VI конференция операторов телефонной связи России проходила в Петербурге с 1 по 3 декабря 2005 года. Инициаторами ее проведения выступили «Гипросвязь СПб», «Ассоциация операторов телефонной связи России» и петербургская ассоциация Universal Telecom, объединяющая средних игроков рынка. Спонсорами мероприятия стали компании Goodwin, Huawei Technology и «Натекс». До этого года мероприятие проводилось в Москве, но по инициативе ряда операторов и компании-организатора «Гипросвязь СПб» в этот раз конференция собралась в Петербурге. Участниками конференции стали операторы телефонной связи со всей России, и в целом собралось около 150 специалистов. Также на конференции присутствовали представители Министерства информационных технологий и связи России, чьей задачей стало разъяснение новых правил и механизмов взаимодействия операторов друг с другом и с государственными органами управления и контроля.
Напомним, что новый «Закон о связи» в базовом варианте был принят Государственной Думой 18 июня 2003 года и одобрен Советом Федерации 25 июня 2003 года. Впоследствии в него вносились многочисленные поправки и дополнения. Основной целью нового закона, по словам представителей регулятора, стала либерализация услуг связи, а также избавление от естественных монополий, в первую очередь – на дальнюю связь, которая принадлежала «Ростелекому» (это было одно из требований ВТО).
Как отметил на конференции заместитель директора департамента государственной политики в области инфокоммуникаций Мининформсвязи РФ Константин Новодережкин, сейчас законодательство о связи можно условно разделить на четыре уровня. На первом уровне находятся федеральные законы, второй уровень – это документация, с которой должны работать операторы (правила и постановления правительства), на третьем уровне находятся ведомственные приказы, и, наконец, последним уровнем являются лицензии, с которыми непосредственно работают операторы связи. При этом если закон о связи уже принят, то проработка остальных нормативных актов продолжается, и, по прогнозам министерства, этот процесс завершится к середине 2006 года. В частности, на сегодняшний день разработано 34 постановления.
Основной темой конференции стало обсуждение новых правил, которые вступают в силу с нового года. Среди наиболее актуальных можно выделить такие нормативные акты, как приказ Министерства информационных технологий и связи РФ № 97 от 8 августа 2005 года, который включает требования к построению телефонной сети связи общего пользования; постановление Правительства РФ от 19 октября 2005 года о государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования; приказ Министерства информационных технологий и связи РФ № 127 от 10 ноября 2005 года, регулирующий организацию работы по рассмотрению обращений операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, а также по вопросам взаимодействия операторов связи. Среди других важных документов - постановление Правительства РФ от 18 мая 2005 года «Об утверждении правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи» и постановление Правительства РФ от 25 мая 2005 года «Об утверждении правил оказания услуг подвижной связи».
Особый акцент на выступлении представителя Мининформсвязи был сделан на регулировании деятельности фиксированных операторов. В частности, если говорить о лицензировании их деятельности, то, например, оператором местной связи будет признаваться компания, имеющая одну или более точку присоединения к сети связи оператора, имеющего внутризоновую лицензию. Каждый оператор местной связи обязан иметь в активе такое количество точек присоединения, которое соответствует количеству муниципальных образований в каждом конкретном поселении либо городе. Исключением являются Москва и Петербург, как имеющие статус субъектов РФ – здесь местным оператором может считаться компания, предоставляющая услуги связи в одном из муниципальных образований. Примечательно, что в Петербурге таких образований 19, а в Москве всего 9. Также обе столицы – единственные субъекты РФ, операторы связи в которых имеют право на вынос своих сетей за пределы субъектов, а именно в Ленинградскую и Московскую область соответственно.
Следующий уровень – внутризоновые операторы связи. Здесь также есть свои особенности. В частности, претендент на зоновую лицензию обязан иметь точки присоединения во всех муниципальных образованиях субъекта и, кроме того, обязан предоставлять возможность подключения к своей сети местным операторам связи. Внутризоновыми операторами связи считаются операторы, предоставляющие услуги связи как в пределах одного субъекта РФ, так и в пределах федерального округа. Если брать примеры Северо-Запада, то, например, «Северо-Западный Телеком», «ПетерCтар», «Голден Телеком», «Метроком» в случае получения таких лицензий будут считаться внутризоновыми операторами, однако деятельность последнего будет ограничена Петербургом – в силу географии его сети. Внутризоновый оператор связи обязан обладать соединениями со всеми операторами дальней связи. Такое обременение наложено в силу того, что абонент обладает в рамках нового закона правом выбора оператора дальней связи.
