внутри сети Tele2 в Северо-Западном ФО: при нахождении на территории других регионов все входящие звонки будут бесплатными. При нахождении на территории Калининградской области стоимость вызовов на любые номера Северо-Запада составляет 4 рубля/минута, абонентам Tele2 по России – 1,5 рубля.

Напомним основные предложения конкурирующих сотовых операторов в Калининграде.

Наиболее близким по параметрам предложению Tele2 «Наши люди» является тарифный план «МегаФона» «Шире круг» с единой стоимостью разговоров внутри сети «МегаФона» на Северо-Западе (в том числе и в Калининградской области, см. новость раздела «Тарифы «МегаФона Северо-Запад» от 17 ноября 2009 г.) в 0,5 рубля. При этом все прочие вызовы в рамках «домашнего» региона тарифицируются по 1,25 рубля/минута. «Плоским» тарифным предложением «МегаФона» является тариф «Сказка», запущенный в начале прошлого года (см. новость раздела «Тарифы «МегаФона Северо-Запад» от 3 марта 2009 г.), с единой стоимостью вызовов на любые номера в рамках Калининградской области в 1 рубль.

Предложением «Билайна» для массового рынка является тариф «2010», на котором за каждые 20 минут местных разговоров оператором начисляется 10 бонусных минут (не более 200 минут в неделю, см. новость раздела «Тарифы «Билайн» от 16 октября 2009 г.). При этом единая стоимость всех местных вызовов в пределах Калининградской области составляет 1,75 рубля за минуту разговора.

МТС предлагает тарифный план «Много звонков» (см. новость раздела «Тарифы «МТС Северо-Запад» от 26 мая 2009 г.), где первые три минуты звонков на любые номера «домашнего» региона стоят 2,95 рубля. А с четвертой по тридцать третью минуты разговоров – 0,07 рубля, за исключением звонков на фиксированные номера, которые продолжают тарифицироваться, как и звонки на все мобильные с 34-й минуты по 2,95 рубля.

Как показывает практика, после прихода дискаунтера Tele2 в регион средняя цена минуты падает у всех операторов. По словам председателя правления «Tele2 Россия» Юрия Домбровского, самым ярким примером этому служит Краснодарский край, где после прихода оператора цены опустились с одного из самых высоких показателей до самого низкого по России. Почти всегда Tele2 вынужден демпинговать ценами, чтобы занять долю на уже сформировавшемся рынке, часто работая себе в убыток и восполняя потери за счет своих зрелых регионов. Напомним, что цена интерконнекта (звонок из сети одного оператора в сеть другого) в России составляет 0,95 рубля, таким образом, тариф «Наши люди» со стоимостью звонков на номера других операторов Калининградской области в 0,95 рубля/минута заставляет оператора балансировать на грани рентабельности. А на тарифе «Страйк» с 0,4 рубля/минута – за этой гранью, при этом в начале своего развития с малочисленной абонентской базой в Калининградской области ему будет весьма проблематично покрыть убытки и за счет «приземления» звонков из других сетей (0,95 рубля за интерконнект). Между тем за счет столь агрессивного запуска в регионе Tele2 рассчитывает занять до 20 % калининградского рынка сотовой связи.

«Жители многих российских регионов до прихода Tele2 не догадывались, сколько, действительно, может стоить сотовая связь, – рассказывает региональный управляющий директор «Tele2 Калининград» Роман Максимов. – За последнее десятилетие эта услуга стала предметом первой необходимости, и вместе с этим вопрос, сколько мы платим за свое общение по мобильному телефону, перестал быть праздным. Наши абоненты получат широкий набор услуг, качественную связь на значительной территории Калининградской области, европейский уровень обслуживания – и все это по беспрецедентно низким ценам».

