Как рассказал директор Центра информационных технологий, руководитель Лаборатории непрерывного математического образования Илья Чистяков, в 1992 году ряд учёных и преподавателей Петербурга осознали, что система обучения и подготовки ребят к олимпиадам в России практически перестала существовать. В связи с неверно направленной, по мнению г-на Чистякова, деятельностью чиновников олимпиады из «поисковой системы» одарённых школьников превратились в спортивную систему. «Таким образом, практически совершенно перестали появляться новые имена – из года в год в олимпиадах участвуют одни и те же лица. И мы решили создать структуру, независимую от государства, которая бы позволила снова поставить всё на ноги», – пояснил г-н Чистяков. Изначально ЛНМО готовила школьников только по направлению математики, затем появились классы с усиленной подготовкой по программированию и биологии. Занятия в лаборатории ведут вузовские преподаватели, преподаватели из академических институтов, а также опытные школьные учителя. По словам руководителя лаборатории, коллектив учителей должен состоять из единомышленников, готовых работать с одарёнными ребятами, и представлять собой своеобразный симбиоз педагогов разного возраста, опыта и уровня преподавания.
Фактически через год своего существования лаборатория стала сотрудничать с математико-механическим факультетом СПбГУ. Матмех начал предоставлять свою помощь в построении программ, тенденций и алгоритмов обучения, а также в образовании преподавательского коллектива. С 1994 года лаборатория ежегодно получает гран-при на европейском конкурсе по математике и программированию, кроме того, учащиеся получали гранты и на всемирно известном конкурсе Intel ISEF в США, куда на отборочный тур попадает ежегодно более 3 млн школьников. Начиная с 2000 года призёрами этого престижного конкурса стали 24 ученика Лаборатории непрерывного математического образования, что, по ее данным, является беспрецедентным достижением среди российских школ.
Обучение в классах ЛМНО проводится по авторским программам, утверждённым экспертным советом. Отличие этих классов от обычных заключается в том, что основное образование здесь тесно связано с дополнительным. Все ребята занимаются какой-либо исследовательской деятельностью. Отбор учащихся производится по итогам городских и региональных олимпиад, кроме того, предложения обучаться в ЛНМО поступают и просто талантливым и одарённым школьникам, также желающие одарённые ребята могут сами попытаться пройти собеседования для поступления в ЛНМО. На данный момент лаборатория функционирует на базе 572-й школы, в которой наравне со специализированными есть и самые обычные классы. Сотрудники ЛНМО работают по ставкам школьных учителей, ее ученики зачисляются в классы школы № 572. Набор в классы при ЛНМО идёт только с 8-го класса (также набирается и 9-й), однако для 6-7-х классов существуют дополнительные кружки, посещая которые школьники могут определиться с направлением своего дальнейшего обучения. Кроме того, ежегодно организуется «День открытых дверей» (в этом году он пройдёт буквально на днях – 21 марта), а также проводятся собеседования, по результатам которых и формируются группы. «Мы ждём талантливых ребят, которые желают усиленно заниматься, учиться по инновационным программам. Набор идёт в четыре класса – два математических, и два биологических (8-й и 9-й). В каждом обучается по 25 человек», – уточнил Илья Чистяков.
Выпускники классов при ЛНМО по окончании школы поступают в такие престижные учебные заведения, как СПбГУ, НИЯУ, МИФИ и др., а в дальнейшем (после окончания института) работают в крупных ИТ-компаниях, присутствующих в Петербурге, таких как Motorola, Intel, «Яндекс» и др. Г-н Чистяков объясняет это тем, что лаборатория приучает школьников к творческому мышлению, организаторской творческой деятельности, делает из них успешных людей с самостоятельным мышлением. Всего за годы существования лаборатории было выпущено порядка 250 учеников (изначально ЛНМО выпускала только 1 класс в 3 года, и только затем, с увеличением количества площадей лаборатории, возросло и число учащихся).