Далее следуют операторы дальней связи. В их обязанности входит создание четыре транзитных узлов связи с международными сетями, два из которых должны находиться в пределах европейской части РФ, а два узла должны быть расположены за Уралом. Кроме того, операторы дальней связи обязаны обладать узлами связи в каждом из 88 субъектов РФ. Все вышеуказанные узлы связи необходимо обеспечить между собой независимыми каналами связи, для того чтобы исключить возможность сбоя в сети.
Особым элементом нововведений стали обязанности, наложенные на операторов, признанных существенными. В частности, они обязаны публиковать правила присоединения к своим сетям в общедоступных источниках информации для других операторов связи. Кроме того, министерские работники рекомендуют операторам связи более активно сопротивляться требованиям существенных операторов, касающимся соответствия присоединяющихся операторов техническим условиям (ТУ). Так как они выставляются до заключения договора, то, следовательно, не должны выполняться в обязательно порядке, так как не являются объектом договорных отношений.
Но уже сейчас в рамках нового законодательства есть недостатки, которые отмечают как представители министерства, так и операторы. Например, с учетом нового законодательства оператор связи не имеет права лишить абонента услуг связи, по которым у того нет задолженностей. Следовательно, если абонент не оплачивал услуги местной связи и оператор отключил его за неуплату, он обязан в то же время оставить возможность междугородней и международной связи. Опасность существует и для операторов дальней связи, так, не заплатив одному оператору, абонент может обратиться к услугам следующего оператора, и тот не будет в праве отказать.
Проблемным вопросом также остается взаимодействие операторов связи, признанных существенными, и остальных игроков рынка. В частности, последние опасаются ценовых сговоров и умышленного завышения цен. Министерство информационных технологий и связи РФ планирует выпустить утвержденные тарифы не ранее середины 2006 года, а до тех пор операторам предлагается самим урегулировать свои отношения и пользоваться уже заключенными договорами.
Пожалуй, единственным 100-процентным положительным изменением для всех операторов стала новость о сокращении числа лицензионных условий. Если раньше их количество колебалось в пределах 30 - 40, то теперь их количество составляет около 20 (при этом предлагались варианты с меньшим количеством, например, всего два – на оказания услуг электрической связи и почтовой связи). Как следствие, после ввода новых правил должны упроститься процедуры получения лицензии и увеличиться эффективность работы ведомств.
Кроме того, в скором времени грядут новые методики контроля деятельности операторов. Эти методики сейчас проектируются в Мининформсвязи, после чего пройдут проверку и регистрацию в Минюсте и будут опубликованы. Уже сейчас известно, что контроль будет состоять из трех элементов. Первый, плановый контроль деятельности будет проводиться раз в два года, при этом в случае соблюдения оператором всех условий предоставления услуг органы проверки оставляют за собой право сокращения этапов проверки. Также на этом этапе возможен и обратный вариант. Внеплановый контроль инициируется при наличии жалобы на конкретного оператора связи. Кроме того, разрабатываются методики дистанционного контроля, который подразумевает использование различного оборудования для проверки деятельности оператора на расстоянии.
В отношении контроля бизнеса и контроля взаимодействия операторов также появились некоторые новшества. Так, операторы между собой обязаны вести учет голосового трафика, который в свою очередь должен учитываться во временных единицах (секундах, минутах, часах), аналогичные отчеты должны будут предоставляться и в контролирующие органы. Между тем учет трафика передачи данных может вестись как в пропускной способности канала передачи данных и времени его эксплуатации, так и в единицах измерения объема данных (килобайт, мегабайт, гигабайт и пр.). Эта относительная свобода предоставлена министерством по просьбе операторов, которые обратили внимание на слишком большие объемы передачи данных и сложности их учета.