Тем не менее по итогам 2009 года Тele2 вошел в «большую четверку» российских операторов. По данным J’son & Partners Consulting (см. новость раздела Tele2 от 03 февраля 2010 г.), абонентская база оператора за годы выросла на 37,1 % и достигла 14,29 млн человек. Такой прирост абонентов во многом связывают с назначением на должность президента и СЕО «Tele2 Россия» летом 2009 года Дмитрия Страшнова и последовавшей за этим региональной экспансией оператора (см. новость раздела Tele2 от 27 июля 2009 г.).

«Рыночная стратегия в новых регионах не будет отличаться от стратегии в уже существующих регионах: низкие цены, полный набор услуг мобильной связи, включая EDGE, хорошее качество связи и высококлассное абонентское обслуживание, – заявил тогда г-н Страшнов. – Новые регионы будут запускаться с достаточно большой зоной покрытия. Согласно нашим планам, операции, построенные на собственной инфраструктуре, должны пройти точку безубыточности по EBITDА в течение трех лет с момента запуска сети в коммерческую эксплуатацию, однако возможны изменения в ту или иную сторону относительно этого срока в зависимости от региональных особенностей местных рынков».

Что касается дальнейших планов технологической модернизации сетей Tele2, то оператор после неудачи на конкурсе по распределению частот 3G в России по-прежнему смотрит в сторону LTE (Long Term Evolution), технологии, призванной осуществить плавный переход к четвертому поколению сотовой связи (4G). Tele2 даже подал заявку в Минкомсвязи вместе с операторами «МегаФон» и МТС на получение частот в диапазоне 2,3-2,4 ГГц для развертывания сетей LTE. Вместе с тем, по наблюдениям участников рынка, эти частотные конкурсы не являются технологически нейтральными, а «заточены» исключительно под технологию WiMAX. Именно поэтому «Билайн» демонстративно отказался от участия в этом конкурсе, аргументируя свою позицию тем, что в конкурсных условиях в качестве метода радиодоступа указана только технология OFDMA (в LTE в обратном канале, в отличие от WiMAX, используется SC-FDMA). Кроме того, получая частоты, оператору нужны и лицензии. В отличие от WiMAX, LTE - технология передачи не только данных, но и полноценного голоса. Но получение лицензий на голос в условиях Госкомиссии по радиочастотам не упоминается.

Тем не менее даже в случае гипотетической победы на этом конкурсе Tele2 может столкнуться с целым рядом проблем, не смотря на то что шведское подразделение группы уже накопило солидный опыт в партнерстве с TeliaSonera в области тестирования и эксплуатации сетей LTE. По мнению программного директора компании Frost & Sullivan Лука Томаса (Luke Thomas), чтобы реализовать высокие эксплуатационные характеристики LTE-сетей (3G), Тele2 должен иметь минимальную пропускную способность каналов в 20 MГц. А вместо того, чтобы предоставлять безлимитные 3G-тарифы или тарифы с неограниченным интернет-трафиком, Tele2 должен новаторски подойти к стратегии ценообразования, которая должна отличить его от конкурентов, но при этом быть простой и прозрачной для пользователя. Кроме того, абоненты должны иметь возможность приобрести различные LTE-терминалы в разных ценовых диапазонах. Между тем, по неоднократным заявлениям Qualcomm, одного из ведущего мировых производителей чипсетов для мобильных телефонов, первых LTE-смартфонов вообще не стоит ожидать ранее 2012 года, а получить полосу частот в 20 MГц в России с общепризнанным всеобщим дефицитом свободных частот не представляется возможным.

Кроме того, по словам руководства Tele2, российский рынок должен созреть для высоких скоростей LTE (средняя скорость по линии вниз в сети LTE шведской TeliaSonera – 25 Мбит/с). Как заявил Юрий Домбровский, оператор, без сомнения, начнет предоставлять услуги LTE, но только с момента, когда они станут массово востребованы. Пока же г-н Домбровский уверен, что на сегодняшний день для того низкодоходного рынка, на котором работает компания Tele2, не нужны другие технологии (кроме GPRS/EDGE) и рынок избыточно удовлетворен тем, что ему предоставляется как в плане услуг, так и в плане их качества.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: Tele2