Между тем, по мнению г-на Чистякова, совершенно неправильно призывать школьника или даже учащегося первых курсов высших учебных заведений заниматься промышленным программированием. «В области математики и информатики чем позже вы начнёте заниматься профессиональной деятельностью, тем более высокое место в дальнейшем сможете занять. Отрасль уже достаточно развита, поэтому с помощью одних только амбиций и без опыта в ней ничего не добиться. Для того чтобы добиться здесь успеха, требуется содержательное фундаментальное образование. Мы в лаборатории стремимся давать интенсивное образование, благодаря чему учащийся в дальнейшем сможет намного быстрее овладеть необходимыми знаниями и навыками, не «застревая» на чём-то давно уже пройденном», – отметил г-н Чистяков.
Бизнес не остаётся безучастен к талантливым школьникам: лабораторию непрерывного математического образования поддерживают такие компании, как «ТЭТРА Электрик», петербургская лаборатория компании HP, EMC, «Ауровилль», «Линукс-Инк» и др. Кроме того, обучение происходит при поддержке Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования – данное учреждение очень внимательно относится ко всем инновационным проектам Петербурга. Сотрудники ИТ-компаний также преподают в ЛНМО, знакомят школьников с системами, используемыми в данных организациях. Однако, по мнению г-на Чистякова, если в сотрудничестве с университетами компании видят вполне очевидную для себя выгоду в плане подготовки конкретных будущих кадров, то в отношении школьников это скорее благотворительные проекты, направленные больше на развитие отрасли в целом.
По словам преподавателя информатики ЛНМО, программиста, совладельца компании Advanced Tools, Дмитрия Штукенберга, программа обучения в лаборатории нацелена на то, чтобы давать как можно более современную программу, рассматривать актуальные вопросы. «Развитие области программирования в России уже не настолько «быстрое», чтобы можно было не изучать её, однако ещё не настолько «медленное», чтобы можно было не обновлять регулярно программу. На отделении информатики мы преподаём функциональные языки программирования, например, Haskell – разумеется, не для всех учеников, группы делятся по степени сложности. Конечно, может быть, для промышленного программирования преподаваемые нами знания и не очень годятся, зато за счёт этого обучение школьников выходит максимально интенсивным с точки зрения содержательности и фундаментальности. Помимо всего прочего, в нашей лаборатории есть понятие научной работы (каждый школьник должен делать научную работу по той профессии, которой он планирует в дальнейшем заниматься), а также имеются спецкурсы, на которых происходит изучение других фундаментальных языков, подходов и алгоритмов», – сообщил г-н Штукенберг.
В перспективе у учредителей лаборатории есть желание двигаться в сторону более серьёзной школы, уже сейчас предпринимаются попытки расширить профиль – чтобы специализацией школы стала не только математика, как было изначально, но и другие предметы. На данный момент проводится обучение по трём областям – математика, программирование и биология. К слову, в самой биологической лаборатории, оснащённой необходимым оборудованием, проводятся различные исследования, без которых, по словам преподавателей, полноценное обучение просто невозможно.
Напомним, что Лаборатория непрерывного математического образования является одним из официальных организаторов «Балтийского научно-инженерного конкурса» для школьников, проходившего в этом году в Санкт-Петербургском государственном университете в шестой раз (подробнее о финале конкурса – см. новость раздела «Разработка ПО» от 9 февраля 2010 г.). В конкурсе участвуют работы учеников средних школ в области естественных и точных наук, которые оценивают известные учёные, преподаватели и бизнесмены. Изначально конкурс был создан в качестве отборочного тура всемирного смотра-конкурса научных и инженерных достижений учащихся Intel-ISEF (International Science and Engeneering Fair), проходящего в США (с 2001 года 27 петербургских школьников стали его лауреатами). Проекты школьников были представлены в шести секциях – математика, программирование, физика, биология, химия и техника (подробнее о самом конкурсе – см. новость раздела «Конференции» от 4 февраля 2010 г.).