Пресс-конференция была приурочена к завершению срока подачи заявок на конкурс для журналистов «Золотое перо» (заявки принимаются до 5 марта 2009 года включительно). На данный момент журналисты различных изданий с любыми публикациями могут принимать участие в 15 номинациях конкурса. Среди них пока что ни одна не посвящена ИТ-тематике. Но, как пояснили организаторы конкурса, материалы, связанные с информационными технологиями, могут участвовать в других номинациях. Компания МТС является одним из спонсоров конкурса, а также планирует вручить собственный специальный приз особо отличившимся авторам публикаций.
Встреча началась с выступления генерального директора информационно-аналитического агентства «Неделя сотовых технологий» Дениса Кускова. В своём докладе «Актуальные темы телекоммуникационной журналистики» г-н Кусков рассказал о проблемах и особенностях освещения вышеупомянутой тематики в нетематических и в специализированных изданиях. По словам выступающего, основной проблемой сейчас является то, что журналисты неспециализированных изданий чаще всего не имеют времени вникать в узкую телеком-тематику для того, чтобы создавать действительно интересные и полезные публикации. В то же время специализированные издания пишут на чересчур узкие и непонятные для неспециалистов темы. В целом в СМИ вообще больше внимания уделяется другим аспектам жизни человека, несмотря на то, что тема информационных технологий, повсюду проникающих в нашу жизнь, должна была бы быть довольно популярной.
Как отметил Денис Кусков, всего несколько лет назад в России существовало достаточно мало телекоммуникационных операторов и буквально несколько дилеров, никто не занимался мобильным контентом, проникновение ИТ-компаний было минимально. Сейчас ситуация в корне изменилась, пользователей можно заинтересовать гораздо большим числом новых технологий: помимо GSM возникли такие явления, как Wi-Fi, 3G, WiMAX и т. д. По данным, представленным г-ном Кусковым, фиксированной связью на данный момент в Петербурге пользуются более 1 млн человек. Проникновение сотовой связи – порядка 11 млн, что означает в среднем наличие двух сим-карт у каждого жителя Северной столицы. В целом телекоммуникационный рынок растёт, у среднестатистического горожанина есть какой-либо мобильный девайс, несколько сим-карт, доступ к Интернету – дома и на работе, возможность использования мобильного Интернета и заказа контента через короткие номера и USSD-запросы. Уже сейчас некоторые операторы создают опытные LTE-зоны, где достигаются скорости до 160 Мбит/с. По мнению г-на Кускова, в ближайшем будущем владельцы мобильных телефонов смогут с их помощью воспользоваться множеством новых полезных сервисов: например, расплачиваться за покупки и услуги, покупать билеты на различные виды транспорта без необходимости ожидания в очередях и т. д. Причём осуществляться управление этими сервисами будет буквально нажатием нескольких кнопок на телефоне. В других развитых странах подобные технологии уже используются, вскоре они будут доступны и в России.
Также докладчик отметил, что за прошедшие годы цены на ИТ-услуги и оборудование существенно упали: это касается в том числе мобильных телефонов и услуг связи. В итоге к новым технологиям подключается всё больше пользователей, создаётся большое количество новых компаний, отсюда – рост конкуренции во всех сегментах телекоммуникационного рынка, что всегда благоприятно влияет на его общее состояние и качество предоставляемых товаров и услуг. В Петербурге, например, на сегодня действуют 5 операторов мобильной связи и более 100 операторов фиксированной, а цены в Северо-Западном регионе самые низкие во всей России. Это касается и цен за подключение к Интернету, скорости которого при этом постоянно растут. Минимальная стоимость фиксированного Интернета – 175 рублей/мес., мобильного – 190 рублей/мес. Созданной в регионе конкуренции не наблюдается даже в Москве, где присутствуют 4 оператора мобильной связи: «большая тройка» и «Скай Линк». Средняя цена проданных за 2009 год мобильных телефонов составляет 5 тыс. рублей. В 2008 году эта цифра была выше, что объясняется общей финансовой ситуацией в мире. Тем не менее покупатели чаще выбирают устройства с дополнительным набором функций, более высоким разрешением камеры в телефоне, поддержкой 3G и пр. При таком положении дел телеком-темы для журналистов любых изданий всегда найдутся, но часто представители СМИ не могут самостоятельно в них разобраться.