Напомним, что одной из самых обсуждаемых проблем в связи с вводом нового законодательства стал вопрос о легитимности существования операторов IP-телефонии, которые специализируются на услугах дальней связи. При этом в законе не указано о необходимости использования какой-либо особенной технологии при передаче голосового трафика, то есть фактически любой IP-оператор, который построит сеть по всей стране и обеспечит ее независимыми каналами связи, сможет также предоставлять услуги дальней связи. Однако у подавляющего большинства операторов местного уровня нет средств на построение сетей такого масштаба. Впрочем, и здесь нашелся выход, признанный представителями министерства легитимным. Дело в том, что любой местный оператор IP-телефонии может создать дочернее предприятие, которое будет иметь лицензию интернет-провайдера, после чего сам оператор, имеющий лицензию на услуги местной связи, организует канал между провайдером и своими абонентами. На «выходе» абонента будет встречать публичный сервис для передачи голоса (из наиболее известных можно отметить Skype или SipNet). Абонент может воспользоваться данной услугой, а со стороны оператора связи данная услуга будет квалифицироваться не как предоставление услуг дальней связи, а как предоставление контент-услуги. В итоге единственной проблемой для оператора станет создание собственной программы или заключение договора с уже существующими сервисами.
Говорили на конференции и об универсальной услуге связи. Напомним, что механизм универсального обслуживания предполагает предоставление услуг телефонной связи с использованием таксофона в отдаленных и сельских регионах, а также предоставление доступа в Интернет в населенных пунктах, где проживает свыше 500 человек. Министерство планирует к 2007 году завершить все конкурсы на предоставление универсальных услуг и с 2008 года начать работу с «Фондом универсальной услуги», который должен включать отчисления всех без исключения российских операторов связи. Здесь основной проблемой, по мнению собравшихся, станет невозможность конкурирования небольших игроков с существенными операторами за госзаказы. Между тем в России сейчас более 46 тыс. нетелефонизированных населенных пунктов, и при этом большая их часть находится в Центральном федеральном округе, то есть недалеко от основных магистралей связи. Напомним, что сейчас конкурс на оператора универсальной услуги прошел пока в Дальневосточном округе.
На конференции также были объявлены некоторые проекты, которые регулятор планирует реализовать к середине 2006 года (не оглашая пока конкретных сроков). Это, в первую очередь, проработка перевода системы и план нумерации 7-й зоны на мировые стандарты (в частности, он подразумевает выход на межгород и международные звонки через «0» и «00» соответственно). Планируется также установить порядок проведения торгов (аукционов, конкурсов) на получение лицензий на оказание услуг связи на территории с ограниченными ресурсами сети связи общего пользования и использованием радиочастотного спектра. Еще один пункт в этом перечне – разработка правил оказания услуг связи в сетях передачи данных и на сетях проводного радиовещания. Наконец, планируется разработать порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, взимания такой платы, ее распределения и использования.
«Я считаю проведение данной конференции более чем актуальным. Мы смогли оценить проблемы малых операторов и, кроме того, постарались по возможности наиболее полно ответить на их вопросы. В следующем году было бы неплохо провести конференцию, которая бы собрала участников для оценки уже действующих изменений», - резюмировал Константин Новодережкин.
На вопросы корреспондента spbIT.ru ответил генеральный директор одного из главных организаторов конференции – ОАО «Гипросвязь СПб» - Евгений Андреев.
Расскажите, каковы были главные причины участия вашей компании в данной конференции, ведь изменения в законе лишь косвенно относятся к проектным предприятиям?
- Мы изначально работаем на рынке связи, и все присутствующие на нем операторы - наши потенциальные заказчики. Изменения в законе повлекут за собой и изменения в принципах функционирования сетей телекоммуникационных компаний. Кроме того, работа на данной конференции и за ее пределами позволяет нам формировать и создавать именно те решения, которые будут необходимы нашим заказчикам.
Как вы уже заметили, «Закон о связи» касается нас только косвенно, и потому я считаю, что первым следствием станет увеличение количества заказов. Кроме того, возможно, что некоторые операторы уйдут с рынка, но их место займут другие компании, которым также будут необходимы наши услуги. Так что я не считаю, что наш бизнес существенно изменится.
Каковы основные цели участия компании «Гипросвязь СПб» в мероприятии?
- Мы хотим помочь операторам сформулировать новую стратегию ведения бизнеса в изменившихся условиях и оценить их готовность к грядущим изменениям. Кроме того, мы также хотим сотрудничать с «Ассоциацией операторов телефонной связи», и наше участие в этом случае кажется мне более чем оправданным.
Как вы оцениваете новое отраслевое законодательство?
- Постепенное реформирование отрасли – это нормальный тренд. Можно сказать, что это первая попытка правительства привести данную отрасль к мировым стандартам, что в свою очередь приведет и к более конкретной цели – вступлению России в ВТО.