Метрополитен - крупнейшее предприятие транспортной отрасли Петербурга. Ежедневно метрополитен перевозит примерно 2,2 млн пассажиров, а количество сотрудников предприятия превышает 13 тыс. человек. Всего петербургский метрополитен насчитывает 58 станций, а без учета пересадочных и наземных - 49.
Компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) вышла на петербургский рынок в 2001 году. Первое объявление оператора о запуске услуг в петербургском метро появилось спустя ровно год после старта наземной сети – 11 декабря 2002 года. Тогда базовые станции МТС заработали на шести узловых станциях: «Невский проспект»/"Гостиный Двор"; «Площадь Восстания»/"Маяковская"; «Сенная площадь»/"Садовая"; "Владимирская"/"Достоевская"; «Технологический институт-1»/"Технологический институт-2"; «Площадь Александра Невского-1»/"Площадь Александра Невского-2". На этих станциях было тогда обеспечено полное покрытие всех подземных вестибюлей, переходов и эскалаторов. Затем накануне 300-летия города руководство компании объявило о продолжении работы в метрополитене, где устанавливалось более трех десятков базовых станций (особенность этого проекта – каждая из них была рассчитана на обслуживание от двух до восьми платформ с помощью репитеров).
В ноябре 2004 года компания «Мобильные ТелеСистемы» начала тестирование специального оборудования, предназначенного для обеспечения связи в тоннелях петербургского метрополитена между двумя узловыми станциями метро: «Невский проспект» и «Сенная площадь» (в дальнейшем к этому процессу подключились еще два оператора «большой тройки»), и к марту 2005-го сеть работала уже на 75 % станций петербургского метрополитена. К концу ноября этого года сеть оператора охватила все станции и переходы метро северной столицы.
Как отметили в пресс-службе МТС, развитие сети в метро являлось частью программы по расширению охвата и улучшению качества покрытия МТС в Петербурге и Ленобласти. Так, в июле 2005 года компания проводила программу по планированию развития областной сети. В рамках этого процесса компания организовала специальный опрос на страницах своего официального сайта. Дальнейшее развитие сети проводилось при учете данных опроса. В рамках акции абонентов просили ответить на вопрос: какой из районов Ленинградской области еще не охвачен сетью МТС и нуждается в этом в первую очередь. В сообщении требовалось указать не только район области и наименование населенного пункта, но также название улицы или номер дома. Сотрудники МТС выясняли причины, по которым необходимо устанавливать связь (например, в данном населенном пункте расположено крупное садоводческое хозяйство или проводятся лесозаготовки). Кроме того, для стимулирования абонентов проводился конкурс, по итогам которого четверо самых активных участников опроса были награждены картами «Экспресс-оплаты» на сумму $50. Анкета опроса по-прежнему находится на официальном сайте МТС. Там абоненты могут оставлять информацию о «белых пятнах» в зоне покрытия сети в Петербурге и Ленинградской области.
Напомним, что первым петербургским и одновременно первым российским оператором, спустившимся в метрополитен, стал Северо-Западный филиал оператора сотовой связи «МегаФон» (тогда – ЗАО «Северо-Западный GSM»). В мире это пятый оператор, который сделал сотовую связь доступной в метро – это произошло летом 1999 года, когда связь была установлена на трех пересадочных узлах: «Технологический институт», «Невский проспект»/"Гостиный Двор" и «Площадь Восстания»/"Маяковская". В начале 2001 года «Северо-Западный GSM» заработал на оставшихся пересадочных станциях. К июлю прошлого года сеть «МегаФон» охватила весь петербургский метрополитен. Последней станцией метро, покрытой сетью, стала «Площадь Мужества». В настоящее время мобильная связь «МегаФон» доступна на всех 49 станциях метрополитена, а с учетом пересадочных и наземных станций - на 58. Кроме того, связью охвачен тоннель на участке ст. «Невский проспект» - «Сенная площадь». По сообщению представителей пресс-сужбы оператора, для покрытия участка используются базовые станции, установленные ранее для организации связи в вестибюлях. Для охвата этого тоннеля сторонней компанией был проложен щелевой кабель, которым могут пользоваться сразу несколько операторов. Кроме того, компания «Мегафон» установила на этом участке дополнительное оборудование, и сигнал сети теперь доступен в вестибюлях, на эскалаторах и на платформах всех станций. Таким образом, полное освоение подземной магистрали заняло у оператора неполных шесть лет. Одновременно оператор продолжает улучшать покрытие сети: «В текущем 2005 году в сети "МегаФон Северо-Запад" (с регионами) было установлено 500 площадок базовых станций. Сейчас компания занимается расширением зоны покрытия, оптимизацией и модернизацией сети в уже охваченных связью районах для обеспечения необходимой емкости и уровня качества», – сообщили в пресс-службе оператора.
Третий оператор «большой тройки», компания "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн"), вышел «на связь» в метрополитене через год после своего старта в северной столице – в апреле 2004 года. Первой станцией была "Маяковская", а в настоящее время связь в метро доступна на более двадцати станциях. По сообщению пресс-секретаря петербургского филиала ОАО «ВымпелКом» Евгении Алешко, до конца 2005 года компания намерена охватить сетью все станции петербургского метрополитена: помимо вестибюлей метро, связь может стать доступной на перегонах между станциями, в начале и конце тоннелей. Кроме того, специалисты компании продолжают работать над улучшением качества сотовой связи «Билайн» в Ленинградской области. В частности, одним из проектов здесь стало начало предоставления связи на территории крупных садоводческих хозяйств, которые были охвачены еще до начала дачного сезона. В следующем году в планах компании – продолжить работу по улучшению качества связи в дачных массивах и над проектом по покрытию сетью автомобильных трасс Ленобласти.
Еще один петербургский GSM-оператор – Теlе2 - также обращает внимание на подземные магистрали: по сообщению пресс-службы, абоненты Tele2 пользуются сотовой связью в петербургском метро с апреля 2005 этого года. Тогда сеть появилась на основных пересадочных станциях метрополитена.
По мнению экспертов, так как Северо-Западный регион является вторым по величине и значимости на российском рынке сотовой связи, все петербургские операторы мобильной связи продолжают укреплять свои позиции, несмотря на то, что строительство сети в метро Петербурга обходится им в несколько раз дороже, чем московским операторам. Дело в том, что петербургское метро расположено глубже, чем столичное, и для уверенного приема на эскалаторах приходится ставить дополнительные антенны.