«Новые сервисы возникают за счёт создания новых технологий, и если у общества не будет потребности в новом контенте, то не будет иметь смысла и работа операторов. При этом развитие технологий – это и есть стимул роста конкуренции и, следовательно, улучшения рынка», – пояснил Денис Кусков.
Далее в своём докладе директор Северо-Западного филиала компании МТС Иван Золочевский рассказал о проблеме мобильного мошенничества и борьбе с ней. Напомним, не так давно оператор заявил о старте комплексной программы по противодействию мобильному мошенничеству (см., например, новость раздела «Мобильная связь» от 16 февраля 2010 г.). Как пояснили представители компании, мошеннический бум пришёлся на осень прошлого года, и после огромного количества посыпавшихся жалоб от абонентов оператор решил серьёзно заняться этим вопросом. Защитой своих абонентов заинтересовались и другие операторы: в прошлом месяце «Билайн» запустил специальный сайт для борьбы с мошенничеством – см. новость раздела «Билайн» от 18 февраля 2010 г. Также заняться защитой своих абонентов планирует «МегаФон» – см. новость раздела «Мобильная связь» от 19 февраля 2010 г. Аналитики рынка сотовой связи не всегда положительно оценивают такое, казалось бы, благородное стремление операторов бороться с мобильным мошенничеством – см., например, материал раздела «Мобильное мошенничество» от 19 февраля 2010 г.
Как подчеркнул г-н Золочевский, именно востребованность сервисов толкает операторов на огромные затраты для их создания. При этом возникновение недобросовестных контент-провайдеров объясняется как раз развитием телекоммуникационного рынка и проникновением мобильной связи – большое количество абонентов привлекает мошенников и заставляет изобретать новые способы вымогательства денег у пользователей мобильных устройств. Подробнее о проблеме VAS-мошенничества – см. материал раздела «Мобильная связь» от 10 февраля 2010 г. Как подчеркнул выступающий, сами операторы не несут ответственности за контент-провайдеров, с которыми работают не напрямую, а только через контент-агрегаторов; последним и предоставляются короткие номера для дальнейшей их реализации. Но, по словам Ивана Золочевского, компания МТС борется, прежде всего, за собственного клиента, поэтому при возникновении жалобы обязательно рассматривает её и привлекает к ответственности контент-провайдера при выявлении случаев мошенничества.
Докладчик рассказал, что на данный момент политика штрафов относительно контент-провайдеров в компании серьёзно ужесточилась и позволяет в случаях мошенничества лишать провайдера 99 % выручки. Изъятые у компаний штрафы идут на возмещение сумм, списанных со счетов обманутых абонентов, – то есть возвращаются пользователям. Кроме того, в компании появилась бесплатная услуга «Инфоконтент», делающая абсолютно прозрачной стоимость тех сервисов, которые можно заказать, отправив SMS на короткий номер (для этого на тот же номер достаточно отправить сообщение со знаком вопроса и в ответ получить от оператора всю информацию о стоимости предоставляемой услуги).
Возвращаясь к теме публикаций, посвящённых телекоммуникациям, в общих СМИ, г-н Золочевский подчеркнул, что для подобных изданий самое важное – чтобы читатель понял, о чём идёт речь, поэтому говорить с ним следует на понятном ему языке, не используя неясных терминов и лишних понятий. Целью публикаций должна быть помощь читателю в совершении выбора при подключении какой-либо услуги или покупке устройства и выборе оператора. А самим журналистам стоит стараться до конца разобраться в затрагиваемых вопросах.
«Судя по задаваемым вопросам, журналисты из непрофильных изданий не совсем представляли себе, о чём спрашивать докладчиков. Это ещё раз доказывает, что на данный момент публикуется слишком мало материалов на тему телекоммуникаций и сами представители СМИ в ней не очень хорошо разбираются. В том числе и для этого мы поддерживаем конкурс «Золотое перо» – чтобы вообще поддержать профессиональных журналистов и, возможно, обратить их внимание на мобильную связь. Тем не менее интерес всё-таки есть, и в целом мероприятие прошло успешно», – прокомментировала специалист по связям с общественностью филиала ОАО МТС «Северо-Запад» Юлия Неменова.